ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Прокрастинация

Дата создания: 03.03.2016
Дата обновления: 03.03.2016
Прокрастинация - проблема довольно распространённая, если не сказать больше. Её часто даже называют болезнью. И что любопытно – материалов о "лечении прокрастинации" и о "борьбе с прокрастинацией" в сети и других источниках едва ли не больше, чем о самой этой проблеме.



К хорошим детям приходит Дед Мороз,
а к плохим – Дед Лайн.

Из сети


Прокрастинация - проблема довольно распространённая, если не сказать больше. Её часто даже называют болезнью. И что любопытно – материалов о "лечении прокрастинации" и о "борьбе с прокрастинацией" в сети и других источниках едва ли не больше, чем о самой этой проблеме.

Формально прокрастинация – это "откладывание на завтра". Одно из наиболее точных определений – постоянное откладывание неприятных для человека дел. Это важно. И даже можно сказать – естественно: мало есть живых существ, которые сами активно спешат испытать неприятные ощущения.

Сложно представить себе прокрастинирующее животное, особенно дикое. Ему сложно отложить "на потом" охоту или убегание от атакующего хищника. То есть как и лень, прокрастинация – понятие сугубо человеческое и опять же, как и лень – иерархическое и оценочное: некто считает, что вы слишком долго тянете с выполнением какого-то дела.

Условно говоря – у человека есть некий командир, оценщик. К примеру, начальник (часто ненавистный),  требующий выполнить нудную ненужную работу, заказчик, постоянно меняющий "тех.задание" и требующий доставить ему "то, не знаю что", преподаватель по нелюбимому предмету, требующий написания курсовой "красиво", или родитель, требующий убраться в квартире, постирать бельё, починить утюг, вскопать грядки на даче... (далее  дополните сами).  То есть некто, который регламентирует, когда и что человек должен делать, чтобы оценщик был доволен, который будет "принимать" итоговую работу и с высокой вероятностью – придираться и ставить "плохие оценки".

Самое сложное – если такой оценщик находится внутри самого человека. Апеллируя к теории субличностей психотерапевта Эрика Бёрна - регламентирующая субличность называется внутренним Родителем: но ваш собственный внутренний Родитель теоретически обязан брать на себя рутинные задачи при движении к вашим собственным целям, определяемым внутренним Взрослым: логикой, интеллектом, прогностическим мышлением. А когда вас начинают изнутри толкать к чьим-то чужим целям, иногда с применением выраженного давления  – уже можно вести речь о своего рода контаминации (заражении) этого внутреннего Родителя чем-то извне.

Здесь важно сделать некое отступление и вспомнить о временах достаточно давних:  о той эпохе, когда выживание человечества базировалось на ручном земледелии.
Фактически это расцвет иерархического мышления, характеризующийся двумя особенностями. Во-первых,  все дела, обеспечивающие получение еды (читай – выживание) были строго регламентированы сроками, заданными природой, а во-вторых – старшее поколение было обязано отслеживать соблюдение этих сроков. А младшее было обязано беспрекословно слушаться, прежде всего - чтобы выжить. 

Однако  социальные системы обычно имеют выраженную ригидность (тугоподвижность, сопротивляемость изменениям), что практически всегда приводит к следующему парадоксу: среда, и природная, и социальная, меняется, меняются ее запросы и особенности, а устои и правила – отстают, причём намного.   И когда человек сопротивляется навязываемому ему ритму "Надо сделать это сегодня и ни днём позже " –  при наличии зависимости от начальника-Родителя  появляется проблема прокрастинации, напрямую связанная с вопросом – а кому, собственно, надо.

Обычно, когда человек делает то, что ему самому надо – он получает от этого удовольствие. Ещё Фрейд говорил о двух видах удовольствия: от достижения цели – и от движения к ней. А когда вместо "мне надо" внутри звучит "тебе надо, а если не будешь делать, я тебя накажу " – то наверняка речь идёт о том, что это действительно надо не вам, а какому-то стороннему командиру, который пробрался внутрь вашей личности и за ваш счёт решает теперь свои задачи. Не говоря уже о том, что многим людям с детских лет диктуют извне, что они должны хотеть, чувствовать и делать. И естественное неосознаваемое внутреннее сопротивление этому тоже нередко называют ленью, а последнее время  - прокрастинацией.

Обычно прокрастинация довольно мучительно воспринимается самим прокрастинатором. Он же сам "понимает", что это надо сделать, но где-то в глубинах бессознательного сидит, что надо не ему. Контаминированный (заражённый внешними установками) внутренний Родитель, как и собственно внешний контролёр, генерирует ощущение чувства вины в случаях, если считает, что те или иные дела "нужно делать не откладывая". Внутри личности возникает конфликт, война. На эту войну уходят ресурсы личности, теряются силы, ухудшается настроение.

Часто говорят, что прокрастинация – признак инфантильности. Мол, человек "не может отложить сиюминутные удовольствия ради будущей выгоды". Но здесь опять то же самое: чья выгода здесь имеется в виду?  Как ни странно – обычно, как правило, чужая: того оценщика, который заставляет вас "делать что-то срочно и не откладывая". Ему, оценщику, от этого будет хорошо. А вам – может быть, и не очень. Вообще любой человек, если у него есть перспектива выгоды, обычно так или иначе ею пользуется (да, не всегда прямо сию минуту, но маршрут движения к выгоде иногда тоже нужно обдумать). А если выгода в результате его действий будет у кого-то другого, а у него самого – одни неприятные ощущения, то удивительно ли, что он до последнего тянет с тем, чтобы эти ощущения получить?

Таким образом, прокрастинация появляется тогда, когда кто-то или что-то заставляет вас делать какую-то неприятную для вас работу (часто – неприятную именно своими оценочными последствиями).
Многие нередко тянут до последнего ещё и затем, чтобы сказать: ну вот, времени осталось совсем мало для того, чтобы это сделать, значит, можно не делать!.. А иные "дедлайнеры" тянут со сдачей до последнего потому, что в последнюю минуту к работе могут придираться меньше и на что-то закрыть глаза. К тому же – физически невозможно предъявить претензии и поставить "плохие оценки" за работу, пока она вообще не сделана и не сдана.

В споре с контаминированным Родителем  часто возникает вопрос: а что, если какое-то дело я захочу откладывать бесконечно? Я даю обычно такой ответ: значит, это дело возможно откладывать бесконечно. А может быть, и вообще не требуется делать.

Во всяких пословицах и поговорках "откладывание на завтра" вроде бы осуждается: вспомните известное "Завтра, завтра, не сегодня, так ленивцы говорят". Но с другой стороны – язык меняется вместе с цензурой, и появляются поговорки вида "Не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра". Вообще иногда бывает полезно повременить с каким-то делом по принципу "Я подумаю об этом завтра" или  "Утро вечера мудренее".

Вообще прокрастинация теоретически может быть полезным, положительным явлением: с ее помощью нередко отпадают те дела, которые самому человеку делать не нужно,  и которые навязывает ему чужая цензура. Как говорится – "Не всегда стоит спешить выполнять приказ начальства, оно может передумать и приказ отменить". Но, безусловно, много сложнее, когда "начальство" постоянно находится внутри самого человека, в структуре его личности.

Интернет полон материалами на тему "как излечиться/излечить кого-то от прокрастинации". Но по сути это значит "Как заставить себя или другого делать то, необходимость чего для самого человека ещё не ощущается и/или не осознается".  Сам термин "прокрастинация" придуман во многом для того, чтобы попытку человека самому организовать своё время против имеющихся цензурных установок объявить болезнью. И проблемы пока ещё возникают при конфликте психастенического радикала с жёстким иерархическим давлением.

Таким образом, получается следующее: прокрастинация – это откладывание важных, но неприятных дел "на потом", и любопытно то, что важные эти дела для кого-то другого, а неприятные – для вас.

***

Что касается  рекомендаций на тему "как бороться с прокрастинацией" или "как вылечиться от прокрастинации" – то в разных источниках очень много разных советов, что называется, на любой вкус. "Планируйте время", "Выработайте привычку приниматься за сложные дела сразу",  "Не забивайте себе голову брожением по социальным сетям", "Попробуйте изменить свое восприятие времени", " Объективно оцените свою деятельность" и так далее. Но именно здесь, как ни странно, и скрывается основная сложность.  Легко давать рекомендации – подумать, проанализировать, определить собственную выгоду: но обычно психотерапевту как раз известно, что подчас  это самый сложный для человека этап. Тот внутренний или внешний оценщик, который заражает личность,  в том числе обычно подавляет ее собственную способность к анализу,  прогнозам, к размышлениям, особенно – о собственной выгоде. У иных внутренняя цензура контаминирована настолько, что одна мысль о собственной выгоде уже воспринимается серьёзным проступком. У человека с такой заражённой цензурой, как правило, ощутимо поломан один из базовых механизмов: способность говорить "я хочу", ощущать какие-то свои собственные желания. И вместо внутреннего жизненного драйва, возникающего при движении к собственной цели, обычно возникают неврозы, комплекс отличника, оценочная зависимость и чувство вины, провоцируемые тем самым внутриличностным конфликтом.

Если это состояние человеку мешает (в том числе тем, что он занимается прокрастинацией и переживает от этого) – то задачей психотерапевта становится помощь такому клиенту в анализе: подчеркну - не анализирование за него, не замена одного контаминанта другим, а именно помощь, сотрудничество, совместное исследование того, что с человеком происходит. Чтобы клиент, если, конечно, он это заказывает и в этом заинтересован, с помощью консультативного терапевтического процесса постепенно обретал то самое внутреннее право и способность самостоятельно определять: когда он будет осуществлять ту или иную деятельность, с каким критериями качества и ради чьей выгоды. Потому что именно здесь человеку может быть крайне полезен тот самый внутренний Взрослый – собственная логика, интеллект, прогностическое мышление, -  который как раз и поможет адекватно взвесить и понять, зачем нужно делать то или иное дело, когда его нужно делать и нужно ли делать вообще.


Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуться к работе
Я хочу вернуться к учебе
Я хочу восстановить стимул к работе
Я хочу восстановить стимул к учебе
Я хочу восстановить цель в жизни
Я хочу восстановиться после потери цели в жизни
Я хочу выяснить причины апатии
Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу выяснить причины слабости
Я хочу жить без апатии

Темы: Взрослый-Родитель-Ребенок по Э.Берну, комплексы, лень.


Логин

Пароль