Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Семейное и самостоятельное образование по школьной программе

Дата создания: 25.08.2017
Дата обновления: 25.08.2017
"Домашнее обучение – так называемый хоумскулинг – сейчас становится все популярнее: многие родители буквально боятся школы..."

Н.Н.: - Прежде чем отвечать на вопросы, хотелось бы упомянуть следующее:
у детёныша животного вида "гомо сапиенс" есть врождённая потребность получать новую информацию. Как писала в своей книге "Происхождение языка" Светлана Бурлак, дети изначально встречаются с настолько большим объёмом информации, что им буквально приходится проявлять любознательность и формировать причинно-следственные связи. И отличие человека от животных не столько в наличии этих связей, сколько в более длинных, многоступенчатых и многовариантных их цепочках. Обучение человека происходит через вторую сигнальную систему, что требует создания и развития речи (языка).

Но увы, часто мощный стартовый потенциал ребёнка в получении и освоении новой информации практически глушится вмешательством родителей и/или педагогов, особенно в так называемых системах иерархического плана, где умный подчинённый в принципе не нужен, а на роль начальника и так много претендентов. И чтобы избежать такого "оглушения", важно изначально готовить ребёнка к некоей "двуязычности", и даже "двусистемности" существования: как в иерархическом социуме (которые в социальной среде пока что доминируют), так и в среде, где преобладает логическое и/или нестандартное мышление.

Домашнее обучение – так называемый хоумскулинг – сейчас становится все популярнее: многие родители буквально боятся школы. Здесь, увы, играет роль и наличие собственной родительской психотравмы в этой области, и, как ни крути, дискредитация современной системы образования как таковой, включая печально известные ГИА и ЕГЭ, которые многие прогрессивные педагоги называют "штамповкой стандартного мышления". Детей все чаще переводят на домашнее обучение, на обучение экстерном, в последнее время вообще все больше входит в моду новое понятие "анскулинга", то есть обучения вообще без привязки к школе, без сдачи экзаменов по программе и даже без получения аттестатов. Но благо, что родители ещё имеют сомнения в этой области и задаются вопросами: что будет лучше, полезнее, комфортнее для ребёнка: обучаться в школе или дома? с учителями или самостоятельно? И если брать на себя большую часть образования ребёнка, то что важно не упустить как в самом обучении, так и в социализации?


- Дистанция от процесса нахождения в школе: насколько с точки зрения психологии оправдана? Понятно, что социализацию можно получить в иных местах, да и не всем она так уж нужна в плане избытка общения. А вот отсутствие знакомства с "изнанкой жизни" столь яркой, как она видна в школьном коллективе, чем может аукнуться дальше? Чего в хоумскулинге и экстернате больше - плюсов или минусов (средняя температура по больнице, но просто интересно мнение профессионала)? Как бы вы прокомментировали мнение одной семьи, что очная школа учит тому, что есть в жизни неприятные люди, но создаётся впечатление, что единственный выход - их терпеть, а хоумскулинг/экстернат не исключает наличия таких противных людей, но даёт надежду, что от них можно отдалиться?


Н.Н.: - Здесь в одном вопросе много разных, поэтому буду отвечать по порядку.

Если у семьи есть какая-то другая возможность познакомить ребёнка с различными "изнанками жизни" (если так условно называть ту иерархическую систему, что господствует сейчас во множестве школ) – то школа в общем-то не обязательна для социализации. Но отсутствие такого знакомства и такой прививки – действительно может быть чревато. Да, я сам вот уже года три в докладах на разных психотерапевтических конгрессах говорю, что иерархическая, клановая система, основанная на ручном земледелии, испытывает регресс и в общем-то идёт на убыль как минимум в силу потери базы, на которую опирается. Весь прогрессивный мир сейчас с достаточно выраженной скоростью переходит на аграрные технологии, требующие не упрямого ежегодного соблюдения традиций и подчинения старшим, а смелых идей, экспериментов, изобретательства, нестандартных способов решения проблем). Но убыль эта, к сожалению, пока что будет длиться дольше, чем жизнь одного-двух поколений, особенно в стране, которая до сих пор полностью не отказалась не столько от ручного земледелия, сколько от сопутствующих ему клановости, малоинициативности и тугоподвижности мышления. И ребёнку, даже если ему удастся миновать дошкольные и школьные детские учреждения, потом придётся и учиться в институте, и работать на работе. Даже фриланс и частное предпринимательство не свободны от частичного диктата традиционной иерархии. Поэтому моё ИМХО в этом плане – ребёнка полезнее не ограждать от этого полностью, а научить его безопасно для себя и с пользой для себя с подобными системами контактировать. Как говорится – если уж какое-то время человеку придётся жить среди папуасов – полезно знать и папуасский язык, и папуасские традиции. Но не обязательно их самому истово и реально исполнять.

Сказать по поводу плюсов и минусов на основе средней температуры по больнице – если честно, затрудняюсь, как по поводу домашнего обучения, так и по поводу обучения экстерном. Потому что бывают разные дети: с разным темпераментом, разными личностными акцентуациями, разными целями и задачами и в конце концов – разным состоянием физического здоровья. Бывают разные родители, и, конечно, разные школы. Поэтому в каждом отдельном случае крайне желательно адекватно взвесить именно все ваши плюсы и минусы. И безусловно, чрезвычайно важно прежде всего изучить возможности и услышать потребности ребёнка. Сейчас много случаев, когда в связи с "модой" или другими причинами ребёнка переводят на домашнее обучение помимо его желания, и в итоге ребёнок ощущает себя в социальной изоляции: дома, как в тюрьме. В среднем школа – это и игры, и контакты, и друзья, и недруги, и иерархические тренинги, и необходимое ребёнку на этом возрастном этапе общение со сторонними взрослыми (кроме тех, что в семье).

В современном мегаполисе у людей вообще часто встречается недостаток общения, как это ни странно. Жители большого города в силу постоянной атаки на их личное пространство становятся замкнутыми, происходит так называемое одиночество в толпе. И иному ребёнку бывает легче находиться в классе, где его даже дразнят – но он не один, не варится, как говорится, в собственном соку. А кому-то даже мамы с папой для освоения учебной программы будет много, настолько он интроверт. Поэтому к разным детям – разный подход: вот почему ещё я скептически отношусь к самопрезентациям родителей вида "Я смог(ла) вывести в гении своего ребёнка – смогу и вас научить, как сделать то же самое". Особенно если выборка этих родителей состоит из всего-навсего одного их ребёнка.

Что касается приведённого вами "мнения одной семьи", то это всего лишь ИМХО одной семьи, ни больше, ни меньше. Там детям, а скорее родителям, в своё время могла достаться не самая хорошая школа и не самые профессиональные учителя; а вероятнее всего – у них самих не было того самого умения "взаимодействовать с системой" по принципу "Дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить, сил изменить то, что я могу изменить, и разума – чтобы отличить одно от другого". Вообще генерализация по принципу "в школе единственный выход – терпеть" слегка озадачивает, и наводит на мысль, что это рассуждение, мягко говоря, не совсем объективно. Если быть совсем точными, то для этой семьи, по их опыту, единственный выход – терпеть, потому что других выходов они для себя и своих детей пока что не нашли.

Ведь и в обычной школе можно отдалиться от неприятных людей и приблизиться к приятным (так как школа – не единая личность, в ней работают разные люди и учатся разные дети). И на домашнем обучении (а тем более в экстернате) можно столкнуться с ситуацией, когда единственный выход – терпеть. А если мы говорим именно о хоумскулинге, то такая система обучения подразумевает все-таки сдачу периодических экзаменов в той же самой школе, не говоря уже о ГИА-ЕГЭ. И выбирая обучение на дому, вы скорее выбираете освоение материала в собственном темпе и по собственному графику (точнее, в темпе и по графику ребёнка).



- Если действительно больше доводов за хоумскулинг/экстернат (подготовка в вуз важней, человек серьёзный спортсмен или артист (скажем, танцор), есть жизнь на два региона или вовсе два государства и т.п.), на что обратить внимание, чтобы процесс образования дал знания?


Н.Н.: - Прежде всего – на готовность самого ребёнка учиться по такой системе. Потому что иногда опять же бывает, когда весь процесс "самостоятельного обучения" тащат на себе родители, ребёнок не обучается самоорганизации и в результате после окончания родительской миссии – например, получения аттестата – ощущает себя беспомощным "в этом большом мире перед лицом Страшной Системы". Ребёнку, особенно младшекласснику, можно и нужно помогать с тем же тайм-менеджментом, но не делать ничего за него полностью, даже если он на первых порах допускает ошибки.

Потом, безусловно важно обратить внимание на предлагаемую для обучения программу и на "качество школы", если так можно выразиться. Потому что и поныне школы существуют разные не в плане известности, пафосности или материальной обеспеченности, а скорее в плане общей школьной идеи, духа, если хотите. Часто дети идут в школу к какому-то определённому учителю (учителям). Но многое в "качестве" школы определяет школьная администрация. Поэтому важно при выборе учебного заведения (или решения вопроса о хоумскулинге как альтернативе) прежде всего знакомиться с "головой" той рыбы, которую вы собираетесь выбрать.



- Как быть, если на отдельные предметы (история, ОРКСЭ - основы религиозных культур и светской этики, окружающий мир, обществознание и т.п.) точка зрения семьи не совпадает с точкой зрения большинства школьных педагогов, которые таки будут принимать аттестацию? Насколько спасением тут выглядит право экзаменуемого выбрать форму экзамена - тест или устные билеты (по тесту можно "подогнать" ответ, а истинную позицию потом раскрыть в нужном месте)?


Н.Н.: - Здесь опять вспомню то, с чего начал: обучение ребёнка жить в "двусистемной" реальности, так же, как говорить на двух языках. И если педагог, принимающий аттестацию, желает принимать ее на некоем другом языке – пусть ребёнок расскажет ему так, как педагог желает слышать, при этом будучи осведомлён и об альтернативных точках зрения, которые разделяет его семья. Кстати, сам он при этом может вообще иметь третью точку зрения, а то и несколько.
Другое дело, если таких " педагогов с иными точками зрения" в школе преобладающее большинство: тогда, может быть, даже для экзаменов в процессе хоумскулинга эффективнее изначально выбрать по возможности другую школу.

Выбор формы экзамена – письменный или устный – сам по себе спасение для многих детей, потому что кто-то лучше изъясняется на письме или вообще сдаёт письменные тесты, а кто-то склонен "поболтать" и способен даже при минимуме знаний наговорить на значимую оценку.



- И чем "домашнему" ученику или ученику-экстерну "грозит" процедура ГИА и ЕГЭ, каковы подводные камни? Вроде хоумскулинг/экстернат приучает часто сдавать экзамены и относиться к ним как к прозе жизни?


Н.Н.: - Насколько мне известно, процедура ГИА-ЕГЭ для всех одинакова, разве что обучение в школе предполагает большее натаскивание на саму процедуру и механику ответов (но одновременно может предполагать и большее невротизирование учеников постоянным прессингом "Вы ничего не сдадите, занимайтесь больше"). Однако при совсем домашнем обучении можно попасть в другую крайность – не наработать нужных стандартов сдачи экзамена, и получить низкие баллы, скажем, за то, что ребёнок ставил в нужных полях не такие крестики, или не выучил, по каким критериям нужно писать эссе на экзамене по русскому языку. Увы, система ЕГЭ – это система стандартов, и если опять же учиться языку этой системы – для успешной сдачи нужно иметь практику на этом языке. Но опять же насколько мне известно – для старшеклассников и в экстернате, и на хоумскулинге предлагаются и даже становятся обязательными постоянные консультации-тренировки именно по заполнению контрольных листов, стандартам решения задач, критериям написания эссе и так далее.

И безусловно, частые экзамены позволяют привыкнуть к самой процедуре, но если эта процедура будет отлична от ЕГЭ – это может вызвать дополнительные сложности. В общем, опять не могу сказать ничего конкретного без конкретных условий конкретной задачи.



На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина


Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть матерью
Я хочу быть отцом
Я хочу быть хорошей матерью
Я хочу быть хорошим отцом
Я хочу вернуться к учебе
Я хочу восстановить стимул к учебе
Я хочу добиться внимания дочери
Я хочу добиться внимания сына
Я хочу добиться любви детей
Я хочу добиться привязанности детей

Темы: детско-родительские проблемы, ЖЖ-интервью, проблемы с учебой, развитие ребенка, родительские проблемы.