ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу перестать жить по сценарию"

Практически всем известна ситуация, когда родитель говорит ребенку «перестань», а ребенок не может: ему это действие зачем-то нужно, оно как-то привлекает, и мало ли, что мама считает это дело несерьезным? Даже анекдот такой есть про мальчика, который думал, что его зовут Вова Перестань, так часто мама ему это слово говорила.

Точно так же и бессознательное у людей: оно живет «здесь и сейчас», и если ему здесь и сейчас что-то нужно/важно/интересно – оно будет за это цепляться, сколько бы вы ни говорили сами себе «Перестань».

Даже если то дело, которое вы хотите «перестать делать», явно вредное, деструктивное, приносит вам неприятности – но если оно зачем-то необходимо вашему бессознательному, или, как говорил Эрик Берн, вашему «внутреннему Ребенку» - просто волевым решением «перестать это делать» вы не сможете. Необходим какой-то более значимый мотив, перевешивающий те задачи, которые «вредное дело» сейчас решает в вашей жизни (пусть и не самым лучшим образом для вас).

Нередко заказ «я хочу перестать» может даже означать «Я сам не могу прекратить это делать, доктор, остановите меня!» Однако я не смогу быть рядом с вами постоянно и постоянно вам что-то запрещать: не говоря уже о том, что и чужого «приказания» ваше бессознательное вряд ли послушается. С ним мы работаем иначе: анализируем, исследуем, разбираемся, что ему необходимо, и как можно удовлетворить эти потребности наиболее результативно, конструктивно и безопасно.

Поэтому в случае, когда вы хотите – но не можете! – что-то «перестать», задумываться желательно не о том, как себя «заставить перестать», а как разобраться в ваших собственных внутренних потребностях, в том, как можно их удовлетворить иначе, а также – о том, чем иным вы будете заполнять тот возможный вакуум, который появится после того, как вы перестанете делать то, что раньше занимало некоторое место в структуре вашей жизни.

На самом деле вопросы эти довольно непростые. Поэтому вряд ли можно будет на них ответить коротко и быстро. В принципе это тоже тема для работы в кабинете, и в частности – для психоаналитической терапии.

Как известно, с точки зрения определения живых организмов, чтобы жить, надо быть способным дышать, есть и размножаться. Однако человеку, как правило, этого мало. Известный психолог Абрахам Маслоу составил даже целую пирамиду человеческих потребностей, в которой физиологическое обеспечение жизни занимает пусть фундаментальное, но «иерархически» самое нижнее место. А затем идут потребности социальные, коммуникативные, образовательные, личностный рост и так далее. таким образом, когда человек говорит психотерапевту «Я хочу жить в том или ином качестве», надо полагать, что физиологические функции он в основном отправляет благополучно, а вот в других уровнях жизни его что-то не устраивает.

И мы закономерно начинаем со встречного вопроса: как он хочет жить? С кем (или без кого)? Какие изменения намерен в жизни произвести?

Но в большинстве случаев клиенту и это тяжело сформулировать. Что неудивительно: зная, что хотелось бы изменить, человек, как правило, это меняет. А когда он вроде бы живет, но эта жизнь лично ему некомфортна, что-то где-то напрягает, а что именно, не всегда понятно – тогда уже ситуация сложнее. Тогда работа начинается с анализа нынешней жизненной ситуации во всех ее направлениях, чтобы определить, где возникает дискомфорт, в чем и от чего. А когда выяснится, что и где необходимо поправить – тут уже клиент может зачастую и сам справиться (но если будет необходимо, я и на этом этапе готов ему помогать).

Отдельно хотелось бы сказать о формулировке заказа «Не могу жить без» чего-то или кого-то. Здесь тоже явно речь идет об удовлетворении небиологических потребностей: однако часто приходится обращать внимание. что говор я»не могу жить» - человек тем не менее живет. Он дышит, двигается, питается – то есть формально функционирует. Другое дело, что ему это функционирование тоже может быть не в радость, если он ощущает нехватку чего-то на «верхних уровнях пирамиды жизненных потребностей»: тогда мы разбираемся, в чем конкретно состоит эта нехватка и как ее можно удовлетворить или компенсировать доступными, социально приемлемыми и подходящими именно для конкретного клиента способами.

У понятия «жизненный сценарий» может быть много толкований: поэтому вначале желательно бы уточнить, что конкретно имеется в виду. Жизненный сценарий как «изначально предначертанная судьба»? Или жизненный сценарий (точнее – родительский сценарий) в формулировке психотерапевта Эрика Берна, когда те или иные моменты жизни родителей повторяют дети? Или жизненный сценарий как повторение собственных ошибок, так сказать – постоянное наступание на одни и те же грабли?

Исходя из уточнения, и подход к работе со «сценарием» будет разной. Но в любом случае «сценарные механизмы» изначально находятся в области бессознательного, поэтому их «отладка» должна происходить на индивидуальной консультации.

Статьи по теме


Ощущение полноты жизни и синдром черновика
" Такое понятие, как "полнота жизни", само по себе субъективно: мерить, насколько полна или не полна жизнь, имеет право только сам хозяин этой жизни.,,"

"Психологические купоны" - практикум
"Она рядом со мной живым укором: мол, я такая счастливая, а она вся – несчастная", " Я не нахожу никакого удовольствия в роли "жилетки" и она скорее меня тяготит", " Он не раз просил жену обратиться к психоаналитику, на что она отвечала - "Да он меня за дуру считает, думает, что у меня крыша поехала", "Есть ли какие-то предпосылки для того, чтобы человек стал "сборщиком купонов", "Если реальная помощь в подобных ситуациях - это как минимум обесценивание психологических купонов близкого человека или знакомого, то как конкретно это делать?"

"Психологические купоны" - теоретическая часть
Вообще отдельная история про то, как чувство вины становится королевским способом манипуляций. Но факт есть факт: такой трансакционный рэкет бывает весьма действенным, и ради этого многие готовы действительно страдать, переживать, испытывать проблемы и всякие негативные эмоции...

Сказка - ложь, да в ней намёк
Известный психоаналитик Эрик Берн в своей книге "Люди, которые играют в игры" уделил большое внимание сказкам – и в первую очередь их воздействию на "жизненный сценарий" личности. Да и в принципе тема "Сказки и их влияние на жизнь" давно интересна как психоаналитикам, так и многим их клиентам...

Восьмое марта
...по сути – это праздник борьбы женщин за свои права, за равенство с мужчинами. День борьбы против угнетения по половому признаку. Это день феминизма, день сестринства: по логике, не мужчины должны поздравлять женщин с этим днём, а женщины – друг друга (подруга подругу). Женщинам Восьмого марта логично праздновать то, что они независимы от мужчин, что у них есть гражданские права, что они могут работать и зарабатывать независимо от отца или мужа, и что многим из них вполне по силам устроить Восьмого марта собственный девичник в своё удовольствие. Но почему об этом сейчас очень мало кто помнит?

Формирование и работа внутренней цензуры
Внутренняя цензура (супер-Эго по Фрейду) – это система социальных запретов, которые стали частью самой личности и принимаются не как внешние, но как свои собственные, внутренние. "Так можно – так нельзя", "Наши предки так не делали", "А об этом и думать не смей" и т.п.– всё это "высказывания" внутренней цензуры. В принципе цензура выполняет роль так называемых защитных механизмов: но от чего она защищает?

Почему люди хотят детей
Почему однажды супруги решают стать родителями? Подобный интерес - не пустое любопытство. Сколько угодно случаев, когда при работе с "детскими" проблемами выясняется, что дети эти появились у своих родителей по каким-то внутренним, только им (родителям) вЕдомым причинам – а потом оказалось, что родительских ожиданий потомки оправдать не смогли. Отсюда и многие сложности...

Темы: жизненные сценарии.

Логин

Пароль