Конференция 03, план-тезис
Дата создания: 30.05.2018
Дата обновления: 30.05.2018
Дата обновления: 30.05.2018
Один из важных этапов сборки "Я" –
помещение себя в человеческую форму. Идентификация идёт сперва с
материнским Другим. И роль речи, обращения к субъекту - опять-таки дать
отдельное место и помочь сепарации.
Ребёнку очень важно пройти с материнским Другим фазу выживания (примерно до трёх лет), а потом начинать отделяться (конечно, все это индивидуально)
Другой не может принять того, кто появился - идёт распад Я, радикальный сбой: место Я под угрозой, начинается новая сборка "кем я хочу тебя видеть".
Непосильная ноша:
"Ты восполняешь какую-то мою нехватку, и я живу только ради тебя и благодаря тебе"
Агрессивность – акт распада Я. (Но оно к тому времени уже существует и есть чему распадаться).
Запрет на агрессию и любые негативные эмоции – противостояние "Я" ребенка со стороны Другого, отказ в сепарации!
Поэтому невозможно говорить об "агрессивности младенца": первые проявления агрессивности - как раз около двух лет (часто это называют "кризисом двух лет"). Потеря себя заставляет сталкивать с имеющейся позиции Другого. И часто любовь-захватывание и ответная агрессия неразделимы.
Один из признаков психоза - ощущение "в зеркале чужак" (отражение не воспроизводит ваши действия).
Гомеоморфная и гетероморфная идентификация: с тем или иным видом (иногда не со своим). То есть "я не человек, я…" (нужное подставить)
***
"Я" и имя: важность имени. Давление имени (дают имя умершей бабушки, имя первого умершего ребёнка и т.п.). Сложности вхождения в символический порядок в данных случаях.
Ники в интернете: мало кто пользуется своими именами. и не всегда в целях конфлиенциальнсти.
Разные языковые конструкции:
"Как твоё имя" (кто ты) – или "Как тебя зовут" (как к тебе обращается Другой).
Имя как фантазм родителей
Ритуал – выбор имени самим ребёнком (на какое откликнется)
Интернет как место формирования хотя бы виртуального Я со своим пространством (пароли, облака, неумение родителей пользоваться).
***
Нарциссический мир – угроза потери собственного места, идеальное Я вынесено в Другого (то есть у Другого оказывается то, что необходимо мне). Отсюда – агрессивные акты.
Миф о Нарциссе: Нарцисс видит в зеркале красивого юношу - но не себя! Он влюбляется не в себя.
Лакан говорил о страхе "я стою перед огромным богомолом, и мне неизвестно, что ему придёт в голову". Так воспринимается родительский Другой.
Высшая точка тревоги – когда не сформировано отдельное Я, не пройдена стадия зеркала. Субъект не может понять "кто я" и что придёт в голову другому.
Страх – "он может меня съесть". Часто это связано с материнским "То, что я родила – то моё".
Материнские капризы по отношению к ребёнку вызывают у ребёнка ужас, особенно если нет упорядочивания и признания того, что она сама следует какому-то порядку.
Материнский невроз – результат противоречивых требований (нет логического, скептического их анализа).
Бесконтрольный запрет (каприз Другого) ставит субъекта в позицию подчинённого.
Стадия "Я сам" и важность позволения этого. Постепенная оторванность от Другого и проблема невозможности этого.
Два разных акта стадии зеркала:
1. Зеркало как отражающая поверхность
2. Зеркало в отражении речи Другого (сонорное – звуковое). Понять, кто я – через речь Другого.
Стадия зеркала Дольто – между автономным и сексуальным телом. Через зеркальную поверхность приходит чувство различия между собой и Другим (я не как мама или папа, я отдельный человек).
Зеркало открывает субъекту наличие его собственного тела и лица. Он замечает, что его тело отдельно от тела Другого (как минимум – различие маленький-большой). Важный момент – дезидентификация с Другим (я не он).
Отказ от пользования материнским телом во всех ипостасях – запрет на инцест (грудь, туалет на руках, кормление и т.п.)
Пока нет ощущения автономного тела, стадия зеркала не даст эффекта сепарации.
И без дезидентификации с Другим не наступит идеи различия тел и ощущения собственного пола в том числе.
Выученная беспомощность – страх признать, что я не часть Другого, что я сам. Угрозы самостоятельностью: "станешь изгоем и умрешь под забором".
Ребёнку очень важно пройти с материнским Другим фазу выживания (примерно до трёх лет), а потом начинать отделяться (конечно, все это индивидуально)
Другой не может принять того, кто появился - идёт распад Я, радикальный сбой: место Я под угрозой, начинается новая сборка "кем я хочу тебя видеть".
Непосильная ноша:
"Ты восполняешь какую-то мою нехватку, и я живу только ради тебя и благодаря тебе"
Агрессивность – акт распада Я. (Но оно к тому времени уже существует и есть чему распадаться).
Запрет на агрессию и любые негативные эмоции – противостояние "Я" ребенка со стороны Другого, отказ в сепарации!
Поэтому невозможно говорить об "агрессивности младенца": первые проявления агрессивности - как раз около двух лет (часто это называют "кризисом двух лет"). Потеря себя заставляет сталкивать с имеющейся позиции Другого. И часто любовь-захватывание и ответная агрессия неразделимы.
Один из признаков психоза - ощущение "в зеркале чужак" (отражение не воспроизводит ваши действия).
Гомеоморфная и гетероморфная идентификация: с тем или иным видом (иногда не со своим). То есть "я не человек, я…" (нужное подставить)
***
"Я" и имя: важность имени. Давление имени (дают имя умершей бабушки, имя первого умершего ребёнка и т.п.). Сложности вхождения в символический порядок в данных случаях.
Ники в интернете: мало кто пользуется своими именами. и не всегда в целях конфлиенциальнсти.
Разные языковые конструкции:
"Как твоё имя" (кто ты) – или "Как тебя зовут" (как к тебе обращается Другой).
Имя как фантазм родителей
Ритуал – выбор имени самим ребёнком (на какое откликнется)
Интернет как место формирования хотя бы виртуального Я со своим пространством (пароли, облака, неумение родителей пользоваться).
***
Нарциссический мир – угроза потери собственного места, идеальное Я вынесено в Другого (то есть у Другого оказывается то, что необходимо мне). Отсюда – агрессивные акты.
Миф о Нарциссе: Нарцисс видит в зеркале красивого юношу - но не себя! Он влюбляется не в себя.
Лакан говорил о страхе "я стою перед огромным богомолом, и мне неизвестно, что ему придёт в голову". Так воспринимается родительский Другой.
Высшая точка тревоги – когда не сформировано отдельное Я, не пройдена стадия зеркала. Субъект не может понять "кто я" и что придёт в голову другому.
Страх – "он может меня съесть". Часто это связано с материнским "То, что я родила – то моё".
Материнские капризы по отношению к ребёнку вызывают у ребёнка ужас, особенно если нет упорядочивания и признания того, что она сама следует какому-то порядку.
Материнский невроз – результат противоречивых требований (нет логического, скептического их анализа).
Бесконтрольный запрет (каприз Другого) ставит субъекта в позицию подчинённого.
Стадия "Я сам" и важность позволения этого. Постепенная оторванность от Другого и проблема невозможности этого.
Два разных акта стадии зеркала:
1. Зеркало как отражающая поверхность
2. Зеркало в отражении речи Другого (сонорное – звуковое). Понять, кто я – через речь Другого.
Стадия зеркала Дольто – между автономным и сексуальным телом. Через зеркальную поверхность приходит чувство различия между собой и Другим (я не как мама или папа, я отдельный человек).
Зеркало открывает субъекту наличие его собственного тела и лица. Он замечает, что его тело отдельно от тела Другого (как минимум – различие маленький-большой). Важный момент – дезидентификация с Другим (я не он).
Отказ от пользования материнским телом во всех ипостасях – запрет на инцест (грудь, туалет на руках, кормление и т.п.)
Пока нет ощущения автономного тела, стадия зеркала не даст эффекта сепарации.
И без дезидентификации с Другим не наступит идеи различия тел и ощущения собственного пола в том числе.
Выученная беспомощность – страх признать, что я не часть Другого, что я сам. Угрозы самостоятельностью: "станешь изгоем и умрешь под забором".
- Следующая тема - Почему и как реальное общество становится иерархически-невротизированным
Я хочу быть адекватным
Я хочу верить друзьям
Я хочу восстановить нормальное общение
Я хочу восстановить нормальное окружение
Я хочу выяснить отношения с женщиной
Я хочу выяснить отношения с любимым
Я хочу выяснить отношения с мужчиной
Я хочу добиться внимания девушки
Я хочу добиться внимания друга
Я хочу добиться внимания женщиныТемы: проблемы общения, скайп-конференции в Мастер-классе.
© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва