ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Уверенность в себе

Дата создания: 01.07.2002
Дата обновления: 11.02.2011
Привычка анализировать последствия своих поступков перед тем, как их совершить, привычка продумывать все возможные варианты, выбирая наиболее оптимальный, а то и своего рода дипломатический уход от обременяющих решений и действий почему-то часто приравнивается тоже к "неуверенности в себе": особенно там, где большинство живет по принципу "Что тут думать – трясти надо, а там посмотрим"...

 


- Папа, а что самое простое в жизни?
- Самое простое - это верить в себя.
- А что самое сложное?
- Самое сложное - не обманываться.



Слово "уверенность" происходит от слова "вера". И по сути своей проблемы с уверенностью в себе внешне похожи на проблемы с самооценкой. Но только внешне.
Основы проблематики при "трудностях с самооценкой" – это ощущения типа " То, какой я уже есть и что уже сделал, никуда не годится".
Основы проблематики при неуверенности в себе – "то, что я собираюсь сделать, никуда не будет годиться, и меня непременно за это накажут".
Причем если имеется на выбор несколько вариантов будущего действия – неуверенный в себе человек уверен, простите за тавтологию: что бы он ни выбрал, непременно выбор будет неверным и "все пойдет не так".

Некоторые люди с психастеническим радикалом таким образом могут быть доведены до грани тревожности: а как иначе, если, что бы ты ни делал, за это тебе обязательно влетит? Причем чем дальше, тем больше человек не отдает себе отчета в том, чего именно он боится. Он на бессознательном уровне ощущает, что ему, что бы он ни делал, все равно достанется, и в запущенных случаях боится сделать вообще любой шаг. Именно потому, что всегда произойдет в результате что-то, в чем признают виноватым именно его: соответственно, он часто приходит к банальному решению "Чтобы тебя не наказывали, лучше вообще ничего не делать". Поэтому неуверенный в себе человек обычно делает что-то под влиянием не мотива, а стимула. Мотив – это "я сделаю нечто, и мне будет лучше". А стимул – "если ты не сделаешь нечто, тебе будет хуже". Тогда человек делает только то, "что положено", не выходя ни на шаг за определенные заданием рамки. И всегда уточняет, как будет "правильно", особенно в тех случаях, когда правила однозначно не определены. Ему кажется, будто в данной области все же есть какие-то "секретные правила", которые все остальные знают, а он – нет: и потому за любой поступок ему непременно достается.

Источник проблемы неуверенности в себе – в том, что такой человек в каждом окружающем видит оценщика. Причем с детства. И если проблема самооценки опять же в том, что у человека имеется, как правило, один актуальный внешний оценщик, который периодически как бы говорит "Я вижу, какой ты идиот", то при неуверенности в себе внешняя установка формируется иначе: "Все видят, какой ты идиот". Вариантов много: "Как ты вырядился, что люди скажут", "Как ты себя ведешь, все на тебя смотрят" и тому подобное. В результате для человека любой социум превращается из обычной безликой толпы в сонм строгих экзаменаторов.
Кстати, родитель, стремящийся постоянно сохранять лидерство по отношению к ребенку, практически всегда формирует у него неуверенность в себе по принципу "Ты ни на что не способен без мамы (папы)": что бы ни сделал такой ребенок самостоятельно, все всегда под тем или иным предлогом будет оценено негативно: именно в плане "Ты только подумай, что скажут люди!" Часто ребенку даются еще и такие установки: "Ты должен быть во всем усердным и старательным, потому что за любые промахи я тебя прощу, а вот общество накажет". Таким образом родитель выставляет себя лояльным оценщиком по сравнению с остальным социумом. Но в таком случае негативные родительские оценки развивают у ребенка неуверенность в себе еще быстрее! Потому что даже если лояльный оценщик говорит, что "ты все сделал плохо", что же скажут остальные, строгие оценщики?..

Боязнь публичных выступлений, на которую часто жалуются мои клиенты, тоже может быть связана с такой неуверенностью. Особенно если это боязнь не просто выступления перед незнакомой публикой, а непременного провала, осуждения: потому что сидит целая аудитория оценщиков, и всем им гарантированно не угодишь! Человек опасается того, что его не будут слушать, сорвут выступление, а потом непременно скажут: "Плохо он выступал, неправильно, и говорит не так и не о том".

И если опять сравнивать "неуверенность в себе" с самооценкой, то у самооценки есть хотя бы свои определенные критерии: "Вот если бы я сделал так, я бы оценил себя выше: а поскольку я сделал этак, то я оцениваю себя ниже". А корни неуверенности в себе – в восприятии каждого окружающего как экзаменатора со своими отдельными критериями, что в итоге закономерно формирует страх и тревожность по поводу "Я никогда не смогу ИМ ВСЕМ угодить".

***

Очень важно отличать проблематику неуверенности в себе от фобии. Если неуверенность чаще всего основывается на психастении, то фобии – на истероидности. И фобия, как не раз приходилось говорить, зачастую опирается на бессознательные дивиденды. "У меня есть задачи, которые я не хочу выполнять – у меня появляется некий неуправляемый страх, который мешает мне это делать – от меня перестают требовать, чтобы я выполнял ненавистное задание – цель достигнута". Вновь повторю, что эта цепочка выводов чаще всего не осознается логикой, она формируется в бессознательном, но тем не менее фобия часто заключается в том, что "Я не могу делать что-то, я больной". И человек говорит об этом открыто, и даже подчас гордится в глубине души своими фобиями и получает с них психологические купоны.
Неуверенный в себе человек чаще всего очень стесняется своей неуверенности. Потому что она, в отличие от тех же фобий, более социально осуждаема. И когда ко мне обращаются клиенты, говоря "У меня социофобия" – в половине случаев можно прогнозировать, что на самом деле у человека фобии нет, а есть та самая "неуверенность в себе": которую он называет фобией только затем, чтобы к нему подходили не с осуждением, а с пониманием его проблемы.

К сожалению, неуверенных в себе людей (или считающих себя таковыми) очень много в нашем нынешнем социуме: в котором до сих пор наличествует культ самоуверенного и выраженно импульсивного "человека, который не думает, а делает", этакого "рыцаря без страха и упрека". Уже приходилось приводить пример, что одним из основных наших неписаных правил дорожного движения до сих пор является "правило трех Д: дай дорогу дураку". Соответственно, если кто-то едет "как дурак" – неосмотрительно, самоуверенно и небезопасно - его первого пропустят. Во многом еще и поэтому довольно часто за просьбами "Доктор, сделайте меня уверенным в себе" скрывается просьба "сделайте меня импульсивным "поручиком Ржевским из анекдотов", который не тратит время на раздумья, а сразу делает, и при этом ему все равно, как его оценили и как о нем отозвались, а также – к чему его самоуверенность в итоге привела. Потому что привычка анализировать последствия своих поступков перед тем, как их совершить, привычка продумывать все возможные варианты, выбирая наиболее оптимальный, а то и своего рода дипломатический уход от обременяющих решений и действий почему-то часто приравнивается тоже к "неуверенности в себе": особенно там, где большинство живет по принципу "Что тут думать – трясти надо, а там посмотрим".

Довольно часто на некоторых современных модных тренингах "лечат неуверенность в себе" принудительно: "Я сказал – иди и сделай! Боишься это делать – все равно иди! Не можешь решиться – решайся! Причем немедленно, хватит тянуть!" Ошибочно считается, что нерешительным и раздумчивым людям "просто не хватает дополнительного пинка". И мало кто задумывается, что от пинков их активность падает еще больше, а попутно может возникнуть дополнительная психотравма. И уж по крайней мере, человек не приобретет под таким прессингом навыка делать то, чего опасался до сих пор. И не сумеет, выйдя с подобного тренинга, делать это самостоятельно.

***

На самом деле работать с проблематикой "неуверенности в себе" довольно сложно. Как минимум потому, что если тем или иным способом формировать извне у клиента некую "веру в себя" – она, как правило, существует до первой фрустрации. А затем все начинается сначала. К тому же человеку важно, чтобы не только он "верил в себя", но и все остальные потенциальные оценщики "верили в него". Иначе получается, как в старом анекдоте: "Я-то верю в то, что я не зерно, но петух-то не верит!"
Что же в таком случае делает психотерапевт?
Опять не могу говорить за других своих коллег: могу рассказать подробнее только о собственном подходе к работе с подобной проблематикой.

Прежде всего, работая с "неуверенностью в себе", не нужно принудительно заставлять клиента делать то, что вызывает у него бессознательный страх. Если давить на него – "Иди познакомься с кем-нибудь прям щас на улице, иди немедленно скажи начальнику, что ты о нем думаешь, иди спроси у первого встречного, который час" – результат скорее всего не будет положительным: хотя бы потому, что не проработаны причины и подоплека неудач, и бесполезно требовать от человека "новых результатов на старой системе". Не сейчас, так позже "инициатива будет наказана", и очередная неудача только закрепит модус ощущений "Я же говорил, у меня ничего не выходит".

Поэтому я в подобных случаях рекомендую для начала немного "скорректировать заказ": вместо просьбы "Доктор, дайте мне ВЕРУ в себя" предлагаю клиенту получить ЗНАНИЯ о себе. Чтобы затем он мог не слепо верить (или не верить) в будущие результаты своих трудов, а объективно знать свои реальные возможности и, как часто говорят, "сильные и слабые стороны". Намеренно пишу это в кавычках, потому что в одних ситуациях какие-то личностные свойства могут быть слабыми, а в других – очень даже сильными.
В процессе получения этих знаний клиент с моей помощью разбирается в собственной личности, знакомится с ее свойствами, обучается применять их с выгодой и пользой для себя, находит скрытые потенциалы этой самой личности, которые до сих пор были ему самому не видны. Таким образом постепенно формируется обоснованное представление о том, что данный конкретный человек может, на что способен, чему ему желательно бы подучиться, а за какие задания лучше не браться вообще. Например, если просят перепрыгнуть пятиэтажный дом – сразу можно сказать "Я этим не занимаюсь".

Кроме того, мы анализируем окружение человека, так называемый актуальный социум: определяем степень значимости того или иного внешнего оценщика, а также значимость клиента для такого оценщика. "Все меня считают плохим" – кто "все"? И какую роль в жизни этих людей играете вы сами? Почему они вдруг возьмутся вас оценивать? И как в том или ином случае их заинтересованность в оценивании влияет на степень объективности их оценок? Таким образом идет выработка психологической независимости, здорового прагматизма и скепсиса, умения адекватно воспринимать внешний мир и связывать свою внутреннюю модель мира с внешней.

Еще один важный этап работы - обретение "внутреннего права на ошибку". Это вовсе не снисхождение к себе (мол, все равно я ошибусь, чего же иного можно ждать?). И не другая крайность - мол, "мои недостатки есть продолжение моих достоинств, поэтому в любой моей ошибке нет ничего плохого".
Если хотите, такое право - это умение прогнозировать ошибки, в том числе и некоторую их неизбежность. Именно - кто ничего не делает, тот и не ошибается. В этом нет вседозволенности импульсивности ("ну подумаешь, дело-то житейское"), но при этом какой-то промежуточный кризис становится не причиной "все бросить", а поводом для анализа. Для ответа на один вопрос, точнее, на два: почему это произошло, можно ли было это предотвратить, а главное – менять ли стратегию действий, или можно, учтя произошедшее и сделав необходимые выводы, двигаться дальше в том же направлении?
И если уж придираться к формулировкам, то самоуверенные люди тоже не дают себе права на ошибку! Они просто уверены в том, что никогда не ошибаются, не могут ошибаться. Вот это именно вера. Сто раз они могут сесть в лужу - и все равно будут говорить, что все сделали правильно.
Опыт, как сказал классик, "сын ошибок трудных". Важно только научиться не упорствовать в них, а извлекать из мелких просчетов дополнительную информацию.

***

Разумеется, при работе с каждым отдельным клиентом детали и подробности индивидуальны: здесь я излагаю только самые общие принципы своего профессионального подхода. В любом случае важно, чтобы клиент в процессе такой работы приобрел объективные знания о себе и своем социуме, и впоследствии мог на них опираться при совершении каких-либо важных шагов, формировании целей и их достижении. Именно потому, что отношение к будущим результатам своей деятельности разумнее базировать не на вере, а на знании. Причем на знании, доказавшем именно для вас свою практическую ценность.


 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу жить без комплексов
Я хочу быть настоящей женщиной
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть нужной
Я хочу быть нужным
Я хочу быть уверенным
Я хочу быть хорошей матерью
Я хочу быть хорошим отцом
Я хочу восстановить самооценку

Темы: застенчивость, комплексы, психастения, самооценка, уверенность в себе.