ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу выяснить причины ошибки"

Само слово «выяснить» предполагает, что вы хотите что-то для вас темное и непонятное сделать ясным, понятным. По сути это заказ «научиться видеть и понимать» то или иное явление, развитие отношений и т.п.

Однако зачастую все бывает гораздо проще – и тем самым сложнее. Потому что в русском языке уже давно сформировался устойчивый оборот «выяснять отношения». И де-факто он значит – не делать что-то ясным, а, как правило, разговаривать с оппонентом на повышенных тонах, обвинять его в чем-то, задавать нравоучительные вопросы, а в итоге – заставлять оппонента принимать чуждое ему, чье-то постороннее решение или представление о жизни. Если вы именно так понимаете слово «выяснить» (в частности, выяснить отношения) – вряд ли я вам смогу помочь. Моя помощь скорее будет заключаться именно в содействии реальному пониманию того, что может происходить в той или иной ситуации.

Но здесь хочу добавить: если вы намерены что-то «выяснять», эффективнее делать это в двух направлениях. И начинать не с того, чем обусловлены поступки вашего оппонента или наличие у вас той или иной проблемы, а что творится в первую очередь в вашем собственном восприятии и в вашем бессознательном. Потому что если у вас по той или иной причине сформировался в эмоциональном и логическом восприятии некоторый «блок», через который не проходит информация, касающаяся ваших «болевых точек», - то все остальное «выяснение» может оказаться напрасной тратой времени. Через ваш внутренний «блок восприятия» сведения о вашей проблеме не пройдут, потому что ваше бессознательное, точнее – ваша внутренняя цензура не даст вам их услышать и воспринять.

Поэтому любое выяснение разумно начинать с выяснения своего отношения к происходящему, своей специфики восприятия и возможного наличия собственных болевых точек: а убедившись в том, что ваша «система восприятия информации» и на логическом, и на понятийном, и на эмоциональном уровне функционирует адекватно - возможно приступить и к наблюдению и анализу за другими людьми, ситуациями и проблемами.

Говоря о причинах того или иного явления или результата, необходимо обращать внимание и на следствия. И исследовать не столько сами причины, сколько причинно-следственную связь в целом. Эта связь, как правило, бывает многоступенчатой и многоходовой: далеко не всегда всё уложится в банальное «после того – значит, вследствие того». Потом, нередко пытаются найти единственную причину возникновения проблемы. а их может быть много. К проблеме нередко приводит целая цепочка событий, в конце которой начальные причины уже частично теряют актуальность.

И еще: даже определив причины возникновения той или иной проблемы, сложно решить проблему как таковую. Например: в квартире зажгли спичку, и от этого случился пожар. Чтобы решать возникшую проблему, вначале необходимо тушить пожар, а не искать ту спичку, от которой все занялось.

Иногда стремление «искать причину» очень похоже на стремление «искать виноватого». Но даже если вы этого «виноватого» найдете, уже возникшую проблемную ситуацию это вряд ли исправит. Да, информация «откуда взялась проблема» может быть полезна потом, при решении вопроса «как снова не наступить на эти грабли», но при работе непосредственно с проблемной ситуацией даже ее причины в некоторых случаях могут быть не важны в первое время.

Как говорили древние, человеку свойственно ошибаться. Жить без ошибок может только тот, кто ничего не делает. Более того, ошибка может быть полезной, если она анализируется и впоследствии не повторяется. Ведь, как известно, даже опыт – «сын ошибок трудных». В том числе и потому не стоит сразу отбрасывать и забывать свои ошибки: как раз чтобы не наступать снова, как говорится, на одни и те же грабли. Ибо, продолжая поговорку – «только глупцу свойственно упорствовать в своих ошибках».

Нередко бывает так, что окружающие люди или сам человек стараются превратить ошибку в вину, продуцируют чувство вины, и при таком эмоциональном прессинге анализ ошибок и извлечение из них опыта существенно затрудняется. этот анализ и так довольно сложен, так как, ошибаясь (и особенно ощущая последствия ошибки), человек испытывает негативные эмоции, а эмоции, как известно, мешают логически анализировать случившееся и затрудняют «взгляд на ситуацию со стороны».

Поэтому существенная часть консультативной психотерапии связана с оказанием клиенту помощи в анализе совершенных ошибок и их причин, в помощи с минимизацией последствий, и самое главное – с содействием в извлечении опыта из совершенных ошибок: чтобы человек мог больше этих ошибок не повторять.

Статьи по теме


Комплекс (синдром) отличника
Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Восьмое марта
...по сути – это праздник борьбы женщин за свои права, за равенство с мужчинами. День борьбы против угнетения по половому признаку. Это день феминизма, день сестринства: по логике, не мужчины должны поздравлять женщин с этим днём, а женщины – друг друга (подруга подругу). Женщинам Восьмого марта логично праздновать то, что они независимы от мужчин, что у них есть гражданские права, что они могут работать и зарабатывать независимо от отца или мужа, и что многим из них вполне по силам устроить Восьмого марта собственный девичник в своё удовольствие. Но почему об этом сейчас очень мало кто помнит?

Новый Год
В последнее время складывается впечатление, что новогоднему празднику радуются в основном дети. А у взрослых словосочетание "Новый год" ассоциируется чаще с заботами, хлопотами, а то и проблемами. И даже долгие праздничные дни не радуют, а скорее озадачивают. Почему так происходит? И что можно сделать, чтобы вернуть новогоднему празднику его радостную суть?

Чувство вины
Прежде чем говорить о структуре, причинах, видах чувства вины и о специфике работы с этим чувством – необходимо разобраться с определениями. Потому что фактическая вина и чувство вины – по сути совершенно разные вещи. И довольно часто "чувство вины" не имеет никакого отношения к реальной физической вине в чем-либо. Более того, вина – понятие юридическое, а "чувство вины", как и любое чувство, относится к компетенции психотерапевтов и психоаналитиков, так как идет из области бессознательного.

Фрустрация
Людям часто свойственно строить планы, намереваться чего-то достичь, или совсем просто, - надеяться на чудо. Но когда по тем или иным причинам планы рушатся, достижения не осуществляются, а чуда не происходит – многие (да практически все!) испытывают достаточно выраженные неприятные ощущения: напряжение, тревожность, разочарование...

Воспитание и право на ошибку
Ошибки родителей и их последствия - реальные и мнимые. Какое "воздействие" родителей - ошибка, а какое - нет; какое ребенку больше во вред, а какое больше на пользу? Вот тут как раз очень многое перевернуто с ног на голову...

Консультация 33
"Устала от самоедства и чувства вины...";"Я похудела, но по-прежнему одна";"Как найти взаимопонимание с мужем?"; "У четырехлетней девочки - агрессивное поведение"; "Жена убедила меня искать новую работу..."

Темы: фрустрация, чувство вины.