Полная версия ДОКТОР НАРИЦЫН
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Отклоняющиеся привычки и отношение коллектива

Дата создания: 26.10.2018
Дата обновления: 26.10.2018
"Да, есть такая вещь, как личные границы, а также личные процедуры, которые на уровне внутренней цензуры неприятно наблюдать посторонним людям (ниже я подробнее поясню, почему), но "отклоняющимися я бы эти действия не назвал: потому что тогда получается, будто есть некий столб, стержень, основа – причём жёсткая, прямая и однозначная, а есть действия, которые от этой жёсткой основы отклоняются и потому должны преследоваться".

Н.Н.: - Начать бы хотелось с уточнения: что значит "отклоняющиеся привычки"? Отклоняющиеся от чего? От генеральной линии партии?..

Да, есть такая вещь, как личные границы, а также личные процедуры, которые на уровне внутренней цензуры неприятно наблюдать посторонним людям (ниже я подробнее поясню, почему), но "отклоняющимися я бы эти действия не назвал: потому что тогда получается, будто есть некий столб, стержень, основа – причём жёсткая, прямая и однозначная, а есть действия, которые от этой жёсткой основы отклоняются и потому должны преследоваться.
Но в реальной жизни все далеко не так просто, однозначно и прямо.


- Почему различные отклоняющиеся привычки (обкусывание ногтей, ковыряние в носу, грызение авторучек) вызывают жутко негативную реакцию окружающих людей (к примеру, можно спокойно найти свои вещи разбросанными или спрятанными на потолок) даже в случае их ненаправленности на них (т.е. люди не получают вреда от этих привычек)?

Н.Н.: - Здесь предлагаю вернуться к понятиям "личные границы" и "внутренняя цензура". А также к уточнению – действительно ли люди от иных действий другого человека "не получают вреда". Есть некие действия, которые наша внутренняя цензура изначально считает не предназначенными для чужих глаз и/или банально небезопасными/неприятными для других: например, выделение тех или иных телесных жидкостей или исследование тех или иных телесных полостей, особенно с извлечением содержимого. С определёнными оговорками к личным  процедурам можно отнести и расчёсывание волос (особенно длинных), и нанесение косметических средств, и кусание ногтей.

Действия интимного характера, совершаемые публично, по большому счету нарушают личные границы других людей: например, им совершенно не хочется смотреть, как целуется парочка, как некто ковыряет в носу или даже как женщина кормит грудью ребёнка. А приходится. Причём даже слово "не хочется" тут неправомерно: скорее при лицезрении подобных процессов у многих возникают бессознательные неприятные ощущения двоякой природы. Первое – некто демонстрирует им интимное действие, совершенно не считаясь с их присутствием, то есть как бы сообщает: мне на ваши чувства совершенно наплевать, я не считаюсь с тем, что нарушаю ваши границы, и что вам может быть неприятно это видеть. Конечно, подобное не вызывает у людей добрых чувств, мягко говоря. А второе (с чего вообще следовало бы начать) – когда человек даже вынужденно наблюдает за каким-то процессом, который в социуме считается интимным, он испытывает дискомфортные ощущения, которые генерирует его собственная внутренняя цензура: "Как ты можешь на это смотреть! Это же неприлично! Как тебе не стыдно!" А сам он тут и ни при чем, ему всё это показывают, не спрашивая его самого, фактически морально насилуют, и его же за это ругают. Во многом по этому поводу возникает такая неприязнь по отношению к публично писающим мальчикам, кормящим мамам и целующимся парочкам.

Так что если вы не хотите оказаться адресатом подобной агрессии – банально воздержитесь на людях от действий, считающихся априори "не для чужих глаз". Например, от ковыряния в носу.


- Как люди определяют, является ли задаваемый им вопрос "тупым"? (Это важно, так как на "тупые" с их точки зрения вопросы и действия следует та же самая реакция, как и на отклоняющиеся привычки).

Н.Н.: - "Тупой" – это в любом случае оценочное понятие, то есть многое зависит от самого оценщика. Довольно часто люди называют "тупыми" вопросы или высказывания, которые непонятны им самим. А ещё – те вопросы или высказывания, которые не вписываются в их личные понятия норм, традиций и т.п., и при том сложно представить, что кто-то может нуждаться по этому поводу в дополнительной информации.

Пример из армейского быта: старшина приказал подметать плац зубными щетками, и вы, допустим, зададите вопрос – почему не обычными? А ваши сослуживцы ответят вам скорее всего: "Ты что, тупой?" Потому что в их мировосприятии приказы старшего по званию выполняются, а не обсуждаются. И как можно этого не понимать, с их точки зрения!..

Вообще понаблюдайте: там, где вы запрашиваете дополнительные логические обоснования, где вам не хватает аналитической информации, где вам непонятны причины и следствия – те люди, которые вообще не озадачиваются ни причинами-следствиями (особенно разнообразными и вариативными), ни логическими обоснованиями, ни аналитической информацией – называют ваши вопросы тупыми. В таких случаях мне часто вспоминается выражение, что чем более узок кругозор у человека – тем более уверен он в своём мнении. Иногда этот кругозор сужается до точки, и она называется точкой зрения.

В коллективе, где подобное мышление свойственно большинству, люди, мыслящие нестандартно, довольно часто попадают под удар (и это может оказаться основной причиной того, что, допустим, разбрасывают ваши вещи). Те или иные ваши вопросы или действия, отличающиеся от "нормальных" в данном социуме, возможно, провоцируют у собеседников напряжённые реакции, потому что вы с их точки зрения говорите "на чужом языке", и это раздражает и пугает людей, которые привыкли к определённым базовым установкам. Таким людям кажется, что вы специально эти установки нарушаете: "Все же должны знать, что так нельзя, и тем не менее человек так делает/говорит! Он не наш, он чужак, он какой-то не такой, ненормальный: ату его".

Но также замечу, что установки бывают разные, и не всегда стоит им бездумно следовать. Например, в ином примитивном мужском социуме ударить женщину может считаться "нормальным", а чистить зубы или расчёсываться – поводом для избиения.


- Как можно спастись от этой реакции в замкнутом коллективе, которым является армия? (это важно, так как постепенно от нервов начинаются ошибки, такие как не те вопросы не в том месте, которые вызывают еще большую отрицательную реакцию, так как из-за них страдает все подразделение)

Н.Н.: - Если волею случая нестандартно мыслящая личность попала в стандартный социум, важно в первую очередь озаботиться тремя вещами:
- наблюдение и установление рамок ваших обязанностей
- изучение "чужого языка"
- действия строго в рамках, в которых вы обязаны действовать, с пониманием "чужого языка" и при этом, как говорится,"держа фигу в кармане".

По сути это значит, что в первую очередь вы штудируете свод своих должностных обязанностей или, в случае армии, Устав. Во вторую очередь – изучаете как иностранный язык то, что в данном коллективе считается нормой (например, бездумное выполнение приказаний). А затем стараетесь в определённой степени мимикрировать под остальных, не забывая при этом, что вы только мимикрируете, а не ломаете себя по-настоящему. Вы продолжаете наблюдать, анализировать, но никому про это не говорите: по крайней мере – никому из окружающих вас потенциальных агрессоров. Я как-то формулировал примерную стратегию такого поведения: человек, опускаясь под воду к рыбкам, которые дышат жабрами, надевает акваланг, маску и ласты; а когда выныривает на воздух и снова присоединяется к тем, кто дышит лёгкими – всё ненужное с себя снимает и продолжает функционировать как обычно.

Если хотите, считайте себя немного Миклухо-Маклаем, который приехал изучать аборигенов. Только опять же, аборигенам про это не говорите.


На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина



Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть женщиной
Я хочу быть здоровым
Я хочу быть знаменитым
Я хочу быть мужчиной
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть нормальным
Я хочу быть счастливым
Я хочу быть уверенным
Я хочу быть хорошей матерью
Я хочу быть хорошим отцом

Темы: ЖЖ-интервью, проблемы адаптации в социуме.