ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Четыре модуса жизни: классификация по жизненной мотивации

Дата создания: 23.04.2002
Дата обновления: 09.09.2010
...Как уже дано известно практически каждому, люди далеко не одинаковы, но так или иначе все человеческие характеры можно классифицировать. Естественно, что таких классификаций, даже самых что ни на есть научных, очень много. Предлагаю вам еще одну. Познакомившись с ней, вполне можно, во-первых, определить "свое место" в этой жизни и даже опереться на нее в поисках "смысла своего бытия", а во-вторых, понять, что движет мыслями и действиями окружающих вас людей, чем они руководствуются в своих наиболее характерных поступках, и как создать для них ту или иную мотивацию к действию.


 

...Как уже давно известно практически каждому, люди далеко не одинаковы - как внешне, так, понятно, и внутренне. У каждого человека свой душевный мир, своя система ценностей, свои резоны и цели. Но так или иначе все человеческие характеры можно классифицировать: на сегодняшний день таких классификаций уже известно достаточно.
К примеру, еще в школе многие познакомились с классификацией Гиппократа-Павлова (по темпераменту). Посетителям этого сайта известна (пусть в довольно популярном изложении) классификация по типам личности Кречмера-Леонгарда. (Участники Мастер-класса изучили эту классификацию в более подробном и профессиональном варианте). О таких "классификациях", как по дням рождения или внешним данным, я уже и не говорю… И естественно, что классификаций, даже самых что ни на есть научных, существует очень много: оттого, что все они описывают и структурируют  разные аспекты человеческой личности.

Хочу предложить вам для ознакомления и возможного применения (в общении, работе и т.п.) еще одну классификацию. Сразу должен заметить, что автор ее - не я, хотя и даю ее где-то в собственной трактовке. Классификация эта была разработана психологами и социологами, но изначально - с подачи и по заказу коммерческих структур.

 В конце 60-х годов Стэнфордским исследовательским институтом (США) под руководством Уиллиса Хармона было проведено масштабное исследование под названием «Меняющийся облик человека». В итоге оно получило название классификации VALS (values and life styles - человеческие ценности и стили жизни). Результаты его значительно вышли за границы маркетинга и стали представлять интерес для научных дисциплин, изучающих человека. На сегодняшний день в рунете существуют различные варианты этой клакссификации, что неудивительно: надо думать, что с 70-80 годов прошлого века, когда она стала использоваться достаточно широко, прошло уже много времени, и скорее всего, классификация проходила доработку. Я здесь изложу один из вариантов, попавшийся мне в специальной литературе еще в 1993 году.

Когда производителям того или иного товара необходимо было вычленить свою "целевую аудиторию", то есть своих потенциальных потребителей, прежде всего встал вопрос: что является основным мотивом деятельности разных людей, на что ориентированы их жизненные цели и задачи, и даже - глобально! - для чего каждый живет, в чем видит смысл своего бытия? И в частности, что побуждает людей совершать те или иные поступки (подходя к утилитарной цели - покупать те или иные товары или услуги)?

…В итоге в рамках данной классификации получились четыре большие группы людей (причем каждая состоит из нескольких подгрупп), "разделенных" по своей так называемой жизненной мотивации. Познакомившись с этой классификацией, вполне можно, во-первых, определить "свое место" в этой жизни и даже опереться на нее в поисках собственного жизненного смысла, а во-вторых, понять, что движет мыслями и действиями окружающих вас людей, чем они руководствуются в своих наиболее характерных поступках, и как создать для них ту или иную мотивацию к действию.

...Понятно, что каждая группа требует отдельного внимания, отдельного анализа и отдельного обсуждения.


СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ:

1 группа - Борцы за выживание
1.1 Собственно борцы за выживание
1.2 Борцы с окружающей средой

2 группа - Мотивированные извне
2.1. Быть не хуже других
2.2. Быть как все
2.3. Быть лучше всех

3 группа - Мотивированные изнутри
3.1. Ориентированные вовнутрь
3.2. Ориентированные вовне
3.3. Прагматики

4 группа - Гармоничные личности

 

Формирование и взаимодействие мотиваций

"Практикум": выдержки из материалов Мастер-класса, связанных с работой над классификацией по жизненной мотивации.
 

     

    Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
    Я хочу быть адекватным
    Я хочу быть счастливым
    Я хочу восстановить ощущение счастья
    Я хочу восстановить цель в жизни
    Я хочу восстановиться после потери цели
    Я хочу восстановиться после потери цели в жизни
    Я хочу выяснить свои цели
    Я хочу выяснить свой путь
    Я хочу выяснить свою дорогу в жизни
    Я хочу выяснить свою мотивацию

    Темы: жизненные мотивации, психологическая грамотность.