ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Эмоции

Дата создания: 20.08.2013
Дата обновления: 20.08.2013
"Говоря о психоанализе, а тем паче о его практическом приложении, сложно обойти тему эмоций как таковых. Слово это употребляется повсеместно, однако мало кто может точно сказать, что же такое – эмоции, откуда они берутся, как влияют на человека, почему порой создают столько проблем и т.п. А ведь именно эмоции составляют основу бессознательного: фактически эмоции – это и есть бессознательное. А потом, почему-то именно в отношении эмоций у многих формируются своего рода "оцензуренные" представления."

Из новой книги
"По стопам Фрейда и немного вперед:
о бессознательном и не только"

 



К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.

Зигмунд Фрейд

 

Говоря о психоанализе, а тем паче о его практическом приложении, сложно обойти тему эмоций как таковых. Слово это употребляется повсеместно, однако мало кто может точно сказать, что же такое – эмоции, откуда они берутся, как влияют на человека, почему порой создают столько проблем и т.п.  А ведь именно эмоции составляют основу бессознательного: фактически эмоции – это и есть бессознательное. А потом, почему-то именно в отношении эмоций у многих формируются своего рода "оцензуренные" представления.

В материале о сублимации описывались действия амебы, когда она приближается к какому-то источнику удовольствий или же отдаляется от источника неудовольствий.   Понятно, что в силу своей психической организации амеба не в состоянии принимать тех или иных логически взвешенных решений: ее реакции – продукт бессознательного, которое, по сути, только одно у неё и есть. Базируясь на ощущениях типа "приятно-неприятно", она движется к пище или убегает от неблагоприятной среды (еще как вариант - при появлении этой среды сжимается, принимая форму шара).
Уже эти реакции можно назвать первичными эмоциями.

Безусловно, я далек от того, чтобы говорить об активной и радостной амебе (равно как и о перепуганной и раздраженной), но тем не менее, это один из первичных примеров того, как ощущения коренным образом влияют на поведение.

Здесь логично было бы перейти к определению эмоций, но при всем их много- и разнообразии я в свое время, изучив предложенное, так и не смог предложить своим слушателям и клиентам одно исчерпывающее определение. Беда эмоций в том, что они как бы находятся на стыке двух наук: физиологии и психологии. Поэтому в определениях психологического плана – мало физиологии, а в определениях медицинского плана – мало психологии. И подчас мнения авторов определений в принципе конфликтуют: в частности, физиологические определения конфликтуют с психологическими. В итоге получается настоящее вавилонское столпотворение: когда участники процесса откровенно говорят на разных языках.

Наиболее близким из имеющихся определений я, как ни странно, назвал бы определение из БСЭ.

" Эмоции (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации)."

Фактически эмоции – основные проявления бессознательного. Именно с изучения эмоциональных проявлений начал свою работу по изучению бессознательного Зигмунд Фрейд. И весь психоанализ по сути, особенно практический – изучение эмоций в том или ином виде.

Эмоции – генерализированные реакции организма: они могут влиять и на сердцебиение, и на перистальтику кишечника, и на температуру тела, и на многие другие физиологические функции. Собственно говоря,  слово "эмоции", как было упомянуто выше, фактически и значит "потрясение", причем всего организма.

Одним из важнейших компонентов эмоциональных реакций является готовность организма к такому восприятию. Например, если обратиться к примерам из области животного мира – сытая особь не будет эмоционально реагировать на наличие рядом еды. Чтобы проявилось стремление к поглощению пищи – необходимо чувство голода (опять вспомним, что эмоции – продукт бессознательного, а оно живет здесь и сейчас и прогностическими выкладками заниматься не может). Или, например, сексуально незрелая особь не отреагирует на наличие рядом потенциального сексуального раздражителя.
Воздействие должно быть актуально, и в зависимости от этой актуальности сила эмоциональных реакций может быть разной: от весьма выраженной до практически нулевой.

Запутаться в работе с эмоциями можно еще и потому, что понятие эмоций вроде бы знакомо всем: все их так или иначе переживали и чувствовали. Кстати, многие еще считают, что вполне решаемая задача – управлять собственными эмоциями.
По этому поводу я приведу еще пример.

Представьте себе рыбака на довольно легкой лодочке, который попал в шторм. Волны бушуют, ветер свищет – а рыбак в этот самый момент озадачивается  в первую очередь тем, как ему начать управлять самим штормовым морем, сидя в своей лодчонке. Примерно то же самое происходит, когда эмоции встряхивают весь организм, причем иногда весьма бурно, и могут даже подавлять логику, а человек озадачивается, как ему этими эмоциями управлять!..

По сути, реально управлять эмоциями – невозможно, если под этим управлением понимать нечто вроде "вот это я хочу ощущать, а это не хочу". Косвенно силу и выраженность тех или иных ощущений можно снизить, если так или иначе сделать малоактуальным сам раздражитель, вызывающий эти эмоции: но вряд ли вы сможете, к примеру, запретить себе ощущать боль, если вас что-то укололо. Разве что можно не демонстрировать те или иные эмоции: но согласитесь – это несколько не то, что управлять самими ощущениями.

А сильные эмоции действительно могут захлестывать всю психику и явно блокировать логическое мышление: хотя бы потому, что все синапсы перегружены потоком информации, вызванной эмоциональным раздражителем, и банально не хватает ресурсов и места для логических шагов и действий.

Понятие "эмоции", если руководствоваться  их длительностью и интенсивностью, можно разделить на несколько определений.  Таким образом, из системообразующего понятия эмоций получаются следующие варианты:

- длительные эмоциональные ощущения и кратковременные
- позитивные и негативные
- сильные и слабые.

 

 

 

Кратковременные слабые эмоции, не сильно захватывающие психику – ощущения (что-то такое есть, и этим можно озаботиться, а можно пережить и идти дальше).
Длительные слабые эмоции – настроение (часто идут фоном).
Кратковременные и сильные эмоции – аффект (вспышка).
Длительные сильные эмоции – чувства или страсть.

Здесь хочу еще раз отметить, что большая разница может быть в силе ощущения и проявления тех или иных эмоций: и по степени проявления не всегда можно судить о степени выраженности эмоциональных переживаний. Иногда у человека выплеск извне гораздо выраженнее самих эмоциональных ощущений. А иногда – наоборот: внешне вроде бы всё в порядке, а внутри буря и шторм.
Вообще, говоря о "силе и глубине эмоций", необходимо осознавать, что пока еще нет такого динамометра и глубиномера, которым может то и другие однозначно измерить. Устойчивых общих мерок здесь нет, и многое здесь упирается в субъективные моменты ощущений.  Даже сам человек порой не может оценить для себя, насколько сильно он потрясен теми или иными эмоциями.

Если говорить о возможности определения "силы эмоций" в сравнении с ранее испытанными – это тоже не работает: так как довольно часто эмоции уходят в соматику. Соматизация эмоциональных переживаний – это отдельная проблематичная область: соматизация эмоций  разрушает организм физически, хотя первое время человеку кажется, что стало легче.  Вот разве что болезни появились, но вряд ли это осознается как связанные явления.

В терминологии эмоций, кроме прочих сложностей, еще много неоднозначностей семантического порядка. Например, понятие "страсть" в русском языке чаще всего имеет негативную коннотацию: будь то страсть любовная или страсть к игре, коллекционированию и т.д. Чаще всего страсть обозначает род зависимости: помните, у того же Лермонтова – "Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть: она как червь во мне жила, изгрызла душу и сожгла".  Хотя де-факто страсть может просто обозначать какое-то довольно сильное и длительное чувство, не обязательно приводящее к зависимости как таковой.

В этой области вообще, к сожалению, много словесного тумана: в том числе потому, что область эмоций предоставлена больше мастерам художественного слова – режиссёрам, писателям, композиторам и т.п., чем физиологам, психологам и психотерапевтам. И здесь я хотел бы вернуться к продолжению определения БСЭ:

" Э. возникают на основе физиологических процессов, происходящих в мозге и организме в целом, как результат интегрированных корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта. В реализации Э. участвуют структуры мозга различных уровней, включая новую кору, лимбическую систему (гиппокамп, миндалина, гипоталамус). Т. о., лимбические структуры во взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга составляют центральный нервный субстрат Э. Субъективное ощущение возникает как следствие возбуждения этой системы. Любые повреждения мозга, изменяющие интеграцию возбуждения, приводят к нарушению эмоциональной реактивности и прежде всего способности человека и животных адекватно оценивать результаты совершенной деятельности. Э., как одно из средств передачи информации о состоянии индивида, имеют характерное внешнее выражение: двигательные и звуковые реакции, мимика, изменение дыхания, деятельности желудка, кишечника, мочевого пузыря, желез внутренней секреции, сердца, просвета кровеносных сосудов и т. д. Одни реакции, например движение, дыхание, могут произвольно контролироваться человеком, а другие (кровяное давление, сердцебиение) в обычных условиях произвольно не контролируются. В т. н. конфликтных ситуациях Э. животных и человека могут перейти в эмоциональные стрессы, при которых эмоциональные возбуждения из центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают непрерывно распространяться на периферические процессы (особенно на непроизвольные). Это может привести к изменению функций различных внутренних органов и развитию неврозов, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, экземы и т. д."

 Но с другой стороны, все переносить на сторону физиологии тоже не стоит: как сейчас часто говорят, эмоции – это всё химия и с помощью химии на них можно воздействовать.  Здесь я вспоминаю одного своего однокурсника, который в целях эксперимента принял дозу препарата из группы хлорпромазина: данный препарат использовался в психиатрии для мощного подавления эмоциональных реакций у психиатрических больных. Однокурсник принял самую малую дозу этого препарата и потом описал свои ощущения примерно так: лежит он после принятия таблетки в общежитии на койке и ничего не делает. Всё слышит, видит, но не реагирует ни на что. Вот проехал под окном трамвай… вот хлопнула дверь, кто-то вошел в комнату… вот однокашники тёплой компанией затеяли шумное чаепитие... вот кто-то из соседей слушает музыку… и никаких реакций ни на что.  Всё, как сейчас говорят подростки, совершенно параллельно.  Даже если уколоть его иголкой – ему не то что будет не больно: нет, он что-то почувствует, но это тоже не будет поводом для каких-либо реакций.

Препараты хлорпромазиновой группы называли в советской психиатрии смирительной рубашкой ХХ века.  Но собственно, более распространенные успокоительные средства (психотропные препараты мягкого действия) действуют по похожему принципу: принял таблетку – и ничего не волнует.  Вообще принцип действия психотропного препарата – подавление эмоциональных реакций (а точнее – возбуждения так называемой ретикулярной формации). Если в первом приближении сравнивать мозг с компьютером, то в рамках данного сравнения ретикулярную формацию можно назвать генератором тактовой частоты этого компьютера. Она определяет общий темп и интенсивность работы головного мозга. А уж на что эта работа будет направлена, и насколько будет эффективна – уже не ее епархия. И точно так же, как при разгоне процессора компьютер работает на износ, а при торможении – еле ворочается, так и при торможении работы ретикулярной формации все реакции становятся смазанными, отсроченными, притупленными.  И поэтому побочное действие "успокаивающих таблеток" – в том, что в какой-то значимой стрессовой ситуации важны быстрые действия и принятие решений, но человек не в состоянии ни действовать, ни замечать каких-то важных деталей. И в результате приём такого препарата может не столько помочь в итоге, сколько навредить.

Вообще процесс регулирования эмоциональных реакций – довольно сложный: если бы можно было управлять этим процессом с помощью одной-двух кнопок – это бы давно осуществили (вот только не знаю опять же, к сожалению или к счастью этого до сих пор нет). Но у разных людей одно и то же воздействие, один и тот же раздражитель может вызывать разные эмоции (или вообще не вызывать никаких). Однозначных реакций разные личности не дают никогда.

 

Этот материал можно обсудить в нашем блоге.

 

 

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть спокойным
Я хочу быть уравновешенным
Я хочу вернуть покой
Я хочу вернуть спокойствие
Я хочу вернуться к душевному равновесию
Я хочу вернуться к покою
Я хочу восстановить душевное равновесие
Я хочу восстановить память
Я хочу восстановить покой
Я хочу восстановить сон

Темы: аутогенная тренировка, бессознательное, психоаналитическое.