Как проходить собеседование

Дата создания: 17.10.2005
Дата обновления: 11.02.2011
Любая достойная работа начинается с собеседования. И даже в качестве "просто тренинга" рассматривать некоторые собеседования не возбраняется; учтите только, что конкретные требования и сама процедура в разных фирмах могут быть разные. Но в общем все потенциальные рабочие места в плане собеседования можно условно разделить на 3 группы...




Любая достойная работа начинается… с собеседования. Хорошо, если вы организовали поиск работы так, что вас приглашают на собеседование в разные места и у вас в итоге остается некоторый выбор. И даже в качестве "просто тренинга" рассматривать некоторые собеседования не возбраняется; учтите только, что конкретные требования и сама процедура в разных фирмах могут быть разные.
Но в общем все потенциальные рабочие места в плане собеседования можно условно разделить на 3 группы. 
1. Крупные компании, где имеется так называемый "менеджер по персоналу", или проще – то, что раньше называлось "кадровик".
2. Компании среднего размера, где с вами будет собеседовать ваш будущий начальник – но не "хозяин дела", а такой же наемный работник, только рангом повыше.
3. Небольшие компании – где владелец фирмы, ваш будущий начальник и "кадровик" выступают в одном лице. 

Вариант 1. Общение с "кадровиком" в плане собеседования может оказаться проще всего. Обычно его основной обязанностью является "подбор квалифицированных кадров на соответствующие должности". Таким образом, основное, что от вас требуется - показать собеседнику вашу квалификацию и соответствие данной должности. Хорошо также, если вы все свои достижения в профессиональном плане подтвердите разными дипломами, сертификатами и прочими справочками. Некоторым кадровикам это особенно нравится. А еще при этом продемонстрируйте владение (но не пустое жонглирование!) вашей специальной терминологией. Как минимум затем, чтобы подтвердить: ваши справочки – реальное свидетельство вашей профессиональной искушенности.

И в любом случае ведите диалог в доброжелательно-спокойном расположении духа. Дабы показать, что вы человек достаточно уравновешенный и в некотором роде "универсальный" – можете и в команде работать, прислушиваясь к мнению других; и свое собственное мнение, буде понадобится, сможете отстоять, - но взвешенно и аргументированно. То есть постарайтесь показать не только достаточность вашей квалификации, но и степень вашей неконфликтности. 

Вообще собеседование с менеджером по персоналу  – это первый этап, на котором отбраковываются "явно не подходящие фирме" кандидаты. А сам по себе процесс принятия на работу – более сложный, многоэтапный. Так что приготовьтесь к "забегу на относительно длинную дистанцию" и рассчитайте силы, не "выкладываясь полностью" на первом собеседовании. Позже вам, если благополучно минуете "кадровика", предстоит собеседование с руководителем подразделения, в котором вы непосредственно будете трудиться (см. вариант 2). А если ваша предполагаемая должность более высокого уровня – вас может ожидать еще и собеседование "для кандидатов на средние и топ-менеджерские позиции".

Разумеется, существуют менеджеры по персоналу (как правило, с психологическим образованием), которые (по приказу начальства или по собственной инициативе) любят задавать кандидату разные заковыристые вопросы – что называется, "психологизировать". Например: "Почему именно вас мы должны взять на работу?" Или: "Почему вы устраиваетесь на работу именно в нашу фирму?" Причем у каждого такого "психологизирующего кадровика" есть "свой правильный ответ" на подобные вопросы. И никогда не угадаешь – какой. Более того, это делается нередко еще и для того, чтобы проверить вашу эмоциональную и стрессовую устойчивость. Поэтому подобных вопросов не стоит пугаться – как не стоит и мучительно пытаться "угадать правильный ответ". Лучше ответить нейтрально, опираясь не на эмоции, а на логику и смысл. Например: "Вы не должны взять на работу именно меня: я предоставляю вам наравне с другими кандидатами информацию о своей профессиональной компетентности и личностной структуре, а ваше право – решать, кого из кандидатов вы предпочтете". Равно как и не стоит растекаться необоснованными дифирамбами о том, как вы "с детства мечтали работать в этой структуре". Разумнее ответить также с позиции здравого смысла: "Я полагаю, что ваша компания – одна из тех, где мою профессиональную компетентность могут оценить адекватно." Говоря психологическим языком – стройте свое общение с кадровиком по принципу "Взрослый-Взрослый". А не лепечите как напуганный ребенок на допросе у строгого родителя.

И еще: если некое "моральное давление" во время собеседования будет излишне выраженным, - задумайтесь: может быть, в этой фирме вся работа построена на постоянной "проверке стрессоустойчивости", давлении извне и прочих подводных камнях? Ведь на собеседовании не только вас испытывают как потенциального работника, но и вы изучаете – каковы условия в данном месте и каков, в частности, внутренний психологический климат. И годна ли в конце концов такая работа для вас. 

 

Вариант 2. Если собеседование проводит ваш потенциальный "непосредственный начальник" – здесь сложностей может оказаться несколько больше. Готовьтесь к тому, что данный человек (особенно учитывая то, что он тоже наемный работник) в процессе набора сотрудников может решать какие-то свои проблемы. Что далеко не всегда сопряжено с политикой фирмы в целом. Потому что начальник подбирает не просто лиц той или иной квалификации: он выбирает себе ПОДЧИНЕННЫХ. И здесь, чтобы "стать избранным", важно показать не столько свой профессионализм, сколько лояльность и "умение подчиняться". 
Однако эффективнее всего демонстрировать "умение подчиняться достойно": уважительно и вежливо, но не падая безоговорочно ниц перед боссом.. Такой начальник будет чувствовать, что вы – сильный человек, но при этом готовы принять его руководство; таким образом сам он ощутит себя "еще выше и значительнее" (мне часто приходится приводить такой пример, что укротитель львов ощущает себя более сильным, нежели укротитель кроликов). И за одно это будущий шеф может выбрать именно вас.

Тем не менее потенциальный начальник тоже подчас способен откровенно "психологизировать", демонстрируя предполагаемому подчиненному свои "познания в людоведении". Учтите, что эти попытки будущего босса могут оказаться ближе не к людоведению, а к "людоедению". То есть с помощью психологического давления он попытается не просто "испытать вас на стрессоустойчивость", а проверить – можно ли вас "скушать". И если да, то вы будете приняты. Однако решайте сами – соглашаться ли на работу под руководством такого начальника?.. 

 

Вариант 3. Беседа с непосредственным хозяином фирмы. Сложность этого варианта в том, что мотивация вашего собеседника далеко не всегда очевидна даже в первом приближении. Формально он вроде бы прямо заинтересован в развитии своего дела, но с помощью бизнеса (благо бизнес свой собственный) может решать и какие-то иные задачи. И чего ему от вас нужно РЕАЛЬНО – может и сам не знать.
Если вы намерены пройти такое собеседование успешно – постарайтесь выйти с таким хозяином в "режим эмпатии", иначе говоря – понравиться ему эмоционально. (Разумеется, не перебарщивая с выражением даже положительных эмоций: потому что их излишек, наоборот, может напугать.) В частности - выразите свою готовность к сотрудничеству, продемонстрируйте честность и открытость. Потому что в такой фирме, где собеседования проводит сам хозяин, подчиненным обычно доверено больше, чем написано в контракте и должностных инструкциях. И обычно в таких компаниях у сотрудников – самый высокий "потенциал роста", хотя этот потенциал порой и недооценивается. 


Азбучные истины:

- на собеседование, как и на любой экзамен, нужно приходить в ясном уме: как минимум выспаться и позавтракать.
- внешний вид в первую очередь должен быть опрятным. Если костюм новый – заранее походите в нем хотя бы по дому, чтобы непривычная одежда не добавляла вам скованности.
- Уместно до интервью собрать максимум доступной информации о потенциальном работодателе и условиях работы у него. Что-то может быть взято просто с сайта компании или из ее рекламных материалов. Немало также может быть найдено поиском по сети. Если есть возможность получить информацию от того кто в данной компании работал или работает - это тем более хорошо. 
- не поленитесь отдельно выяснить, существует ли в фирме определенный "дресс-код". Если таковой имеется – постарайтесь при выборе одежды его придерживаться. Если же особых требований нет – выберите чуть более парадный костюм, нежели тот, в котором ходите обычно: но руководствуясь в том числе и предполагаемыми требованиями к выбранной вами должности. 

Также учтите, что в больших компаниях сроки "решений о принятии того или иного кандидата на работу могут быть несколько затянуты. И не получив ответа в один-два дня, не стоит сразу делать вывод, что ваша кандидатура не подошла. Но в этом случае желательно в конце собеседования постараться уточнить, в какой срок (хотя бы примерно) будет вам дан ответ, и возможно ли вам позвонить самому, или же только ждать ответа "с противоположной стороны".

…И по поводу "правильной мимики, жестов и слов". Опять-таки не исключено, что на собеседовании вас встретит некий психологизирующий тип, начитавшийся "разных умных книг про значения мимики и жестов" и сделавший это для себя основным критерием. Отнеситесь к этому тоже взвешенно. Возможно, человек просто не знает, что у разных людей одни и те же положения рук невольно означают разные вещи. И что открытые ладони далеко не всегда обозначают искренность, а сплетенные пальцы – намерение что-то скрыть. Поэтому не застревайте на каких-то определенных словах или жестах, которые "должны быть правильными" – сконцентрировавшись на них, особенно если они для вас непривычны, вы можете упустить общую нить разговора. Здесь разумнее руководствоваться только рамками общепринятой вежливости. А если в данной фирме персонал серьезно зациклен, скажем, на определенных жестах – то возможно, и вся работа превратится в экзамен, где за каждый "неправильный жест" у вас будут вычитать из зарплаты. Вот и подумайте – а стоит ли оно того?.. 

 

    Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
    Я хочу добиться нормальной работы
    Я хочу вернуться к работе
    Я хочу восстановить дело
    Я хочу восстановиться после конфликта на работе
    Я хочу восстановиться после потери работы
    Я хочу добиться работы
    Я хочу любить свою работу
    Я хочу полюбить свою профессию
    Я хочу полюбить свою работу
    Я хочу устроиться на работу

    Темы: потеря и поиск работы, профессия и карьера, работа и заработки.

    Логин

    Пароль

    Запомнить
    Забыли пароль?