Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Клуб мастеров и Школа мастеров

Дата создания: 07.11.2009
Дата обновления: 09.09.2010

 

Мастер-класс в новом качестве, или о Клубе и Школе мастеров



Дистанционная программа консультативно-дидактической психотерапии – Мастер-класс - работает на сайте доктора Нарицына вот уже восемь лет. Это полноценная психотерапевтическая группа, хоть и со своей спецификой заочной работы. В работе Мастер-класса (МК) используются дистантные методы системного и группового анализа. Участники МК изучают взаимодействие собственной личности с различными социальными средами, изучая и опираясь на законы практический психологии, а так же помогают решать проблемы (и анализировать личностное взаимодействие) другим участникам именно по принципам групповой психотерапии.
Мастер-класс никоим образом не готовит дипломированных "специалистов-психологов или психотерапевтов", - но дает необходимые знания из области психологии, психотерапии, психоанализа и других смежных наук для реального практического применения прежде всего в собственной жизни каждого участника. В первую очередь именно этому обучаются участники МК на протяжении всего времени его работы. И еще - в МК изучают не столько психологию и психотерапию как формальные науки, сколько – в плане применения данных наук - себя и своё взаимодействие с социумом и окружающей средой.
В Мастер-классе разбираются различные вопросы: от "качества жизни и личностного роста" до банального поиска "причин пробуксовки в достижении той или иной цели"; успешно решаются с помощью подготовленной группы многие проблемы, выхода из которых подчас просто не видно самому участнику, но значительный эффект дает "взгляд и взвешенный аргументированный анализ со стороны". Особенно если речь идет о таких проблемах и вопросах, корни которых находятся в бессознательном. Конечно, большинство таких проблем требует кабинетной работы, но иногда дискуссия с независимыми, доброжелательными и психологически грамотными участниками той же группы, не завязанными эмоционально на конкретную ситуацию, оказывает довольно ощутимый эффект.
Существенную помощь оказывает Мастер-класс тем участникам, которые по разным причинам не могут воспользоваться очной помощью доктора Нарицына. Также МК является отличной поддерживающей терапией для тех клиентов, которые хотят получить несколько очных консультаций (в том числе сеансов психоаналитической работы), но с существенным перерывом между сеансами.

***

Безусловно, за восемь лет работы МК достигнуто много позитивных результатов многими участниками, но в то же время за такой срок много чего устаревает и требует замены, – в частности, программное обеспечение, на котором работает Мастер-класс, и собственно, его структура.
С программным обеспечение справиться много проще: сейчас МК "переехал" на новый форум с современными возможностями. А вот структура потребовала серьезных изменений, про которые стоит рассказать отдельно и подробно.
За те практически восемь лет, что работает программа, многие ее участники получили существенную базу как теоретических так и практических знаний по психологии, психотерапии и смежным наукам, и управляют своей жизнью уже на другом уровне. А новичкам, которые только приходят в МК, наоборот, не хватает какой-то информации, которая для "старожилов" иной раз кажется "давно известной банальностью". Таким образом получается, что у людей, которые присутствуют в МК давно, и пришедших в него недавно - разные цели: одни хотят общаться и применять полученные знания на практике, а другие – учиться. И это в том числе затрудняет рост МК как дидактической психотерапевтической группы. Поэтому теперь Мастер-класс состоит из двух частей: Школа Мастеров и Клуб мастеров.
Обе составляющие МК работают в рамках одного общего форума с разделами, предполагающими различные подходы к изучаемым темам.
Все новички поступают сперва в Школу. В Клуб можно перейти только после года суммарного «непрерывного стажа» участия в Школе по желанию участника. Вообще процесс перевода из Школы в Клуб решается не автоматически, а всегда в индивидуальном порядке.
Школа мастеров – это собственно процесс начальной консультативно-дидактической психотерапии: люди учатся решать свои проблемы, набираются знаний для этого (в том числе путем познания психологии межличностных отношений и построения таковых). Они приобретают теоретические знания и разбирают практические вопросы: безусловно, обсуждение вопросов в школьном Практикуме также не подменяет индивидуальных консультаций. И если проблема не решается заочно, Ведущий непременно скажет об этом в дискуссии.
В рамках нового МК также предполагаются факультативные очные семинары по определенной программе: для участников Школы. Эти встречи будут уже не столько групповой терапией, сколько мини-лекциями и собственно семинарами по темам, где участникам Школы потребуется больше информации, чем Ведущий может изложить письменно. Также в Школе планируется выкладка лекционно-семинарских материалов доктора Нарицына, а также аудио-и видеосеминары по определенным темам в рамках той же дидактически-консультативной психотерапии (обучающая программа).
А для Клуба - с учетом того что все «школьные» темы им давно знакомы – могут проводиться очные встречи-беседы на «клубном» уровне уже в виде групповой психотерапии и групп-анализа (по мере комплектации).


В Школе и Клубе предполагается немного разное направление работы. Если в Школе основной акцент будет сделан на ОБУЧЕНИЕ, то в Клубе – на ВЗАИМООБУЧЕНИЕ.
Участники Клуба – те, кто провел в Школе уже достаточно времени (минимум год), и обладает уже прочными начальными знаниями по теории и практике психологии и психотерапии. Это люди, хорошо знакомые с общими законами психологии личности, общения и т.п., и продолжающие совершенствовать эти знания на полученной базе в процессе группового общения в Клубе.
Подразумевается, что Клуб мастеров - это люди с опытом и определенными психологическими знаниями, и на территории МК их слово и знание весят и значит несколько больше. Если хотите – они тоже в какой-то мере котерапевты в Школе. Им доступны для чтения и комментариев все разделы МК, и они будут обладать правом отвечать на вопросы, заданные в Школьном практикуме, практически наравне с Ведущим (так же, как это было в старом МК в разделе «Виртуальный кабинет»).
Участники Клуба могут, как и раньше, обсуждать конкретные проблемы в Практикуме Клуба – уже не на уровне вопросов и ответов, а на уровне более глубокого анализа. Однако, если окажется, что проблема достаточно глубока и сложна, и не подлежит заочному решению, а требует очной индивидуальной консультации (скажем, для работы с бессознательным) – Ведущий оставляет за собой право сказать об этом в открытую в ходе обсуждения, а то и приостановить дискуссию.
Участники клуба также могут вести Дневники, где частично может идти самопроработка бессознательных проблем. Подразумевается что их теоретическая и практическая подготовка позволит им делать это без ущерба для собственной психики и психики других членов Клуба.
Над членами Клуба вовсе не висит обязательство «отвечать как дипломированные специалисты»: даже длительное участие в МК не делает из вас специалиста-консультанта по психологии и психотерапии, посему все высказывания все равно формулируются на уровне «ИМХО». Тут ко-терапия больше проявляется в том, что вместо мнения одного специалиста, пусть и трижды авторитетного, человек получает обсуждение от, условно скажем, тридцати людей, при этом в определенной степени психологически подготовленных. Получается тоже своего рода групп-анализ, стереоскопическое восприятие проблемы, а не плоскостно-однозначное. Но безусловно, придется следить за тем, чтобы ненароком «не навредить», - но это всегда остается одним из основных условий работы МК. И членам Клуба тут приходится помнить, что их мнение все-таки достаточно авторитетно в МК, и посему им приходится нести чуть бОльшую ответственность за свои высказывания.
Что касается роли Ведущего, то в Школе выполняет роль «преподавателя-наставника». А в Клубе он находится в статусе практически «равного среди равных»: в крайнем случае, как старший коллега среди более молодых. И в Клубе каждый из участников будет обладать статусом «мастера»: ведущий высказывается там практически на равных. Но вообще там, где нужно не только срочно, а еще и конкретно и лично, причем «сесть и подумать» – то видимо, будет требоваться очная встреча. Клуб как психотерапевтическая группа все равно не заменит очной работы, и особенно не в состоянии заменить индивидуальной аналитической терапии.
Таким образом, изменение структуры Мастер-класса – это не его разделение, а его расширение, увеличение его возможностей и способности отвечать целям разных людей с разным опытом работы в дидактически-консультативной психотерапевтической группе. А взаимодействие и сотрудничество между Школой и Клубом увеличит эффективность работы всего Мастер-класса в целом.
 

Пишите по вопросам работы Мастер-класса

Вернуться в раздел "Мастер-класс"