Психотерапевт как медиатор

Дата создания: 08.09.2011
Дата обновления: 22.09.2011
Медиация используется при разрешении самых разных конфликтов: в том числе супружеско-семейных размолвок (часто доходящих до предразводной ситуации и развода), споров из серии "отцы и дети" (между родителями и выросшими детьми), производственно-офисных неурядиц между сотрудниками и т.п. Сам я применяю медиативный подход в психотерапии конфликтных ситуаций достаточно давно, и в данном материале хотел бы изложить основные применяемые мной принципы работы в плане медиации.


 



Решили в местечке построить баню, и заспорили, стругать доски на полу или нет. Пошли к раввину. Тот выслушал одного, который говорил "Не надо доски стругать, а то можно поскользнуться и упасть" - и сказал: "Ты прав". Выслушал другого, который говорил "Надо доски стругать, а то можно вогнать в пятку занозу" - и сказал: "И ты прав". Подбежал третий:
- Ребе, но они же говорят взаимоисключающие вещи!
Раввин:
- И ты прав!



Медиация - это процесс урегулирования конфликта с привлечением профессионального посредника (медиатора). С января 2011 года вступил в действие Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". По сути, медиация – это альтернатива судопроизводству, разрешение спорных вопросов и конфликтных ситуаций на досудебном и/или внесудебном уровне. И функция медиатора при таком подходе становится все популярнее и востребованнее, что не удивительно: ведь, как известно, основной принцип судопроизводства – определить виновного и наказать его. Иногда – обвинить и наказать обоих участников спора. Задача же медиатора – и его искусство! – заключается в том, чтобы определить истинные запросы каждой из спорящих сторон и помочь выработать решение, удовлетворяющее обоих.

Медиация используется при разрешении самых разных конфликтов: в том числе супружеско-семейных размолвок (часто доходящих до предразводной ситуации и развода), споров из серии "отцы и дети" (между родителями и выросшими детьми), производственно-офисных неурядиц между сотрудниками и т.п. Сам я применяю медиативный подход в психотерапии конфликтных ситуаций достаточно давно, и в данном материале хотел бы изложить основные применяемые мной принципы работы в плане медиации. Безусловно, у других моих коллег подход может быть в чем-то иным, но в любом случае медиация – это умение помочь разрешению конфликта тогда, когда сами по себе спорящие стороны не в состоянии вести продуктивный диалог.

По классическому определению, конфликт – это пересечение интересов: и вроде бы удовлетворить запросы обеих сторон при таком положении дел нереально. Однако при ближайшем рассмотрении и изучении целей и мотивов, как правило, оказывается, что де-факто пересечения как такового нет. Например, обе стороны, условно скажем, претендуют на какую-либо вещь, а потом выясняется что сама по себе эта вещь никому из них не нужна: главное – чтобы она не досталась другому. Потому что один подход к решению проблемы – "Хочу, чтобы я остался в выигрыше, и согласен, что при этом довольным окажется и мой оппонент", а другой – "Хочу, чтобы мой контрагент оказался в проигрыше, даже если я проиграю тоже".

Определить реальные мотивы, которые руководят участниками конфликта за пределами спора – едва ли не самое сложное в работе медиатора. Причем эти мотивы зачастую не ясны до конца самим участникам: за декларируемыми целями зачастую стоят какие-то более глубокие, а за ними – совсем глубокие, иногда неосознанно скрываемые человеком даже от себя самого. Медиатор в том числе помогает разобраться со всеми этими причинами и понять, как можно удовлетворить ваши реальные задачи социально приемлемыми методами  (в том числе принять какие-то внутренние потребности без негативной оценочной коннотации).

Получается, что психотерапия, особенно аналитическая, - значимая составляющая медиаторского искусства. Особенно если предстоит работать с конфликтами, лежащими больше в эмоционально-трансакционной сфере, чем в формально-правовой. Разве что при медиативном подходе психотерапевт исследует не всю личность клиента "вглубь и вширь", а только ту её часть, которая задействована в определенной конфликтной ситуации, и ровно на ту "глубину", которая для разрешения этого конфликта необходима.

***

Говоря о медиации, нельзя не упомянуть о некоторых мифах, которые сложились вокруг этого метода работы и частенько мешают эффективному применению медиативного подхода.

Миф первый: "Медиатор будет уговаривать вторую сторону конфликта поступить так. как хочет первая сторона". Иными словами, медиатор воспринимается исключительно как рычаг давления на контрагента. Однако если бы медиатор так поступал, то он бы и не был нужен: такое давление гораздо быстрее окажет суд. Принуждение помимо воли и желания – это уже не медиация. В том числе и поэтому я не приглашаю к себе в кабинет клиентов с заказами типа "Я приведу его/ее к вам в кабинет, и вы объясните, что он/она неправ(а)!.."

Миф второй: "У медиатора есть стандартные универсальные технологии; овладев этими технологиями, можно самому нажимать на контрагенте кнопки и манипулировать им". Если бы такие технологии действительно были, их, как говорится, уже написали бы большими буквами на кремлевской стене. При формально похожих схемах действия конкретные решения всегда уникальны и нестандартны: так же, как уникальна личность любого человека, индивидуальны его потребности, разнообразны сочетания "пересекающихся интересов". Типовых решений и стратегий тут нет и быть не может.

Миф третий: "Медиатор работает с конфликтующими сторонами одновременно, посадив их напротив друг друга на стульчики". Далеко не всегда такая работа возможна, особенно вначале. По крайней мере мне приходится при той же семейной терапии (да и при работе с прочими конфликтами) начинать работать индивидуально. Далеко не все свои цели и потребности одна сторона может озвучивать в присутствии второй. По крайней мере, если бы это было возможно, то никакого конфликта бы между ними и не было.

Миф четвертый: "Медиатор должен предлагать участникам только приятные для них шаги, в этом и состоит его работа". Здесь сразу припомню известную фразу: "Нет безвыходных ситуаций, но есть неприятные решения". Да, возможно, при разрешении того или иного конфликта медиатор предложит участникам какие-то не самые легкие варианты действий: однако работа медиатора оценивается по итогам, а промежуточные шаги вполне могут быть аналогом той самой "горькой таблетки", которую вы принимаете, чтобы потом чувствовать себя лучше и легче. Особенно если ее назначил вам грамотный профессиональный врач, который при этом еще и разъяснил вам необходимость приема именно этой таблетки, а не сладкого сиропчика.

***

Как правило, при хорошем профессиональном медиаторе контрагенты выходят из конфликта не обиженными и наказанными, как подчас из зала суда, а удовлетворенными и осчастливленными: собственно, в чем и есть коренное отличие процесса медиации от судопроизводства. Однако с другой стороны, медиация – это не система раздачи "счастья всем, и пусть никто не уйдет обиженным". Это длительная работа, причем решение, обоюдно устраивающее обе стороны конфликта, возникает только при условии обоюдного желания сторон это решение найти, и обоюдной готовности к сотрудничеству. Здесь направление действий медиатора - помочь каждому из спорящих понять, для чего именно ему нужен этот спор и участие в нем, и готов ли он к нахождению тех или иных компромиссов в этом споре.

Увы, далеко не всегда готовность участников конфликта прибегать к медиации бывает обоюдной. Довольно часто приходится начинать с так называемой "медиации с одним участником": когда на консультацию приходит только "одна сторона" конфликта, и с ней начинается работа по возможной тактике переговоров и стратегии решений в случае, если вторая "половина пары" отказывается участвовать в медиативном процессе. Если использовать привычные бытовые формулировки – то мы ведем речь прежде всего о том, как самому этому участнику с минимальными для себя потерями выйти из создавшегося конфликта, решить свою часть проблем, а проблемы контрагента оставить решать (или не решать) ему самому. Однако если за медиативной помощью в конфликте все же обращаются оба участника (на первых порах, кстати, возможно и поодиночке) – потенциал решения проблем и нахождения взаимно приемлемого решения будет намного выше.

Как сказал один из моих коллег на Круглом столе по медиации, прошедшем на базе ППЛ, - "Часто ошибочно полагается, что медиатор должен дать понять человеку, чего хочет его контрагент. На самом деле медиатор должен помочь понять человеку, чего сам этот человек хочет добиться в данной ситуации". Зачастую в этом и кроется основная сложность: большинство людей считают, что уж сами-то себя они понимают хорошо. Однако чем сложнее личность, тем многообразнее могут быть ее истинные потребности: соответственно, тем труднее бывает адекватно их понять и принять. И работа с конфликтами с помощью медиатора – для умных людей: тех, у которых сложна и глубока личность, тех, для кого важен анализ долгосрочных перспектив, а не только сиюминутные решения. Для тех, кто больше хочет создать, чем разрушить, в том числе и решая тот или иной конфликт.

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуться в семью
Я хочу восстановить семью
Я хочу восстановиться после конфликта в семье
Я хочу добиться развода
Я хочу жить без мужа
Я хочу верить жене
Я хочу верить мужу
Я хочу вернуть жену
Я хочу вернуть любовь жены
Я хочу вернуть любовь мужа

Темы: виды и методы психотерапии, конфликтология, медиация, развод, семейная психотерапия, семейные проблемы, экстремальные ситуации.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?