Аспекты материалистичности в теории З. Фрейда
Дата создания: 24.05.2013
Дата обновления: 24.05.2013
Дата обновления: 24.05.2013
"Теоретики психоанализа иногда говорят, что примерно в 1887 году Фрейд перестал быть материалистом-неврологом и стал делать умозрительные заключения, оторванные от реальности: однако рискну утверждать, что он материалистом так и остался, и вся теория бессознательного абсолютно материалистична. Беда в том, что не всегда просто увязать ее напрямую с морфологией человека..."
Нарицын Николай Николаевич,
практикующий врач-психотерапевт, психоаналитик,
действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лиги,
Общероссийского совета по психотерапии и консультированию,
Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР),
Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП);
официальный преподаватель и супервизор практики Межрегионального класса ППЛ,
обладатель сертификата Всемирного совета по психотерапии,
автор и ведущий интернет-проекта www.naritsyn.ru
Доклад, представленный на II Международном научном конгрессе "Фрейд и русские: психоаналитики в изгнании", прошедшем в Санкт-Петербурге 18-19 мая 2013 г.
Анализу творчества Фрейда и его вклада в науку посвящено огромное количество различных работ. Однако в большинстве из них основные открытия относят к неким умозрительным заключениям, опирающимся на древнегреческую мифологию и личный клинический опыт автора: что даёт повод для критики противникам и для ухода в «сектантство» сторонникам. Но почему-то сам Фрейд при жизни резко критиковал своих так называемых последователей, которые понимали его теорию слишком упрощённо и поверхностно.
Изучая биографию Зигмунда Фрейда, мы видим путь пытливого исследователя, естествоиспытателя, нейрофизиолога, врача с вполне материалистическим мировоззрением. Ему как медику хорошо было известно строение человеческой нервной системы, и он прекрасно понимал её роль в жизни человека.
Теоретики психоанализа иногда говорят, что примерно в 1887 году Фрейд перестал быть материалистом-неврологом и стал делать умозрительные заключения, оторванные от реальности: однако рискну утверждать, что он материалистом так и остался, и вся теория бессознательного абсолютно материалистична. Беда в том, что не всегда просто увязать ее напрямую с морфологией человека.
Теория бессознательного рождалась постепенно, пошагово, в дискуссионном аналитическом обсуждении. Но кора головного мозга со всеми ее процессами – настолько большая и сложная система, что какие-то элементарные связи в ней отследить невозможно даже таким методом. Если бегать за каждым нервным импульсом – исследователь в итоге заблудится в паутине нейронных связей. И для того, чтобы хоть как-то начать понимать происходящее, приходится применять некоторые "упрощённые" подходы.
В частности, сейчас можно сказать, что в своих исследованиях Фрейд пользовался так называемым методом черного ящика. В случаях, когда непонятно, что творится внутри некоего исследуемого объекта – можно провести наблюдение, что происходит на входе и что на выходе, и сопоставляя итоги этих наблюдений, с определенным уровнем допущения предположить, что за процессы осуществляются внутри.
Данную методику исследования до сих пор применяют к тем объектам, которые, если их анатомировать, вскрыть, распилить – перестанут существовать как работающие системы (в случае с человеческим организмом – как живые объекты). Ведь если вскрыть мозг и нарезать его даже самыми тоненькими пластинками – мы все равно не сможем увидеть и понять, как этот самый мозг работал, когда был живым.
Фактически метод черного ящика "на макроуровне" Фрейд и применял: длительно изучая специфику среды, в которой живут разные люди, учитывая прочие факторы, которые воздействуют на них, на их психику, и то, как они на это все реагируют. Отсюда фактически началось исследование человеческого бессознательного. Собственно, можно сказать, что теория черного ящика позволила создать известный всем психоаналитикам образ представления психики в виде айсберга.
Увы, первые неофрейдисты допустили в какой-то мере откат назад от этих позиций, некоторый научный регресс в этой области.
Определенные проблемы и сложности понимания психоанализа, в том числе классического фрейдовского, возникают еще и оттого, что не учитывается специфика окружения, в котором рос и учился сам Фрейд. Если применять метод того же "черного ящика", можно сделать некоторые предположения о том, почему его теория строилась именно так, а не иначе, и почему он основывал ее именно на сексуальности человека, а не на чем-то ином.
Как известно, Фрейд родился в еврейской семье в Австрии: где на момент его рождения были довольно сильны антисемитские настроения. Как следствие, местные евреи все ощутимее замыкались, изолировались от остального социума, и все активнее придерживались своих национальных, можно даже сказать – местечковых традиций и обычаев. Собственно говоря, такое стремление естественно для любых притесняемых меньшинств как попытка все-таки сохранить свою идентичность. Но нередко, именно в качестве противостояния и противодействия, эта приверженность к принятым в данной среде канонам становится чрезвычайно выраженной. Кто захочет эмоционально окунуться в подобную атмосферу, понять всю силу воздействия традиций и обычаев – может обратиться к одному из классиков еврейской литературы Шолом-Алейхему. Да, он писал не об Австрии, но общий дух и настроение подобной субкультуры вы вполне можете ощутить по его произведениям.
Изучая работы Фрейда, можно заметить, что он прежде всего обратил внимание на то, что его собственные внутренние, эмоциональные ощущения определенным образом расходились с внешними достаточно жёсткими социально одобряемыми устоями. Потом он попадал и в другие социальные окружения, где люди жили несколько иначе, по другим правилам: но на уровне этих правил нередко отсутствовали логические связи. Одни правила не согласовывались с другими, в том числе – в разных религиозных конфессиях. Всё это тем более стимулировало человека с медицинским образованием и аналитическим умом в этом разбираться и анализировать причины.
И здесь национальная культура (которая по сути и есть часть цензуры) сыграла существенную роль и оказала давление на понимание Фрейдом всей подоплеки бессознательного. Для использования метода "черного ящика" необходимо не только наблюдать, что вошло – и что вышло: чтобы на основе этих наблюдений спрогнозировать, понять и объяснить происходящие внутри вероятные процессы – сознанию нужна определенная база представлений, понятий и аналогий, на базе которой и происходит это самое прогнозирование и моделирование.
Фрейд, как уже говорилось выше, рос в достаточно жёсткой национальной среде, где придерживались традиций, и плюс еще в довольно выраженном антисемитском окружении остального социума. Поэтому единственный общий критерий, понятный и для одной социальной среды и для другой – это мир древнегреческих мифов, к которому Фрейд обращался в качестве источника иллюстраций к своей теории и терминологии для нее. Если как к примеру обращаться к тому же "Эросу и Танатосу" - Фрейд все удовольствия называл эротизмом, апеллируя к Эросу как к общему "позитивному началу" на языке греческой мифологии. И область сексуальности для иллюстрации своих теорий взял в силу ее особой табуированности и вытесняемости в условиях того времени и той культуры, в которой ему самому пришлось жить и работать. А обвиняющие его в пансексуализме, как говорится, выплеснули с водой и ребенка: не приняли к серьезному рассмотрению его базовые теоретические выкладки.
Критикуя Фрейда в плане тех или иных "допущений", нельзя не признать его огромную заслугу хотя бы в том, что он в принципе задумался над теорией бессознательного и начал ее исследование. По умению на основе научного анализа предвидеть открытия будущего можно сравнить Фрейда с древнегреческим ученым Эратосфеном Киренским, который задолго до начала "нашей эры" знал, что Земля круглая, и измерил ее диаметр, ошибившись всего на 100 км. Возможно, и сейчас должно пройти еще какое-то время, чтобы современное общество до конца осознало вклад Фрейда в изучение и понимание работы человеческой психики, и в том числе – выраженную материалистичность и научную обоснованность этого вклада.
Я хочу знать причины ошибки
Я хочу знать свое бессознательное
Я хочу знать свое подсознание
Я хочу знать свои мысли
Я хочу знать свои ошибки
Я хочу знать свои привязанности
Я хочу знать свою ошибку
Я хочу знать свою проблему
Я хочу знать свою ситуацию
Я хочу знать свою слабостьТемы: наши доклады, психоанализ, психоаналитическое.
© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва