ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Первый год жизни ребенка

Дата создания: 17.03.2008
Дата обновления: 26.04.2011
Первый год жизни – чрезвычайно важный период как для малыша, так и для его родителей. В это время закладываются все основные поведенческие механизмы будущей личности. Ребенок обучается различным способам реагирования на внешние события. И, кстати, чаще всего это обучение происходит по принципу "делай, как я": малыш в той или иной степени просто воспринимает (и в будущем неосознанно копирует) поведение и реакции родителей.



Ко мне за психотерапевтической помощью часто обращаются родители маленьких детишек – наслышанные, что "все психологические проблемы из детства", и желающие превентивно оградить от таких проблем своего ребенка. Разумеется, достаточно сложные и неоднозначные вопросы необходимо обсуждать в процессе индивидуальных консультаций. Но то, о чем можно сказать заочно, я изложу в данной статье.


Первый год жизни – чрезвычайно важный период как для малыша, так и для его родителей. В это время закладываются все основные поведенческие механизмы будущей личности. Ребенок обучается различным способам реагирования на внешние события. И, кстати, чаще всего это обучение происходит по принципу "делай, как я": малыш в той или иной степени просто воспринимает (и в будущем неосознанно копирует) поведение и реакции родителей. Да и вообще многие поведенческие программы закладываются по системе импринтинга – как ведут себя родители и другие актуальные взрослые.
Вообще должен отметить, что известная всем сказка про Маугли – увы, не более чем сказка. Ибо в действительности ребенок, с первого года жизни воспитанный животными (а такие случаи встречались в реальности, и не раз) – никогда не "станет человеком". У него напрочь ломается всё развитие, в том числе интеллектуальное.
Посему крайне ошибочно воспринимать ребенка на первом году жизни только как объект для кормления и ухода, или как живую игрушку. Не забывайте, что у вашего малыша есть уши и глаза: и что его мозг как раз в первый год самым активным образом перерабатывает информацию, поступающую из окружающей среды.
Некоторые родители и другие "актуальные для ребенка взрослые" подчас любят говорить нечто вроде "он маленький и еще ничего не понимает". Да, ребенок на первом году жизни может чего-то не осознавать, но он всё происходящее активно впитывает в бессознательное, воспринимает, "записывает" в свой мозг.
Многое, очень многое в характере и предпочтениях человека закладывается именно в первый год. Даже выбор будущего супруга (супруги) в какой-то степени зависит от того, каким малыш видит родителя противоположного пола. Ребенок чувствует довольно многое, чего вы сами в своем поведении (в том числе в поведении родителей между собой) можете не осознавать. Он "видит" и вашу нежность друг к другу, и вашу отчужденность (смотря что имеет место быть между вами). И основная проблема в том, что у ребенка на первом году еще нет со взрослыми полноценной, вербальной (словесной) обратной связи. О том, что малыш усвоил и воспринял, родители могут не догадываться, пока чадо не вырастет. А потом, увы, многое скорректировать будет куда сложнее.

Но с другой стороны, всё вышесказанное не значит, что малышу на первом году жизни требуется постоянно уделять внимание – как бы кощунственно для многих родителей это ни звучало, но слишком много внимания со стороны взрослых первогодку тоже не полезно. Я имею в виду тот факт, что иногда ребенка "заопекают" до такой степени, что он не имеет возможности побыть наедине с самим собой буквально ни минуты. Такой ребенок со временем становится абсолютно зависимым от взрослых и совершенно беспомощным в будущем. Вряд ли родители стремятся именно к такому результату воспитания: хотя, увы, бывает всякое. Но как абсолютно точно сказал мой коллега - президент ППЛ, психотерапевт В.В. Макаров – в процессе развития и роста ребенок должен каждый день делать маленький шажок по направлению к своей личностной свободе и самостоятельности. Добавлю от себя – в том числе в первый год жизни.
Иногда очень полезно дать малышу побыть в его собственной детской кроватке одному, не вмешиваясь в его процесс общения с окружающей средой (и лишь присматривая за ним со стороны ради обеспечения его безопасности, особенно когда он еще мал). Таким образом ребенок учится структурировать собственное время и самому себя занимать. Кроме того, у него мощно развивается исследовательский рефлекс. Разве что учитывайте, что этот рефлекс в возрасте до трех лет прочно связан с пищевым инстинктом: иными словами, ребенок, изучая ту или иную незнакомую вещь, прежде всего тянет ее в рот. Исследуя в первую очередь на предмет съедобности. Поэтому необходимо убирать из поля зрения малыша игрушки и любые вещи, содержащие мелкие детали, которые ребенок нечаянно может проглотить. Не говоря уже о том, что из зоны доступности малыша следует убрать любые вещи и продукты, которые вообще не должны быть им испробованы на вкус.

***

Примерно с первого месяца жизни у ребенка начинает развиваться и укрепляться иммунная система. С этого времени может быть рекомендовано постепенное расширение "микробиологических контактов". Иными словами, доза социального общения родителей в присутствии ребенка уже может потихоньку расширяться.
Вторая существенная составляющая формирования иммунитета – это уже ставшее хрестоматийным "не перекутывать ребенка". Дайте возможность его собственной терморегуляции научиться работать в полную силу. Конечно, не нужно перегибать и в другую крайность (типа хождения босиком по снегу или еще каких крайне экстремальных мер), но учитывайте, что у ребенка все обменные процессы идут чуть быстрее, и значит, ему всегда чуть жарче, чем вам. Если ребенок будет постоянно перегреваться, то впоследствии любое минимальное переохлаждение, даже естественное, станет приводить к простудам.
Вообще иногда доходит до курьезов: бывает, что у родителей, к примеру, двое детей, и первого они все время кутали, а второго изначально решили закалять крайними мерами – типа того же бегания босиком по снегу. И оба ребенка при этом одинаково часто болеют. В том числе и потому, что у обоих нарушена собственная система терморегуляции.

Говоря об иммунной системе ребенка, нельзя не сказать несколько слов о прививках. Особенно в свете последних тенденций, когда всё больше родителей категорически отказываются делать прививки своему ребенку. А иногда даже грозятся "подать в суд" на детское учреждение, которое не принимает их чадо без справки об этих самых прививках.
Да, сама по себе прививка – нагрузка на иммунитет малыша: по сути это та же самая болезнь, против которой и прививают ребенка, только в миниатюре. Это определенный риск. Кроме того, в разных условиях проживания (как еще говорится – при разном эпидемиологическом статусе) нужны разные прививки. Например, в глухой деревне, где население можно пересчитать по пальцам, высокая прививочная нагрузка не нужна: но и там, скорее всего, понадобятся такие прививки, как от столбняка, от энцефалита и даже от бешенства. А крупные города имеют совсем другой эпидемиологический статус –  особенно та же Москва, где огромное количество и проживающих в городе людей, и разного рода туристов и прочих гостей столицы. Так или иначе, в крупном городе ребенок без прививок – это тоже большой риск. И все эти риски нужно взвешивать обоснованно.
Многие родители говорят, что лучше не будут ребенка выводить "в люди" лет до трех. Но это уже другой риск, не очень оправданный с позиции того же развития личности. Детям необходимы социальные контакты – даже с первых месяцев, не говоря уже о первых годах жизни. Кроме того, потом ребенку наверняка придется идти в детсад, а уж к шести-семи годам – обязательно в школу. И такой "выход в свет" с неподготовленной иммунной системой чреват еще большими опасностями! Или, возможно, родители решат "не выпускать ребенка в люди вообще", давая ему полное домашнее образование? :)
Смех смехом, а необоснованный отказ от прививок – куда больший риск (особенно в крупном городе), нежели сама прививка. И потом, если рассуждать логически и в какой-то степени цинично, - сегодня никто не будет тратить деньги просто так. В том числе и на вакцины, и на исследования эпидемиологического статуса и необходимого графика прививок для детей. Врачи-эпидемиологи ведут постоянный мониторинг эпидемиологической ситуации и со своей стороны взвешивают риски. А обоснованный, документально подтвержденный отвод от той или иной прививки – с учетом этого мониторинга и состояния здоровья конкретного маленького пациента - может дать только врач-педиатр, который наблюдает вашего ребенка с рождения и со своей стороны может оценить все имеющиеся непосредственные риски. А родители, при всём к ним уважении, компетентны решать вопрос об отказе от прививок ребенку только тогда, когда они сами имеют медицинское образование и участвуют лично в постоянном мониторинге эпидемиологического статуса места их проживания.

***

Еще одно из формирующихся на первом году умений малыша –  умение пользоваться своим телом и его двигательными возможностями. Тот же рефлекс познания мира заставляет его обращать внимание и на себя самого. Часто можно заметить, как ребенок рассматривает свои пальчики или облизывает большой палец собственной ноги :) Это то же самое изучение окружающей среды. В частности, возможностей собственных мышц и конечностей. Освоив это, он перейдет к изучению передвижения собственного тела в пространстве: сначала будет тянуться за тем или иным предметом, потом – ползать, потом – ходить. Вообще малыш на первом году, если не ограничивать его двигательную свободу извне, очень много и интенсивно изучает возможности своего тела, и нагрузка на мышцы идет подчас такая, что ребенок "отключается" время от времени – засыпает, чтобы отдохнуть.
Опять же, как для иммунной системы, так и для "более успешного самопознания" необходимо предоставлять малышу возможность "принимать воздушные ванны" – давать ему побыть голеньким на воздухе, и даже предоставить его тоже на некоторое время в таком состоянии самому себе, присматривая за ним только извне ради обеспечения безопасности. А детскую кроватку на первом году вполне можно использовать как манежик, давая ребенку возможность и поползать в ней немного, и играть в игрушки – тоже самому с собой. Как раз на первом году жизни в кроватке уже должны появиться несколько ярких и безопасных для малыша игрушек: ибо познание своих физических возможностей у ребенка тоже идет в игре. Но с другой стороны, при всем желании "ускорить интеллектуальное развитие вашего ребенка" не стоит на первом году излишне задаривать его "развивающими игрушками и играми": сейчас к нему поступает много важной и нужной информации из реальной окружающей среды, а для большого количества развивающих игрушек, при всей их полезности, настанет время немного позже. Сейчас изучение реального окружающего мира для ребенка важнее: может быть, в силу перегруженности "развивающими методиками" он не сможет освоить что-то из реальной среды.
Кстати, что категорически вредно для малыша на первом году жизни – так это просмотр телевизора в компании с родителями. И дело даже не столько в большой нагрузке на глаза и проблеме формирования бинокулярного зрения (хотя и в этом тоже), сколько в "эрзаце окружающего мира", который ребенок получает с экрана. И проводить весь свой досуг, сидя перед экраном и смотря вместе с малышом все сериалы подряд – явно лишнее (хотя и такое бывает). Лучше, уважаемые родители, научите вашего ребенка познавать РЕАЛЬНУЮ жизнь: конечно, если вы это умеете сами :)

И еще к вопросу о познании мира и интеллектуальном развитии: ребенку, даже самому маленькому, нужно так называемое личное пространство. То есть какое-то место в квартире, где ребенок будет чувствовать себя в безопасности – во-первых, а во-вторых, будет ощущать себя, скажем так, в определенной степени владельцем этого пространства, где будет иметь право побыть наедине с самим собой. Это в том числе место, где он, даже еще маленький, "принимает гостей" (в первую очередь родителей), отдыхает, учится самостоятельности поведения и т.п. Логичным образом таким "личным пространством" для маленького ребенка вначале становится его собственная детская кроватка, а со временем – и детская комната. Такое личное пространство очень важно для адекватного социального и интеллектуального развития личности. В том числе и поэтому многие психотерапевты и детские психологи (в том числе и ваш покорный слуга) не испытывают радужных эмоций по поводу так называемого кослипинга – явления, когда ребенок ночью спит в кровати с матерью или с обоими родителями. О кослипинге и его возможных проблемных последствиях я уже упоминал в рубрике "Виртуальные консультации", а более подробно напишу об этом в следующей статье на тему развития ребенка.

***

Но помимо бурного развития личностной структуры и интеллекта у ребенка на первом году жизни развиваются и физиологические функции организма. И в первую очередь – пищеварение.
Как правило, взрослые люди не озадачиваются тем, какие ферменты должен подготовить организм для переваривания тех или иных поедаемых продуктов: пищеварительная система решает это сама. Но чтобы это переваривание функционировало успешно и адекватно – пищеварительную систему необходимо "обучать и тренировать". В том числе и для того, чтобы ребенок, подрастая и переходя на взрослую пищу, мог избежать диатезов, аллергий, пищеварительных расстройств, и прочих малоприятных явлений, сопутствующих его питанию.
Ферментная система ребенка тоже в основном формируется на первом году жизни. Многие дети в это время находятся на грудном или искусственном вскармливании, но помимо этого я уже не раз упоминал о том, что в качестве "тренировки" уже месяцев с двух-трех ребенка можно знакомить со взрослыми продуктами. Хотя, судя по отзывам, не все читатели меня поняли правильно. Одна читательница, явно разгневанная, очень возмущалась на предмет того, что ребенку можно дать лизнуть ложечку из-под йогурта или облизать маленький кусочек сыра. "Может, ему еще и селедки дать?! – писала она. – Для аппетита!"
Честно говоря, может быть, и селедки. Слегка дотронуться языком, не больше. Любую идею можно испортить крайностями, и если люди не понимают разницы между "кормить ребенка" и "дать ребенку познакомиться с тем или иным продуктом" – увы, пусть лучше не экспериментируют. Потому что человеку, которого сама эта идея чем-то напрягает, сложно объяснить, что такое "знакомство с различными питательными веществами в микродозах".
Те дети, которые имеют возможность вот так "знакомиться" со взрослыми продуктами, начинают заранее вырабатывать в своем организме необходимые для переваривания обычной еды пищеварительные ферменты. И, как правило, вырастают без диатезов и пищевых аллергий. А напряженная эмоциональная реакция, подобная той, что высказала приславшая "отзыв про селедку" читательница, может быть вызвана тем, что некоторые родители (в подавляющем большинстве мамы) неосознанно "ревнуют" своего малыша... ко взрослой пище. И к тому, что когда-нибудь его придется отлучать от груди. Посему иногда процесс грудного кормления затягивается неоправданно долго.
А вот почему так происходит и какие у этого могут быть последствия – я тоже расскажу подробнее в следующей статье на тему развития ребенка.

 

    Темы: маленькие дети, развитие ребенка.