Полная версия ДОКТОР НАРИЦЫН
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Клиентам

Дата создания: 27.09.2009
Дата обновления: 14.04.2016
Психотерапия в нашей стране становится всё популярнее. Но часто потенциальные потребители этой услуги не совсем полно себе представляют, что важно, можно и нужно клиенту в процессе психотерапевтической работы. И поскольку у каждого специалиста – свой профессиональный почерк, то говорить я буду только о своей работе и её специфике.



Психотерапия в нашей стране становится всё популярнее. Но часто потенциальные потребители этой услуги не совсем полно себе представляют, что важно, можно и нужно клиенту в процессе психотерапевтической работы.
И поскольку у каждого специалиста – свой профессиональный почерк, то говорить я буду только о своей работе и её специфике.

Я как психотерапевт – лишь профессиональный источник дополнительной информации по той или иной проблематике. Я могу помочь клиенту посмотреть на ситуацию глубже, добыть информации больше и проанализировать ее более детально. И наибольшую эффективность от моей работы могут получить те клиенты, которые готовы в процессе терапии пользоваться собственной логикой, прагматическим мышлением и здравым смыслом: даже если полагают, что всего этого у них нет (кстати, если полагают, что нет – значит, практически точно есть).

Как наиболее эффективно воспользоваться такой помощью?

•    Для начала желательно прийти хотя бы к ощущению того, что у вас в жизни есть какой-то дискомфорт, который начал вам мешать. И что вы хотите и готовы подробнее изучить вопрос "как от него избавиться".

•    На сайте в Кабинете самопомощи и Электронном Докторе имеются материалы по многим актуальным проблемам:  с их помощью хотя бы в первом приближении вы можете попробовать разобраться в какой-то ситуации самостоятельно. Однако если вы ощущаете, что даже после прочтения многих полезных статей все равно есть недостаток более конкретной, личной информации, а также ощущение определённого тупика – значит, скорее всего с ситуацией уже необходимо разбираться в процессе личной терапии.

•    Психотерапевта важно выбирать для себя лично: так же, как, к примеру, обувь. Каждую пару ботинок вы меряете на свою собственную ногу, так же и психотерапевта необходимо примерять к своей личности непосредственно. Комфортен ли вам его профессиональный почерк, основные подходы к решению проблем, весь его рабочий модус? В том числе и для такой "примерки" я предоставляю клиентам возможность предварительной консультации: по телефону, в кабинете или по электронной почте.

•    Иногда, обращаясь за консультацией, клиенты стремятся "рассказать свою проблему целиком", а порой и обижаются, что их "не выслушивают до конца". Но если вы сумели адекватно сформулировать и изложить суть своей проблемы – то практически всегда в этом изложении найдёте ее решение. А если вы проблему излагаете сначала сами себе, а потом мне, но решения вам не видно все равно – может быть, необходимо взглянуть на ситуацию несколько по-другому, в ином ключе? Или рассказывать о чем-то другом, о чем вы неосознанно умалчиваете?
Именно поэтому уже на этапе "формирования заказа" я могу задавать вам различные вопросы (которые подчас кажутся вам провокационными), предлагая заглянуть куда-то в другие аспекты ситуации, кроме тех, которыми вы бессознательно ограничиваете своё изложение.
Если помните, был такой старый анекдот. Человек что-то ищет под фонарём, его спрашивают, что он ищет, он отвечает – часы потерял. А где потерял? А вон там, в тёмном переулке за углом. А почему здесь ищешь? А здесь светлее.
Но для того и предлагается в подобной ситуации наше совместное сотрудничество, чтобы мы с вами могли, образно говоря, пройти по темным переулкам вашего бессознательного:  прицельно по тем, где могут лежать пути решения заявленной вами проблемы. А копаться без толку под фонарём можно долго, и ничего не решить. Потому что вы совсем не там "часы потеряли".

•    Но есть и другая крайность, тоже серьёзно тормозящая процесс терапии: когда клиент сидит в кабинете… и молчит. Особенно если ему что-то некомфортно, не нравится или он с чем-то не согласен. Но он молчит, потому что его внутренняя цензура говорит ему: "Доктор лучше знает, и возражать ему нельзя". Или: "Если ты будешь спорить с доктором, он рассердится и тебя выгонит". Или "Ты должен нравиться всем, в том числе и доктору, именно поэтому молчи и кивай, даже если тебе что-то не по душе". Вообще много может быть вариантов внутренних причин того, что клиент молчит, не включается в диалог и т.п. Но в процессе психотерапии обратная связь от клиента крайне важна, потому что ни один психотерапевт в реальности не читает мыслей, даже самый опытный. И по выражению лица клиента никогда не станет додумывать, какие ощущения тот испытывает.

•    Объект психотерапии – ваше бессознательное, а бессознательное – это в том числе эмоции. В том числе и поэтому в кабинете психотерапевта, в частности, в моем, допускаются любые эмоциональные проявления, если клиент в них нуждается: можно ругаться, хохотать, плакать, залезать с ногами на диван, тискать мягкую игрушку и так далее.
И самая ценная обратная связь от клиента – как ни странно, негативная. Когда что-то дискомфортно, что-то не нравится, есть какое-то недовольство и т.п. Потому что опять же, именно с ощущением дискомфорта мы и работаем в первую очередь, поэтому его важно исследовать во всех возможных ситуациях. Безусловно, клиент имеет полное право молчать, но если хочется что-то сказать, а некий "внутренний голос" запрещает – в моем кабинете можно и даже нужно этого голоса не слушаться.
 
•    Иногда молчание и общая зажатость клиента связаны с тем, что ему элементарно страшно. Например, страшно, что у него сейчас что-то будут отнимать: то, на что он опирался многие годы, и если это из его жизни резко вынуть – то вся жизнь рассыплется на кусочки, а новой нет, и что делать? Но психотерапия консультативного плана, в ключе которой работаю в том числе я, как раз не предполагает таких резких стрессовых перемен: в ней применяется обычно постепенный, пошаговый анализ, и в этом подходе у клиента ничего не отнимается насильно. Работа идёт только с тем, что клиент сам предлагает к работе. А уходит из жизни клиента только то, что он сам оказывается готов с удовольствием "отдать".

•    Перефразируя известное высказывание врача, работавшего ещё в XIII веке, - в кабинете психотерапевта находятся трое: психотерапевт, клиент и проблематика клиента. И эффективность работы часто зависит от того, с кем в итоге объединит свои усилия и ресурсы клиент.