ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Готов ли ваш ребенок к школе?

Дата создания: 16.04.2001
Дата обновления: 26.08.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.
...если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".


Если говорить формально, то обычно детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление выражением эмоций)
3. Социальная готовность (потребность в общении, корректабельность поведения в коллективе, способность обучаться)

Насколько конкретный ребёнок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит опять же любой детский психолог. И, разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) вашего ребёнка идти в школу.

И здесь и перед ребёнком, и перед родителями часто встаёт один любопытный вопрос, который вроде бы можно называть риторическим, но тем не менее в нем есть смысл: а зачем вообще ребёнку идти в школу? Нет, понятно, что "так надо, так положено и все идут" (хотя в последние несколько лет такой ответ серьёзно размывается наличием, так называемого домашнего обучения), но если подойти к вопросу не с точки зрения стандартных устоев и правил, а с точки зрения обычной логики - зачем?
Ведь порой нежелание ребёнка идти в школу вызвано именно непонятностью этого факта: зачем оно нужно?
И как один из вариантов можно предложить такое пояснение, особенно если оно близко самим родителям.

Первое: за время своего существования и развития человечество накопило огромный багаж знаний, причём самых разных: как новых открытий, так и разнообразных просчётов. Изучить весь этот опыт сразу – нереально, но делать это постепенно – полезно для развития личности (в том числе для информации, что все люди, делающие что-то, так или иначе совершают ошибки, а не ошибается только тот, кто ничего не делает). Потом, прагматичные личности предпочитают учиться по возможности на чужих ошибках, и только потом – на своих. И начать изучать весь этот опыт познания, в первую очередь для адекватного ориентирования в современном мире, важно с базового минимума, который даёт именно школа. Во всем своём разнообразии подхода к обучению различным предметам. Причём важно не столько знать – что и как, сколько – где и почему. Важно научиться ориентироваться в структуре накопленных человечеством знаний, прослеживать логические связи, оперировать полученными данными: не обязательно помнить наизусть формулу или правило, важно понимать, как оно выводится и где при необходимости можно его найти.

Второе: для более объективного взгляда на мир ребёнку крайне важно начать обучаться у разных учителей. В том числе обучаться думать и анализировать, смотря на мир с самых разных точек зрения.

И третье – тут вероятны возражения, что современная школа, определяемая грядущими испытаниями типа ЕГЭ, как раз и не учит думать, а скорее загоняет всех детей в стандартные рамки. Увы, это нередко бывает, но к счастью, до сих пор школа школе рознь. И тоже к счастью - сейчас судьба ЕГЭ довольно туманна: если ваш ребёнок идёт в первый класс, есть высокая вероятность, что к девятому классу ему уже не придётся сдавать это испытание, введение которого наломало довольно много дров в системе образования.

Да, школу важно выбирать (в первую очередь смотря на директора и на того первого учителя, к которому попадёт ваш ребёнок), но увы, не всё и не всегда здесь можно выбрать по своему желанию: есть ситуации ограниченного выбора, территориальный принцип, возможность (невозможность) возить ребёнка в другой район города и т.п. Но здесь позвольте вспомнить старую байку: юноша спросил у мудреца, стоит ли ему жениться, и мудрец ответил: стоит в любом случае. Потому что если попадётся умная жена – ты станешь счастливым, а попадётся сварливая – станешь философом. Примерно так же и с современной школой: если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".

Кстати, о выражении "фига в кармане": для иных читателей оно имеет чётко выраженную негативную коннотацию. Ведь, во-первых, фига – это уже само по себе некультурно и значит, плохо, а во-вторых, если она в кармане, это же лицемерие? Но предложу здесь перейти от восприятия "так не должно быть, потому что не должно, и всё" к восприятию "так есть, и нужно решить, как из этого выйти с минимальными потерями". В частности, в своё время по поводу тактики поведения "фига в кармане" я давал следующие пояснения в Мастер-классе.

Когда человек по той или иной причине принимает решение работать или общаться в коллективе с иерархической структурой, у него вроде бы поначалу есть только два бинарных способа реагирования на высказывания (а то и окрики) начальника: подчинение и бунт. Первое бывает неприятно для самого человека и часто ломает его личность (в тяжёлых ситуациях – до невроза), а второе тоже чревато: выговорами, взысканиями и другими подобными санкциями.

И "фигой в кармане" предлагается называть третий способ реакции: когда человек вроде бы подчиняется - внешне, но при этом сознанием понимает, что происходит, представляет причины, по которым его общение выстраивается именно так, а не иначе, понимает мотивацию и даже проблематику начальника и суть той манипуляции, которую он осуществляет. То есть у человека постепенно возникают знания, которые позволяют ему в спорных случаях не подчиняться, а только лишь изобразить подчинение, если это ему выгодно. При этом у человека остаётся реальное понимание ситуации, проблемы и возможных способов дальнейшего реагирования.

То есть "фига в кармане" - это отсутствие тотального раболепного подчинения в иерархической структуре. В том числе понимание, когда есть смысл и выгода дальше изображать подчинение, а когда уже можно и подумать о том, чтобы с этой структурой расстаться, причём тоже не на уровне бунта, а цивилизованно и с выгодой. Условно говоря, "фига" относится здесь к намерению начальника поставить человека в позицию Дурака, стать его Родителем. Человек все равно сохраняет Взрослую субличность как основную, но его начальнику про это сообщать не обязательно.

Не стану спорить: от ребёнка ждать способности к полноценным таким реакциям сложно, а требовать их от него – тем паче. Но в том и специфика семейного воспитания, что подобным вещам, как правило, обучают ребёнка родители, владеющие этим методом. Причём обучают не специально, а подспудно, по ходу общения с ним ещё задолго до школы. И ребёнок проникается способностью и полезностью такого логического анализирования, и потому идёт в школу, ощущая себя уже намного более готовым именно к возможным социальным катаклизмам в ее стенах.

Поэтому что ещё важно – весь  процесс подготовки к школе желательно осуществлять постепенно, а не аврально. К слову, весьма деструктивной может стать ситуация, когда родители тестируют ребёнка лет шести по разным методикам "готовности к школе" (иногда берут их из популярных педагогических изданий,  ставя собственный "диагноз") и получают результат - ребёнок к школе не готов. О ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребёнка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов (или нанимают дорогостоящих репетиторов по пестрящим везде объявлениям "подготовим вашего ребёнка к школе") - а в результате получается, что такая штурмовщина и знаний даёт немного (ребёнок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребёнка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет).

Вообще то интеллектуальное развитие, которое получает ребёнок с рождения, как в семье, так и в детском садике, и вообще в социальной среде, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем достаточны. Обычно ребёнок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно "подтянуть" заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребёнок, и выяснения именно их конкретных пожеланий. Для этого на базе многих школ существуют специальные подготовительные группы.

А напоследок можно предложить некоторые критерии готовности ребёнка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами.
Обратите внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребёнок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
Также здесь опять же стоит обратить внимание прежде всего на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую вы наметили для своего ребёнка (а ещё лучше - которую выбрали вместе с ребёнком).

Развитие познания
- Владеет ли ребёнок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребёнок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребёнок назвать большинство букв алфавита?

Базовый опыт ребёнка
- Приходилось ли ребёнку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребёнок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Языковое развитие
- Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
- Может ли ребёнок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
- Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Эмоциональное развитие
- Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребёнок как работать самостоятельно, так и кооперироваться для выполнения заданий с другими детьми?

Умение общаться
- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребёнок слушать других, не перебивая?

Физическое развитие

- Хорошо ли ребёнок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
- Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение
- Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память
- Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трёх картинок, а потом одну убрать?
- Знает ли ребёнок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие

- Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей

- В состоянии ли ребёнок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
- Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к новой информации
- Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги/картинки самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задаёт ли ребёнок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность

Может ли ваш ребёнок:
- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
- Понимать смысл того, о чем ему читают?
- Чётко выговорить своё имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его предметам?
- Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребёнком, ваша роль в подготовке его к учёбе
- Слушаете ли вы то, что ребёнок говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребёнку совершать ошибки?
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеётесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребёнка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
- Есть ли у ребёнка дома место, которое отведено только ему?
- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьёй что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

Но и этот большой список, что существенно, не для того, чтобы вынести вашему ребёнку оценку "готов-не готов". Здесь намного важнее две другие вещи: первое – есть ли у самого ребёнка желание начинать школьное обучение, и второе – готовы ли психологически к школьному этапу жизни ребёнка сами его родители. О последнем – подробнее в другом материале.


Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуться к учебе
Я хочу знать свой статус в коллективе
Я хочу понять свой статус в обществе
Я хочу быть женщиной
Я хочу быть здоровым
Я хочу быть знаменитым
Я хочу быть мужчиной
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть нормальным
Я хочу быть счастливым

Темы: иерархия, маленькие дети, проблемы адаптации в социуме, проблемы с учебой, развитие ребенка.