Авторская автоматизированная система кратких заочных интернет-консультаций «Электронный доктор»
Дата обновления: 09.07.2013
Нарицын Николай Николаевич,
практикующий врач-психотерапевт, психоаналитик,
действительный член ППЛ, член ЕКПП,
член Общероссийского Совета по психотерапии и консультированию,
обладатель сертификата Всемирного совета по психотерапии,
психотерапевт Европейского реестра,
официальный преподаватель и супервизор практики ППЛ
г. Москва
Нарицына Марина Петровна,
консультативный член ППЛ,
администратор и соведущий интернет-проекта www.naritsyn.ru
Сообщение на секции "Психотерапия в интернете и масс-медиа: новые информационные технологии" в рамках работы Первого Объединённого Евроазиатского конгресса «Психотерапия без границ: прошлое, настоящее и будущее»
За достаточно длительный период оказания психотерапевтической помощи практически здоровым людям пришлось столкнуться с парадоксом: формально похожие, с точки зрения не больного клиента, запросы оказываются совершенно уникальными у каждой конкретной личности. С другой стороны, похожие «жалобы» подчас озвучивались с помощью совершенно не похожих формулировок. И не смотря на накопленный огромный массив данных как-либо формализировать полученные результаты длительное время не удавалось.
Однако интенсивное развитие информационных технологий, появление гигантских баз данных и развитых роботизированных поисковых систем, сделало привычным и естественным для людей формализированное общение с компьютером. Последнее обстоятельство позволило собранный ранее информационный массив заложить в программу, которая как бы ведет диалог с читателем и помогает ему без непосредственного участия психотерапевта в первом приближении сориентироваться в поиске решений своих проблем. Конечно, необходимо понимать, что никакой «робот» не заменит реального общения с живым консультантом, но может значительно облегчить первый шаг в направлении к своему психотерапевту.
Отсутствие живого консультанта в "Электронном докторе" значительно нивелируется тем, что программа интегрирована в сайт и постоянно перенаправляет к развёрнутым статьям по декларируемой проблематике клиента. Таким образом создаётся иллюзия диалога. Немаловажным фактором является доступность и возможность для клиента получить первичную консультацию бесплатно в любое время и в любом месте, где есть интернет. Дополнительное удобство в пользовании "Электронным доктором" в том, что клиент сам набирает текст своего запроса: примерно так же, как набирает географический адрес в навигаторе.
В базу системы включены более тысячи потенциальных и наиболее распространённых клиентских запросов, и эта база постоянно дополняется. С самого начала работы и на момент работы над данным сообщением (05.07.2013) "Электронным доктором" воспользовалось 331410 человек или более 1800 человек в день.
Любопытна статистика запросов: самые популярные запросы в основном касаются межличностных, внутрисемейных отношений, что лишь подтверждает развитие кризиса традиционной семьи. А в конце рейтинга – запросы, соответствующие наиболее частым предложениям на рынке психологических услуг. Подробнее это представлено в презентации к сообщению.
Для исследования удобства и эффективности работы "Электронного доктора" на сайте проведено короткое голосование, в котором приняло участие 148 человек. Несмотря на незначительное количество участников, видны тенденции:
По первому пункту – около 1/3, конечно, не решили своих проблем, но быстрее сориентировались в основном контенте сайта, стали его читателями и вероятно со временем станут и плотными клиентами.
По второму пункту (почти 13%): видимо, проблематика не требует серьёзной кабинетной работы и избавляет врача от непродуктивной деятельности, а клиента от неэффективных затрат времени и денег.
По третьему пункту (почти 7%): клиент определился со своей формулировкой запроса, что значительно облегчит дальнейшую работу в кабинете.
Четвёртый пункт пока не набрал и 3%. Однако я надеюсь, что с увеличением базы данных "Электронного доктора" и появлением подобных сервисов на других сайтах у коллег цифра эта будет расти.
Пятый и седьмой пункты (13,5% и10,8%) говорят, что необходимо продолжать расширять базу запросов "Электронного доктора" (постоянная работа), а клиента стимулировать выйти на личный контакт и индивидуальную работу с психотерапевтом.
Шестой пункт (3,4%) - это случайные посетители сайта, для них не подходит такой стиль работы и профессиональный подход. Они обратятся к другому специалисту и получат адекватную своей личности и проблематике помощь.
Для тех, кто оказался в последней группе заполнивших анкету, само заполнение стало тем, что сейчас называют «промоушен» собственно "Электронного доктора".
Подробнее результаты голсования можно также посмотреть в презентации.
Кроме того, система предоставляет владельцу ряд других статистических данных, необходимых специалисту для формирования своего круга клиентов.
Системы, построенные по этому принципу, установленные на сайте того или иного специалиста, учитывающие его уникальный почерк и его общие психотерапевтические подходы, не только привлекут к нему именно его клиентов и увеличат доверие к этому специалисту, но и избавят его от ненужных рекламаций от клиентов, чьи ожидания и запросы явно не соответствуют общим подходам и уникальному почерку данного консультанта: что в целом положительно скажется на общем имидже психотерапии.
Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу определиться с поиском помощи
Я хочу получить помощь
Я хочу найти выход
Я хочу найти помощь
Я хочу найти совет
Я хочу научиться искать выход
Я хочу определиться с поиском совета
Я хочу освободиться от проблем
Я хочу перестать делать ошибки
Я хочу перестать искать смысл жизниТемы: виды и методы психотерапии, выбор психотерапевта, наши доклады, о нашей работе , ответы на вопросы.
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва