"Я хочу вернуться к учебе"
Когда клиент просит помочь ему куда-то «вернуться» - тоже приходится говорить, что у меня, к сожалению, нет в рабочем арсенале машины времени: но даже если бы и была – какой смысл возвращаться куда-то в прошлую временнУю точку, когда уже изменилась и структура вашей жизни, и потребности вашей личности, и окружающая вас социальная среда? Возможно, вам банально некомфортно в этих изменениях, и единственным выходом вам видится «вернуться куда-то в прошлое». Но не зря говорится, что в одну и ту же воду дважды не войти. И опять же: если то, от чего вы ушли, привело вас к какой-то жизненной катастрофе, к дискомфорту, к определенной проблематике – стоит ли снова пытаться встать на начало той же самой дороги и снова по ней идти к тем же проблемным результатам?Поэтому в случае подобных «заказов» я предлагаю клиенту немного изменить направление работы. И не столько стремиться «вернуться в прошлое», сколько изучить настоящее: и на сегодняшней базе, с учетом сегодняшних реалий, посодействовать ему в построении сегодняшнего и будущего счастья.
Любая учеба – это по сути процесс познания. И можно сказать, что этот процесс обычно осуществляется либо для себя и в своих собственных целях, либо под каким-то прессингом извне. Последнее обычно хорошо знакомо тем, кто когда-то вынужден был «отлично учиться» потому, что так хотели родители.
Учеба для себя, ради своих целей и в соответствии со своим выбором – это всегда приятный в общем процесс. Можно сказать – это удовлетворение любознательности вашего внутреннего Ребенка. А удовлетворять его любознательность можно до самых преклонных лет, если у вас есть потребность чему-то учиться.
А когда учиться приходится по чужому выбору, для кого-то извне – учеба практически всегда идет сложно. Поэтому чрезвычайно важно, столкнувшись с трудностями в обучении, разбираться, что конкретно происходит с человеком на данном этапе, каковы его цели, в чем он заинтересован и насколько привлекательна данная учеба для него самого. Здесь есть еще такой момент: чем меньше человек знает, тем меньше ему хочется знать, и наоборот: чем шире область познаний, тем больше горизонты непознанного, которое хочется изучать дальше и дальше.
Для процесса успешной учебы. разумеется. достаточно важны и принципы организации процесса, и прочие технические моменты. и контакт с учителем, но основное. с чего следовало бы начать анализ проблем с обучением – собственные цели и задачи обучаемого. И насколько они соответствуют тому, что декларируется извне.
Статьи по теме
Готов ли ваш ребенок к школе?
...если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".
Не хочу учиться
"...Те родители, которые дочитали до этого места, в большинстве своём наверняка либо горько усмехаются, либо просто молча крутят пальцем у виска. Потому что описанные выше пункты – это, что называется, про сферического ребёнка в идеальном школьном вакууме..."
Фрустрация и фрустрационный невроз
Людям часто свойственно строить планы, намереваться чего-то достичь, или совсем просто, - надеяться на чудо. Но когда по тем или иным причинам планы рушатся, достижения не осуществляются, а чуда не происходит – многие (да практически все!) испытывают достаточно выраженные неприятные ощущения: напряжение, тревожность, разочарование...
Эмоциональное выгорание
Проблема эмоционального выгорания становится все актуальнее: к растущему темпу жизни прибавляются стрессы и кризисы, и однажды наступает, согласно определению, "состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса". Но почему выгорание ощущается только в конечной точке? Почему так сложно спохватиться на пути к этому состоянию? И можно ли как-то все-таки подстраховаться?
Лень
Самое точное определение лени – это отсутствие мотивации. Вариант бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идёт и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется...
Чувство вины
Прежде чем говорить о структуре, причинах, видах чувства вины и о специфике работы с этим чувством – необходимо разобраться с определениями. Потому что фактическая вина и чувство вины – по сути совершенно разные вещи. И довольно часто "чувство вины" не имеет никакого отношения к реальной физической вине в чем-либо. Более того, вина – понятие юридическое, а "чувство вины", как и любое чувство, относится к компетенции психотерапевтов и психоаналитиков, так как идет из области бессознательного.
Смысл жизни
Вопрос «смысла жизни» – один из основных в так называемой экзистенциальной психологии (от лат. exsistentia — существование). Причем сложность данного вопроса и поисков ответа на него – в неоднозначности самого определения. Потому что «смысл жизни» можно трактовать и как общефилософскую проблему, и как предназначение человечества в целом, и как определение целей бытия конкретной личности, и так далее...
Темы: лень, личностные кризисы, проблемы адаптации в социуме, проблемы с учебой.