Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Не хочу учиться

Дата создания: 09.09.2001
Дата обновления: 07.09.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.
"...Те родители, которые дочитали до этого места, в большинстве своём наверняка либо горько усмехаются, либо просто молча крутят пальцем у виска. Потому что описанные выше пункты – это, что называется, про сферического ребёнка в идеальном школьном вакууме..."

 

Когда ребёнок рождается, он начинает познавать мир.  Изучение всего, что окружает нового человека, его любознательность,  тяга к познанию нового, к исследованию всего вокруг – важное условие как адекватного развития личности, так и непосредственного выживания.  Собственно говоря, если вновь припомнить теорию психотерапевта Эрика Бёрна о том, что в любой личности живёт триединство составляющих – внутренний Ребёнок, внутренний Родитель, внутренний Взрослый, - то  наиболее счастливые и адаптированные люди сохраняют в себе любознательного, активного, ищущего внутреннего Ребёнка до самого конца жизни.

Человечеству, особенно современному,  до сих пор эволюционно необходимо, чтобы каждый новый представитель постоянно расширял свой жизненный багаж, набирал и изучал новую информацию, рассматривал и исследовал. Развитие новой антропогенной среды сейчас идёт по сравнению с прошлыми периодами развития сумасшедшими темпами, и новые поколения, знающие больше предыдущих, пытливые и прогностически мыслящие, сегодня становятся все более востребованы.

Таким образом,  можно было бы предположить, что современный ребёнок в школу сегодня идти скорее хочет, чем нет. Потому что в школе его ждёт:

- во-первых, удовлетворение жажды познания, причём уже на существенном уровне и в течение многих лет и по нарастающей;

- во-вторых, новый, более высокий социальный статус;

- и в-третьих, коллектив ровесников-единомышленников, с которыми вместе можно исследовать, в том числе – продолжая собственную сепарацию от родителей, обретая дальнейшую самостоятельность, делая очередные шаги к взрослости.

 
...Те родители, которые дочитали до этого места, в большинстве своём наверняка либо горько усмехаются, либо просто молча крутят пальцем у виска.

Потому что описанные выше пункты – это, что называется, про сферического ребёнка в идеальном школьном вакууме. Точнее, так могло бы быть, если бы в ситуацию не вмешивалось очень много разных дополнительных составляющих: от общественного иерархического мышления до  специфического современного образования.

И если приблизить вышеперечисленные пункты к нынешней реальности, то получится примерно следующее.


Во-первых,  большое количество детей отказывается от любознательности и исследования чуть ли не с раннего детства. Точнее – они постепенно понимают, что за любознательность их наказывают. Как в поговорке: сперва детей учат ходить и говорить, а потом – сидеть и молчать. Увы, многим родителям – пусть не всегда осознанно! – оказывается крайне необходимо постоянное подчинённое положение ребёнка. С растущим отпрыском, говорящим "Я сам", они буквально не знают, что делать. В какой-то мере это даже может их пугать: ребёнок, который сам проявляет инициативу, сам принимает решения, сам исследует и делает выводы. В том числе – обретает какие-то знания!  Потомок, знающий больше предков – прямая угроза статусу родителей.  И когда ребёнок начинает задавать разные неудобные вопросы, для иных родителей нет страшнее ситуации, чем  ответить "не знаю". Потому что Настоящий Родитель, по их убеждению, должен знать всё. По крайней мере, должен ответить на любой вопрос своего ребёнка. Сказать "не знаю, но посмотрю в том же поисковике" – унизительно для родителей. Разумеется, все это с точки зрения системы иерархического мышления. А уж сказать "Я пока не знаю, пойдём посмотрим вместе?" – и вообще неприемлемо.

Поэтому нередко ситуация "я могу ответить на любой вопрос своего ребёнка" достигается методом обрезания лишних вопросов: "Замолчи и не мешай взрослым своими глупостями".

Как правило, подобный опыт ребёнок начинает получать уже в 3-4 года. А к шести годам, к первому классу школы, у него на уровне бессознательного формируется ощущение: "Стремление к знаниям наказуемо, взрослым нельзя задавать вопросы, их это раздражает,  причём никогда не знаешь, какой вопрос вызовет у них раздражение".  Поэтому начало школьного обучения у такого ребёнка также невольно может ассоциироваться  не с радостью, а с горестью познания. Увы, сейчас все чаще это воспитательное направление, как эстафету, подхватывают ЕГЭ-ориентированные учебные заведения, где тоже требуется "не умничать, а делать как сказано".


Во-вторых, в самой школе социальный статус ребёнка тоже порой весьма неоднозначен, мягко говоря.  Школы, где уважают личность ученика, до сих пор предстают в меньшинстве. Это тоже во многом последствия традиционного иерархического мышления: "учит Начальник, учится Дурак". То есть ученик в такой школе – априорный Дурак. Он всегда сам во всём виноват, а любой учитель всегда прав по определению: потому что он учитель. Кроме того, система, ориентированная прежде всего на качественную сдачу ЕГЭ, изначально готовит детей к умению "вписывать определённые сведения в определённые рамки". К сожалению, даже грамотные профессионалы-учителя вынуждены подчиняться этому системному давлению.  Помнится, одна учительница литературы и русского языка, крайне ценившая и развивавшая в своих учениках нестандартность взглядов, умение рассуждать и формировать собственное мнение, наставляла перед ЕГЭ по русскому одного из своих учеников, талантливого будущего журналиста: "Я тебя очень прошу, будешь писать эссе – забудь, что у тебя есть мозги. Пиши по методичке".
И если этот подход в школе практикуется с первого класса – неудивительно, что ребёнок туда не хочет идти. Или перестаёт хотеть после пары недель учёбы.

В-третьих, коллектив ровесников в классе обычно набирается по случайному принципу (и хорошо, если только так), и на поверку оказывается коллективом чужих людей с разными интересами, как минимум поначалу. Особенно сложно становится, если учителя применяют в работе с классом подход типа "разделяй и властвуй". Кроме того, многие дети, не вписывающиеся в так называемое нейротипичное мышление (то есть "как мыслит абсолютное большинство") – оказываются в классе изгоями, в том числе – при поддержке учителей.

 

Многое зависит и от того, чего ждёт от школьника старшее поколение. В предыдущей статье, о "подготовке родителей к школе", как раз подчёркивалось, что крайне важно заранее обсудить, что хочет получить от школы ребёнок, и что – родители. Если между этими списками будет серьёзное расхождение – это тоже может перетечь в довольно проблемную ситуацию, не способствующую желанию ребёнка учиться.

Если же ребёнок и родители "играют в одной команде", то им важно обсудить на равных свою общую стратегию общения со школой.   И вероятно, взять на вооружение ту самую  "фигу в кармане", о которой  упоминалось в другой статье: про подготовку к школе ребёнка.  В любом случае, как известно, "предупреждён – значит вооружён". 

Проанализируйте с ребёнком как можно больше возможных ситуацией "Что мы будем делать, если…".  Ситуации могут быть из тех, которые пугают и ребёнка, и вас. Можно приготовить по нескольку возможных вариантов действия, обсудив в том числе сами принципы выбора решений. Но, во всяком случае, страхи рождаются от неизвестности, а если есть хотя бы предварительный набор неких вариантов действия в той или иной ситуации – страх может стать куда меньше, а желание познавать новое – куда больше.

В том числе очень важно дать знать ребёнку, что взрослые тоже могут ошибаться. Все взрослые: и учителя, и родители в том числе, и все живые люди, занимающиеся той или иной деятельностью.  Но что не каждый взрослый способен осознать свои ошибки.

И ещё важный момент: сложно ждать от ребёнка, что он, пойдя в школу, станет сразу намного более самостоятельным и взрослым, чем был ранее.  Самостоятельность обретается пошагово, постепенно, каждый день понемножку, и развивать ее важно задолго до начала школы.  Но начинать, при всем при том, не поздно никогда. Главное – понимать, что ребёнок не переключится в новый режим существования мгновенно. Статус школьника и портфель туго набитый учебниками, не сделают вашего первоклассника сразу умным, решительным и невозмутимым. Ещё не раз он может оказаться в ситуации, когда, несмотря на все обсуждения и подготовку, не сумеет принять решения, растеряется, может быть – даже заплачет. Но любое обучение, любое познание нового, любое обретение опыта естественно сопряжено с ошибками. Важно потом доброжелательно и взвешенно анализировать эти ошибки, помогая таким образом ребёнку приобретать его собственный опыт.


...Отдельного разговора заслуживает давний школьный жупел: оценки.  Увы, это нередко становится проблемой как для детей, так и для родителей. Но это тема для ещё одного отдельного разговора.



 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуться к учебе
Я хочу знать свой статус в коллективе
Я хочу понять свой статус в обществе
Я хочу быть женщиной
Я хочу быть здоровым
Я хочу быть знаменитым
Я хочу быть мужчиной
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть нормальным
Я хочу быть счастливым

Темы: иерархия, проблемы адаптации в социуме, проблемы с учебой, развитие ребенка.