Нашим клиентам
Дата обновления: 02.07.2019
И поскольку у каждого специалиста – свой профессиональный почерк, то мы будем говорить только о своей работе и её специфике.
***
Психотерапевт, психоаналитик – лишь профессиональный источник дополнительной информации по той или иной проблематике. Он может помочь клиенту посмотреть на ситуацию глубже, добыть информации больше и проанализировать ее более детально.
Как наиболее эффективно воспользоваться такой помощью?
"ЧТО-ТО В ЖИЗНИ ИДЁТ НЕ ТАК"
Для начала желательно прийти хотя бы к ощущению того, что у вас в жизни есть какой-то дискомфорт, который начал вам мешать, хотя бы на уровне "что-то в моей жизни идёт не так, как мне бы хотелось". И что вы готовы подробнее изучить вопрос, что это такое и как это можно изменить к лучшему для вас.
ВНАЧАЛЕ ЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ
На сайте в Кабинете самопомощи и Электронном Докторе имеются материалы по многим актуальным проблемам: с их помощью вы можете попробовать разобраться в какой-то ситуации самостоятельно. Однако если после прочтения все равно есть недостаток более конкретной информации, а также ощущение определённого тупика – значит, с ситуацией уже необходимо разбираться в процессе личной терапии.
ПРИМЕРКА ПЕРЕД РАБОТОЙ
Психотерапевта важно выбирать. Комфортен ли вам его профессиональный почерк, основные подходы к решению проблем, весь его рабочий модус? В том числе и для такой "примерки" мы предоставляем клиентам возможность предварительной консультации: по телефону, в кабинете или по электронной почте.
ЕСЛИ ВАС "ПЕРЕБИВАЮТ"
Иногда клиенты стремятся "рассказать свою проблему целиком", а порой и обижаются, что их "не выслушивают до конца". Но если вы сумели адекватно сформулировать и изложить суть своей проблемы – то практически всегда в этом изложении найдёте ее решение. А если решения вам не видно все равно – может быть, необходимо взглянуть на ситуацию несколько по-другому, в ином ключе? Или рассказывать о чем-то другом, о чем вы неосознанно умалчиваете? Поэтому уже на предварительном этапе вам могут быть заданы различные вопросы (которые подчас кажутся вам провокационными).
КАК СЕБЯ ВЕСТИ?
Объект психотерапии – ваше бессознательное, а бессознательное – это в том числе эмоции. Поэтому в кабинете психотерапевта, в частности, в нашем, допускаются любые эмоциональные проявления, если клиент в них нуждается: можно ругаться, хохотать, плакать, залезать с ногами на диван, тискать мягкую игрушку и так далее.
ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ НРАВИТСЯ
Самая ценная обратная связь от клиента – как ни странно, негативная. Когда что-то дискомфортно, что-то не нравится, есть какое-то недовольство и т.п. Ведь именно с ощущением дискомфорта мы и работаем в первую очередь, поэтому его важно исследовать во всех возможных ситуациях. Безусловно, клиент имеет полное право молчать, но если хочется что-то сказать, а некий "внутренний голос" запрещает – в нашем кабинете можно и даже нужно этого голоса не слушаться.
ЕСЛИ ЧТО-ТО ПУГАЕТ
Иногда молчание и общая зажатость клиента связаны с тем, что ему страшно. Например, страшно, что у него сейчас что-то будут отнимать: то, на что он опирался многие годы, и если это из его жизни резко вынуть – то вся жизнь рассыплется на кусочки. Но психотерапия консультативного плана, в ключе которой мы работаем, как раз не предполагает таких резких стрессовых перемен: в ней применяется обычно постепенный, пошаговый анализ, и в этом подходе у клиента ничего не отнимается насильно. Работа идёт только с тем, что клиент сам предлагает к работе и что сам оказывается готов "отдать".
Вообще ваши страхи в кабинете – это тоже предмет рабочего анализа, поэтому по возможности не бойтесь о них говорить.
САМОЕ ВАЖНОЕ
Перефразируя известное высказывание врача, работавшего ещё в XIII веке, - в кабинете психотерапевта находятся трое: психотерапевт, клиент и проблематика клиента. И эффективность работы часто зависит от того, с кем в итоге объединит свои усилия и ресурсы клиент.
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва