Вы и ваш новый коллектив

Дата создания: 14.11.2005
Дата обновления: 09.09.2010
Итак, вы успешно прошли собеседование и приняты на новую работу. Примите поздравления! Но если вы думаете, что все трудности у вас позади – чаще всего вы немного ошибаетесь. Кое-какие трудности еще остались. А именно – вам предстоит влиться в новый коллектив. Иногда это не так просто, как порой может показаться на первый взгляд. Что можно предпринять, чтобы не наделать ошибок и не испытать разочарований?




Итак, вы успешно прошли собеседование и приняты на новую работу. Примите поздравления! Но если вы думаете, что все трудности у вас позади – чаще всего вы немного ошибаетесь. Кое-какие трудности еще остались. А именно – вам предстоит влиться в новый коллектив. Иногда это не так просто, как порой может показаться на первый взгляд. Что можно предпринять, чтобы не набить себе досадных шишек, не наделать ошибок, не испытать разочарований?

Прежде всего - руководствуйтесь старой пословицей о том, что "со своим уставом в чужой монастырь не ходят": хотя бы поначалу. Даже если вы назначены руководителем, а коллектив – ваши подчиненные. Тем не менее в любом новом коллективе первое время разумнее вести себя так же, как Миклухо-Маклай среди папуасов: не столько демонстрируйте себя (и даже свои деловые качества), сколько изучайте окружающих. Расхожая фраза о том, что "новому работнику нужно прежде всего показать себя в выгодном свете" на самом деле не совсем корректна: прежде, согласитесь, хорошо бы определиться – что именно в этом коллективе, в этой структуре понимается под определением "выгодный свет"? Какая здесь существует система ценностей, какие господствуют порядки и традиции (как декларируемые, так и фактические)? И что именно лучше всего в себе и своих деловых качествах "показывать" в первую очередь?

Практически в любом коллективе, особенно в давно сложившемся, есть свои "негласные" законы и правила, свои подковерные интриги. А также - свои "коалиции и оппозиции". Да, подчас к "новенькому" относятся вроде бы по-доброму – пока еще он не сориентировался и тем паче не примкнул к тому или иному "негласному объединению". А если он потянется к какой-то неформальной группе, не разобравшись, "против кого она дружит" (условно говоря) – его подчас могут и подставить под удар "группы противника". Сделать, что называется, "крайним в некоторых вопросах". Так что, увы, вовсе не зря многие за глаза именуют своих коллег "террариумом единомышленников"…
Разумеется, я не утверждаю, что подобная "внутренняя борьба" есть везде: встречаются коллективы сотрудников, которые слаженно "делают одно общее дело", и им просто недосуг плести разного рода козни. Когда в такой коллектив приходит новый сотрудник, да к тому же еще специалист в своем деле, готовый активно помогать остальным "поднимать общий груз работы" – ему будут искренне рады, и войти в такой коллектив будет достаточно легко. Порой настолько легко, что вы этого "процесса вливания" можете даже и не заметить: будет лишь ощущение, что на этом месте вы словно уже работаете долгие годы. 
Как же отличить действительно сплоченное объединение от "террариума", раздираемого тщательно скрытыми внутренними происками? Вот по крайней мере один фактор, который заставляет насторожиться: если в вашем коллективе очень часто, громко и навязчиво говорят о том, как они дружны, сплочены и горды всем этим, то скорее всего, дело обстоит "с точностью до наоборот".

Поэтому на первых порах, пока не приглядитесь и не определитесь "кто есть кто и что есть что", - старайтесь соблюдать в общении некоторую "формально вежливую дистанцию". Даже если вас в первый же ваш рабочий день коллеги панибратски хлопают по плечу и предлагают "пойти шарахнуть по банке пива" – постарайтесь найти предлог в рамках "дипломатической вежливости" все-таки отказаться. Как минимум до тех пор, пока вы не разобрались, каковы на самом деле взаимоотношения в этой структуре. И с кем теоретически можно поддерживать относительно близкое общение, а с кем лучше и на панибратские отношения не поддаваться, особенно на откровенно показные (а то и провоцирующие). Чаще всего таким образом первыми начинают контактировать с новичком "неудавшиеся неформальные лидеры", не чувствующие поддержки со стороны и стремящиеся "обрести новых соратников" из тех кто еще в ситуации не разобрался. И если вы ничтоже сумняшеся сделаете первый шаг навстречу такому неудачнику – то фактически можете противопоставить себя всему остальному коллективу. 

Часто "новенького" берут "под опеку" более опытные работники; и нередко получается так, что новичок, даже перестав уже быть таковым, под этой опекой так и остается, не имея возможности расти дальше: "старый опытный работник" просто давит перспективного молодого сотрудника – предполагаемого своего "конкурента". Разумеется, тоже не хочу сказать, что надо всех подозревать в столь злом умысле в отношении вас, - но тем не менее на первых порах, если у вас возникли какие-то вопросы или затруднения рабочего плана – обратитесь вначале не к коллеге или начальнику, а к тем же должностным инструкциям.

Если в коллективе возникли какие-то "пересекающиеся интересы" (сиречь конфликтные ситуации) – опять же, сначала определите для себя эти "интересы" (причем реальные, а не декларируемые), и лишь потом как-то беритесь влиять на ситуацию и отстаивать свою позицию. А еще – если вам кто-то что-то говорит о других членах коллектива (вроде как вы новенький и таким образом вас "знакомят с остальными"), помните еще одну поговорку: "Слова Павла о Петре говорят больше о Павле, нежели о Петре".

Как вести себя с вашим новым начальником – тоже вопрос не такой простой. Прежде всего – подчиняться постарайтесь не подобострастно, а вежливо-корректно – но и только. Далеко не все начальники любят подчиненных-рабов: многим бывает приятно, когда под их началом все-таки находится психологически сильная личность. А с другой стороны, все ваше подчинение должно происходить в рамках вашего трудового договора и должностных инструкций. Посему постарайтесь перед выходом на работу с ними подробно познакомиться. И если вдруг, паче чаяния, ваши должностные инструкции, а то и профессиональные знания, вступят в противоречие с указаниями вашего шефа (и исполнение этих указаний, по вашему мнению, повлечет негативные последствия) – не говорите об этом боссу "в лоб". Этого практически ни один шеф не потерпит, разве что достаточно умный (однако достаточно умные начальники не дают подобных указаний!) Если же начальство не воспринимает ваши доводы – не грех для страховки испросить у него (в той или иной форме) письменного распоряжения, подтверждающего его приказ. 
Или еще вариант - выбрать тактику "слушаю приказ, пока при вас". Если шеф не готов понимать и корректировать свои указания, то вполне можно в рамках своих должностных обязанностей сделать вид, что вы выполняете его распоряжение. Иногда это может существенно спасти вашу репутацию.
И также научитесь держать некоторую "вежливую дистанцию" даже с шефом. Ибо не всегда полезно для подчиненного, когда босс его "слишком приближает к себе". Недаром есть еще одна поговорка – про "подальше от начальства, поближе к кухне".


…Если же вы сами – начальник, пусть и "новенький" – у вас тоже есть свои некоторые сложности, особенно если вы пришли уже в сложившийся коллектив со своей структурой, иерархией, связями и т.п. И в если вы в таком коллективе захотите "установить свои порядки "– все равно: не спешите. Сначала опять же ознакомьтесь с имеющимся раскладом и возможно, первое время сохраните "все как было". И начинайте что-то менять лишь тогда, когда будете действительно владеть ситуацией. Как минимум – выясните опять-таки не декларируемые, а реальные мотивы и заинтересованности сотрудников в работе. Иными словами – "кто из них за что работает": для кого-то важнее всего – деньги, для кого-то – престиж, похвала начальства, а то и решение каких-то иных задач, порой вообще к работе не относящихся. Ведь коллектив – это некая "машина": чтобы ею эффективно "рулить", желательно хотя бы по минимуму знать, как эта машина устроена и с помощью каких рычагов "управляется". 


* * *


Разумеется, далеко не все так просто в общении с коллегами, начальниками и подчиненными на вашем новом рабочем месте. И в этом материале просто невозможно охватить ВСЕ нюансы и тонкости всех конкретных ситуаций. Непосредственный анализ взаимоотношений и конфликтов, таким образом, остается все же за рамками журнальной статьи; а общие рекомендации "первых дней общения и врастания в незнакомый коллектив ", по сути, можно свести к одной – которую опять-таки уже сформулировали до нас. И звучит эта рекомендация так: "Природа дала человеку два уха, два глаза, две ноздри – и только один рот: для того чтобы он в два раза больше слушал, в два раза больше видел, в два раза больше чуял – и в два раза меньше говорил!"

 

    Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
    Я хочу восстановиться после конфликта на работе
    Я хочу вернуться к работе
    Я хочу восстановить дело
    Я хочу восстановить карьеру
    Я хочу добиться нормальной работы
    Я хочу любить свою работу
    Я хочу полюбить свою профессию
    Я хочу полюбить свою работу
    Я хочу быть богатым
    Я хочу быть женщиной

    Темы: моббинг, проблемы адаптации в социуме, профессия и карьера, работа и заработки.

    Логин

    Пароль

    Запомнить
    Забыли пароль?