ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Готовятся к школе... родители

Дата создания: 09.07.2001
Дата обновления: 01.09.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.
"Родители сами уже в этой школе побывали и представляют, с чем ее едят: к сожалению, большинство взрослых людей хранят о своих школьных годах скорее негативные воспоминания. Прошло ещё не так много времени с окончания школьных лет, особенно если в первый класс отправляется первенец. Родители ещё прекрасно помнят, что школа – это не всегда новые знания, зато всегда – новые требования, новые оценки… и новое недовольство оценщиков, если с чем-то не справишься, как положено. "


 

...Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Агния БАРТО

"Учебный год для родителей – как беременность: длится девять месяцев, а тошнить начинает уже со второй недели".

Сетевой анекдот


Начинается новый учебный год. Частые спутники этого времени – волнение, страх и тревога. "Конечно, - подумают некоторые, - это естественно для ребёнка, особенно если он идёт в первый класс".
Однако намного чаще эти чувства испытывают… родители детей-первоклассников. 

Если задаться вопросом – почему так происходит,  можно предположить: вероятно, потому, что родители сами уже в этой школе побывали и представляют, с чем ее едят: к сожалению, большинство взрослых людей хранят о своих школьных годах скорее негативные воспоминания. Прошло ещё не так много времени с окончания школьных лет, особенно если в первый класс отправляется первенец. Родители ещё прекрасно помнят, что школа – это не всегда новые знания, зато всегда – новые требования, новые оценки… и новое недовольство оценщиков, если с чем-то не справишься, как положено.

Если, к примеру, у рабочего есть задание – выточить определённого размера деталь, то он может руководствоваться нужными чертежами, – какого размера и формы эта деталь должна быть, чтобы ее принял отдел технического контроля. К тому же у рабочего обычно имеется ещё один документ: так называемые "Допуски и посадки". В этом документе обычно написано, в каком месте деталь может быть больше или меньше эталонного чертежа, и на сколько. Но проблема начинается там, когда примерно с такими же критериями качества, как к одинаковым деталям, начинают относиться к живым детям, а виноватыми за "отклонения от стандарта" назначают родителей.

Собственно, начинается это нередко ещё задолго до школы: мамы в песочнице часто хвалятся друг другу, что "а мой уже сидит", "а моя уже пошла", "А мои уже сами на горшок ходят". И та мама, чьи дети идут "в общепринято стандартном графике", а то и слегка его опережают - реально гордится, а та, чти дети ещё не умеют "того, что положено" – испытывает стыд и тревогу за то, что она "плохая мать" и неправильно воспитывает и развивает своего ребёнка.

Многие мамы часто поэтому не спешат отводить своих детей в детский сад: там всем будет видно, скажем, что все уже умеют рисовать ёлочку, а ее ребёнок – нет. Что все уже умеют ровно заправлять кроватки – а ее ребёнок – нет. Что все уже умеют… и так далее. Более того, вокруг каждой мамы с рождения ребёнка бывает такое количество советчиков (как из числа реальных "более опытных родителей", так и из области внутренней контаминированной цензуры), что она начинает испытывать чуть ли не постоянную тревогу, а то и получает невротическое расстройство на тему "Я плохая мать".

Но в школу вести ребёнка – практически обязательно. Как минимум, школьное обучение – это полученный потом аттестат зрелости, без него сейчас реально никуда, и начать школьное обучение нужно в определённый год в определённом возрасте (иначе потом тоже замучаешься собирать справки и доказывать, что ваш ребёнок не хуже всех). И вот в школе перечень требований к "хорошему первокласснику" возрастает многократно и довольно резко. Более того: абсолютное большинство 6-7-летних детей идеально соответствовать всем пунктам этих требований сразу откровенно не в состоянии.

У кого-то из детей проблемы с концентрацией внимания, и он начинает вертеться на уроках.
У кого-то сложности с распределением времени, и он постоянно опаздывает.
У кого-то не хватает нужной скорости выполнения заданий: "Все уже написали, а ваш ещё копается!"
У кого-то трудновато с мелкой моторикой, и потому "пишет как курица лапой".
А кто-то никак не может приблизиться к идеальным стандартам ученика по внешности: постоянно то штаны мятые, то кофточка из-за пояса выбилась, то пальцы в чернилах, то краска на щеке.

Все дети разные, с индивидуальными особенностями, развитием и свойствами личности.  Профессиональный опытный педагог даже при решении задачи общей адаптации к социуму учитывает эти особенности, но далеко не всегда это допускается официальными планами, программами и требованиями. А с учителей тоже спрос, и спрос зачастую по общей стандартной методике, поэтому учителя высказывают свои претензии… нет, не детям, те обычно видятся для таких претензий ещё маленькими. Претензии высказываются родителям.

К слову о программах: в последние годы встречаются ситуации, когда первоклассникам задаются такие задания, которые и взрослый с одним-двумя высшими образованиями не сразу решит. А требования  к чистописанию, а ситуации, когда учительница родителям показывает тетрадку одного ребёнка и говорит: "Вот так надо! А ваш что, а ваша, а ваш? Ну, вы постарайтесь!"
Вы постарайтесь, родители. В иной школе не главное, чтобы ребёнок написал сам. Главное – чтобы было чисто и аккуратно написано.

Поэтому и страшно мамам – да и папам! – первоклассников: во-первых, в бессознательном, пусть и глубоко, до сих пор живёт страх перед строгой учительницей, а во-вторых – подход, как к рабочим на заводе: ваша деталь не вписывается в стандарты – вы виноваты. Вы ее плохо изготовили и вообще вы плохой работник, двойка вам, встаньте в угол.

Если спросить у разных родителей, чего они хотят, ведя своего ребёнка в школу – можно услышать множество самых разных ответов. Хотят, чтобы ребёнок получил аттестат; чтобы стал грамотным специалистом; чтобы научился быть самостоятельным, обучился новому;  да в конце концов, чтобы просто не болтался дома, а занимался делом. И ещё много-много вариантов ответов. Но вот чего НЕ хотят родители будущих учеников – наверное, можно сказать в какой-то мере однозначно. Они не хотят, чтобы их ребёнок оказался в чем-то хуже других. И чтобы их, родителей, за это наказывали (как водится, при всем классе… точнее, при всех родителях других одноклассников).

Более того, родители, как люди опытные, знают (иногда по опыту довольно негативному), что любая учёба по определению сопряжена поначалу с ошибками. Не ошибается только тот, кто ничему не учится, перефразируя известную поговорку. А с другой стороны, многим из них опять же хорошо известно, что в школе обычно за любую ошибку следует наказание, выставление перед классом, демонстрация всем вашей тетради с кривыми палочками и постепенное отмирание права на ошибку, так необходимого для адекватного развития личности,  как у самого ученика, так и у его родителей.

Есть симпатичный фильм на эту тему, снятый по одноимённой книге Маши Трауб: "Дневник мамы первоклассника". Там довольно ярко показаны подобные примеры. Приведу отрывок из книги:

"— Значит, что я хочу сказать — всё плохо. Конец первого класса, — продолжала Светлана Александровна, — осталось учиться два месяца. На следующей неделе начинается русский язык. По математике переходим на второй десяток. А как мне все это начинать? Скажите! Половина класса читают по слогам. Все, ну почти все считают на пальцах. У них от зубов уже должно все отскакивать, а они ещё думают. Месяц висят карточки — «ча-ща», «чу-щу». И что? Пишут через «я» и «ю». Про «жи-ши» я вообще не хочу вспоминать. Сколько можно писать «шишка» через «ы»?
— Что, все? — пискнула со второй парты мама.
— Все! — отрезала Светлана Александровна.
Мама опустила голову.
— А что делать с тестами? Ведь элементарного не знают. У нас олимпиады пойдут. А они не знают, кто написал «Красную Шапочку».
— Андерсен? — спросил с места тот папа, что не помнил про разность.
— Сами вы Андерсен! — окончательно разозлилась Светлана Александровна.
Мы все с ухмылкой посмотрели на этого папу.
— Я знал, просто забыл. После работы же, — оправдывался он".


Да, можно сказать, что в книге и в фильме это гротеск, гипербола. Но так ли уж редко встречаются в сегодняшней школе похожие ситуации?

***

Но тогда возникает логичный вопрос: что делать родителю. Как избавиться от страха и тревоги?

Важно знать, что страх порождается неизвестностью. Если ваш ребёнок в предыдущие годы посещал подготовительную группу определённой школы, которую вы вместе с ребёнком выбрали и в которой ребёнку комфортно, если вы общались предварительно с учителями, которые будут учить вашего ребёнка, и знаете, чего от них можно ожидать – страхи будут меньше, а то и совсем пропадут. Особенно если будущие учителя вашего первоклассника будут внушать вам только доверие и убеждённость в их профессионализме. То есть первое, что вам необходимо получить – знания о том коллективе и той обстановке,  в которых окажется ваш ребёнок. О тех требованиях, которые будут к нему предъявляться. И о тех границах, за которыми выполнение требований превращается в перфекционизм.  Здесь тоже есть свои "допуски и посадки", и родителю важно их представлять. Как и учитывать то, что нередко требования вида "все должно быть идеально, а иначе тебя поругают" предъявляет вам не столько реальная школа и реальная учительница, сколько ваш внутренний заражённый цензор. Вот это самый сложный момент, если честно: разобраться конкретно с ним. И с той возможной оценочной тревожностью, которая до сих пор возникает у вас при слове "школа".

А ещё крайне важно – задолго до начала учёбы обговорить со своим ребёнком: для чего он идёт в эту школу, и для чего вы его туда ведёте? Что он и вы хотите от процесса школьного обучения получить? И если ваши стремления совпадут, вам будет намного проще стать членами одной команды на протяжении всего процесса обучения ребёнка. И помочь ему где-то реально вписаться в существующие требования (проанализировав предварительно – насколько они полезны и к чему может привести их нарушение), а где обозначить подчинение чисто формально: что называется, "держать фигу в кармане", о чем уже говорилось в предыдущей статье.

Есть тут, правда, существенный подводный камень: как быть, если ребёнок изначально заявляет вам "А я вообще не хочу в эту школу, и учиться в ней не хочу, и ходить в неё не хочу, и не нужна она мне!" Такое бывает, причём нередко. Но это уже тема отдельного разговора


Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть матерью
Я хочу быть отцом
Я хочу быть хорошей матерью
Я хочу быть хорошим отцом
Я хочу добиться внимания дочери
Я хочу добиться внимания сына
Я хочу добиться любви детей
Я хочу добиться привязанности детей
Я хочу жить в любви с детьми
Я хочу избавиться от истерик детей

Темы: детско-родительские проблемы, маленькие дети, психологическая грамотность, развитие ребенка, родительские проблемы.


Логин

Пароль