Полная версия
ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Что оценивает оценка?

Дата создания: 12.02.2001
Дата обновления: 23.09.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.
Увы, слишком много в этой области неоднозначностей, предвзятостей, странных критериев оценивания и прочего. Есть мнения, что, мол, "ЕГЭ помогает это нивелировать", но позвольте с этим не согласиться: ЕГЭ упрощает и уплощает критерии оценивания, что тоже не идёт на пользу развитию разностандартного и даже нестандартного мышления.

 


Школьная оценка бывает причиной многих проблем учеников и родителей, вплоть до потери интереса ребёнка к учёбе. Увы, слишком много в этой области неоднозначностей, предвзятостей, странных критериев оценивания и прочего. Есть мнения, что, мол, "ЕГЭ помогает это нивелировать", но позвольте с этим не согласиться: ЕГЭ упрощает и уплощает критерии оценивания, что тоже не идёт на пользу развитию разностандартного и даже нестандартного мышления.
Понятно, что еще далеко до тех времён, когда в школе отменят оценки вообще: как минимум нужно, чтобы вначале придумали какой-то иной способ отчёта учителей перед администрацией и показатель деятельности школы в целом. Пока же ничего лучшего не придумали, как делать это именно с помощью оценок: мол, у такого-то учителя в классе столько-то отличников и хорошистов, а столько-то двоечников и троечников, значит - хорошо работает учитель или плохо. Таким образом, оценки влияют на реноме всей школы.

Но довольно часто оценка превращается в практически единственное мерило способностей и интеллекта ученика. И в результате учебный процесс постепенно вырождается в погоню за баллами - иногда буквально любой ценой.

Школьная программа состоит из получения фактических знаний и формирования различных умений и навыков, но, к сожалению, навык логического мышления занимает в этой программе далеко не первое место. Понятно, что формировать систему оценок проще всего по наличию фактических знаний: помнишь дату Куликовской битвы - молодец, пять, не помнишь - садись, два. А на самом деле такое механическое запоминание никак не стимулирует развитие интеллекта. Но зубрилка в этом случае имеет больше шансов стать отличником, чем тот, кто действительно много знает, а главное, эффективно пользуется знаниями.

Вообще сами оценки порой полностью лишены логики. Самый распространённый пример, известный не одному поколению школьников: тетрадку или дневник забыл дома - два! Кроме того, оценку можно снизить за помарки, за плохой почерк, за игнорирование пресловутых "двух клеточек от полей", за отсутствие двоеточия после слова "Решение" и даже за грамматическую ошибку в написании слов "Домашняя работа" в тетради по математике.

Оценки влияют не только на учёбу, но и на адаптацию детей в классе. Для ребёнка очень важно с первых дней в школьном коллективе приобрести определённый статус. Поначалу этот статус определяется во многом школьными отметками. И если первоклассник получил двойку, особенно незаслуженно, это также может стать причиной того, что в школу он больше идти не захочет. Поэтому у многих учителей начальных классов есть хорошая практика: в первые полгода учёбы вообще не ставить отметок, а плохими оценками и в дальнейшем не злоупотреблять.

Многие учителя говорят, что оценка должна являться "стимулом к учёбе". Но само понятие "стимул" имеет весьма специфическое толкование. В Древнем Риме погонщик волов, если ему казалось, что волы тащат груз слишком медленно, тыкал их, извините, в заднюю часть тела такой заострённой палочкой. Вот эта палочка и называлась "стимул". Таким образом, наверное, и человеку не очень приятно, когда его пытаются "стимулировать" острым концом палки в мягкое место.

Часто приходится подчёркивать разницу между стимулом и мотивом: мотив – это "Я сейчас сделаю это, и мне потом будет хорошо". А стимул – "Если ты сейчас не сделаешь это, тебе потом будет плохо". Стоит ли удивляться, что у большинства уже довольно взрослых людей о школе остаются не самые тёплые и радужные воспоминания?..

Причём даже отличные отметки тоже становятся своего рода наказанием - во многом для тех, кто их получает. Прежде всего, когда человека, получившего пятёрку, учитель непременно ставит в пример всему классу " Вот как надо учиться, а вы все…" - он таким образом противопоставляет этого отличника всем остальным ученикам. Понятно, что это вряд ли отразится положительно на общении отличника с классом. А потом, у некоторых педагогов и детских психологов есть даже такое понятие - "наркомания отличника". Имеется в виду самая настоящая зависимость от пятёрок - в конце концов, ученик, который стремится любой ценой получить "отлично", перестаёт добывать знания как таковые и обращает внимание только на то, чтобы за его действия был выставлен высший балл. Но для этого, как правило, нужно проявлять одинаковый интерес ко всем предметам (а точнее сказать, не проявлять особого интереса ни к одному из них), а потом, озаботиться не знаниями, а умением подлаживаться под требования каждого конкретного педагога.

Порой даже во взрослой жизни у людей остаётся так называемый комплекс отличника: стремление обязательно получить высшую оценку любым способом, любой ценой. Кроме того, такой комплекс напрочь убивает в человеке и лидерские качества, и умение принимать самостоятельные решения.

Понятно, что ждать, пока Министерство образования отменит все оценки – неразумно. Но одно "противоядие" в рамках семьи можно применить уже сейчас.
Школьная оценка по сути есть оценка некоего завершённого труда, который ученик сдаёт учителю, и при этом у ученика по сути ничего не остаётся взамен. Как тот же рабочий изготовил деталь, сдал ее ОТК, и если у него эту деталь приняли – ему останется возможность получить за неё зарплату, но сама деталь ушла дальше и у рабочего не остаётся. И судьба этой детали, как правило, дальше рабочего не интересует.

Примерно так выглядит учебный процесс, если он фиксирован именно на оценке как самоценности: ученик сдаёт работу, получает оценку, если оценка хорошая или отличная – ученику могут теоретически достаться какие-то поглаживания от учителей, но знаний не остаётся практически никогда. Потому что ученик фактически сдаёт то, что ему самому не нужно, что он делает только ради внешнего отклика. Не зря бывалые студенты в ситуации важности именно отметки о сдаче шутят, что экзамен в таком случае сдаётся по принципу "Зазубрил – сдал – забыл".

Если же учебный процесс основан на удовольствии познания, на радости достижения желанных целей, пусть и небольших, на настоящих открытиях каждый день, на принципе накопления знаний, необходимых самому ученику в будущем – в этом случае знания остаются у него, а оценка становится лишь сопутствующим моментом "традиций и условий обучения". В этом случае полученные знания остаются собственностью ученика: "Я это сделал, я это знаю, я это могу и этим владею. А сколько мне за это поставили извне – не столь важно". Более того, процесс обучения в жизни никогда не бывает завершённым, если хочется идти все дальше и дальше, узнавать все больше и больше – причём для себя, а не затем, чтобы похвалила мама или поставила пятёрку учительница.

Если коротко, то в первом варианте оценка становится посланием извне – "Ты молодец". А во втором сам ученик может сказать себе: "Я молодец". Если я достиг того, чего хотел сам.

И высока вероятность, что в случае второго варианта подхода к учёбе плохие оценки все равно будут редкостью, а то и не будет их совсем.

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуться к учебе
Я хочу восстановить стимул к учебе
Я хочу любить свою учебу
Я хочу наладить учебу
Я хочу полюбить учебу
Я хочу поправить свою учебу
Я хочу справиться с учебой

Темы: комплекс отличника, подростковые проблемы, проблемы с учебой.