"Объект психотерапии - человек: вчера, сегодня, завтра"

Дата создания: 08.07.2013
Дата обновления: 08.07.2013
В данном докладе даётся обзор эволюционно-исторического развития человека от первобытных времен до наших дней и соответствующего изменения видов психотерапии и ее роли в человеческом обществе. А также выявляются закономерности этих изменений, на основе которых можно прогнозировать развитие человека и психотерапии в будущем.

Нарицын Николай Николаевич,
практикующий врач-психотерапевт, психоаналитик,
действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лиги,
Общероссийского совета по психотерапии и консультированию,
Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР),
Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП);
официальный преподаватель и супервизор практики Межрегионального класса ППЛ,
обладатель сертификата Всемирного совета по психотерапии,
автор и ведущий интернет-проекта www.naritsyn.ru

 



Пленарный доклад, представленный на Первом Объединённом Евроазиатском конгрессе «Психотерапия без границ: прошлое, настоящее и будущее»
Материал также опубликован в журнале "Психотерапия" № 7, 2013 г.

 

Когда о каких-то социальных событиях или явлениях говорят "Вчера, сегодня, завтра" – обычно во внимание принимаются достаточно краткие отрезки времени. И даже если явления охватывают целый исторический период (от древнего мира до наших дней), то самого носителя событий, человека, рассматривают как некую константу, напрочь исключающую эволюционные изменения.  В большинстве случаев такое допущение вполне оправдано: ибо, как утверждают антропологи, за последние 30-10 тысячелетий эволюция человека разумного как бы приостановилась. Социальные эволюции сменялись революциями, в последние столетия буквально взорвался научно-технический прогресс, но человек в общей своей массе  каким был у костра в каменном веке, таким и остался.
Наши далекие предки в целом были не глупее наших современников. Умных гаджетов у них не было, а умение охотиться на мамонтов и изготавливать орудия и инструменты  из такого твердого материала, как кремний, вручную  –  требовало применения неслабого интеллекта.

Конечно, такая неизменность человека как вида значительно упростила научно-технический процесс в медицине, ибо за всю историю медицины, те же 10 тысяч лет, объект исследования оставался неизменным.

Но в настоящее время мы подошли к некоему порогу, за которым накопившиеся скрытые предпосылки могут взрывообразно, скачком, сказаться на эволюции Homo sapiens как вида, живущего на планете.
В первую очередь взрывообразно начнет меняться психика здорового человека. Она особенно сильно стала трансформироваться во второй половине ХХ века: эти изменения всё интенсивней происходят (и вероятно, будут продолжать происходить) в ХХI веке. Отследить эти изменения крайне важно для психотерапевта сегодняшнего и завтрашнего дня.
Попробуем разобраться в этом подробнее.

Если попытаться охватить всю эволюцию единым взглядом, то легко можно выделить четыре основных этапа эволюции человека разумного:
1.    доисторический
2.    исторический, он же аграрный
3.    НТР
4.    информационно-технологический (современный)

Первый период  – доисторический, характеризующий формирование человека разумного, а точнее человека социального, растянулся, по разным данным, на период от 800 тысяч до 8 миллионов лет. В это время природа экспериментировала с разными подвидами гоминид, ставя их вертикально (гомо эректус). Некоторые из них научились пользоваться огнем, изготовлять орудия труда, оружие для охоты. Назвать некоторые сохранившиеся с того времени артефакты примитивными как-то язык не поворачивается.  50-30 тысяч лет назад в конкурентной межвидовой борьбе выжили только наши прямые предки - кроманьонцы. Доказано, что именно они уже тогда освоили устную речь и меновую торговлю, давшую достаточные преимущества перед другими гоминидами в условиях быстро менявшегося климата.  Некоторые палеонтологи утверждают, что человек уже тогда достиг вершины своего эволюционного развития. Важным критерием,  определяющим этот период, была социальная организация охотников, по сути несколько напоминающая волчью стаю  (семейная группа   – прайд, в составе: Вожак; Старшая Мать; просто Мать (может быть несколько); Старший Воин; Воины; Опекуны (Пестуны, могут быть самки, и Дядюшки); Щенки и Молодняк, как переходный ранг, а так же немного особняком ранг Инвалида). Главным в этой организации было то, что вожак (вождь) племени не обладал безграничной властью, но имел авторитет не столько сильного, сколько справедливого лидера. Идти за ним было выгодно для рядовых членов прайда. Это увеличивало их шансы на выживание в дикой природе. Несправедливый сильный диктатор не смог бы выжить, так как все его подданные просто разбежались бы, и где-то в стороне объединились бы под руководством более справедливых лидеров. Сильный тиран-самодур был обречен. Как и у волков, у наших предков вожаком могла быть и опытная самка. В этот период появилась устная речь. Наш первобытный предок не отделял себя от окружающей среды, он был частью её. С изменением условий жизни постоянно изменялся и человек. Вот уж где «бытиё определяло сознание».  Оказание самопомощи и взаимопомощи (первобытная медицина) осуществлялось, как и у животных, в основном с опорой на инстинкты. Но с усложнением коммуникаций и появлением речи  появилась и психотерапия, чаще всего суггестивная, с использованием измененного сознания (первобытную психотерапию сейчас называют шаманством).

Второй период   – исторический, он же аграрный и по сути поворотный на пути эволюции. В нём происходит массовый переход к земледелию: что привело к меньшей зависимости человека от частых, но не катастрофических капризов природы, но к большей зависимости человека от человека. А также  – к появлению письменности, несправедливости, идеологии и пирамид власти. Привязанный к земле крестьянин уже не мог просто покинуть возделанное поле, не собрав с него  урожай. Он потерял ту первобытную мобильность, которая до этого позволила ему расселиться практически по всей планете.   Для охраны своих возделанных полей люди на  заре земледелия объединились в крупные сообщества (города и поселения), так что реальным окружением каждого человека стала не дикая природа, а социальная среда. Справедливость лидера потеряла свою очевидность, а вместе с ней и актуальность: с потерей мобильности стало невозможным массово сбежать от диктатора. В этот период именно диктаторы, сильные и вооруженные, узурпировали всю власть над остальной массой людей. Для организации управления большой массой людей понадобилось построение пирамиды власти. Здесь можно считать эволюционным «достижением» и появление  иерархического мышления. Данное мышление – это восприятие мира, при котором человеку чрезвычайно дискомфортно находиться в социумах, не имеющих выраженных лидеров, иерархических лестниц и прочих вещей, которые четко отражают основную максиму: «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». Эта максима описывает всю суть иерархического мышления. И человеку с таким мышлением постоянно нужно знать, кто в том или ином социуме по отношению к нему Начальник, а кто – подчиненный (он же Дурак). Тогда он сам будет четко представлять общую картину социума и сумеет так или иначе в нее вписаться.

Причем называть иерархическое мышление «мышлением» - не совсем точно: к мышлению, анализу, логике оно практически не имеет отношения. Скорее это некая структура жизненного поведения, относящаяся к области так называемой внутренней цензуры. По сути подобное «мышление» определяет характер всех поступков человека: наличие или отсутствие иерархического мышления может являться одной из добавочных (но весьма существенных) характеристик личности. Однако нельзя сказать, что оно существует только в двух ипостасях: или есть, или нет. Наличие иерархического мышления может быть выражено в той или иной степени: здесь его можно сравнить с небезызвестной экстраверсией/интроверсией. А так как бывают и так называемые «амбиверты» - где-то тяготеющие к экстраверсии, а где-то к интроверсии, - по аналогии можно сказать, что многие люди в каких-то ситуациях мыслят иерархически, а в каких-то – нет. Это зависит от очень многих факторов: особенностей воспитания, родительских сценариев, особенностей структуры личности и т.п.
Таким образом, иерархическое мышление – это образ мыслей и действий в жесткой привязке к иерархии, при том, что эта привязка доминирует в образе жизни и поведении. Для такого человека в любом социуме будет прежде всего актуален внутренний «табель о рангах».

Во времена земледелия началась и сегрегация по половому принципу. В понятии земледельца семена — это ценность, а земля — это грязь; чтобы она родила, нужно это семя в неё посадить. Такой же матерью-землёй для примитивных земледельцев стала женщина. В этот же период сформировалась и «традиционная, многопоколенная, патриархальная семья», которая по сути копировала пирамиду власти в миниатюре. Для обоснования возникшей несправедливости была создана идеология: в своём крайнем выражении ставшая монотеистической религией, закрепившей иерархическую систему как на земле, так в мировоззрении людей, по сути сформировав ту часть бессознательного, которую потом психоаналитики назовут цензурой или супер-Эго. К концу того, что мы называем средневековьем, иерархическое мышление стало практически тотальным: хотя в разных регионах, ввиду оседлого образа жизни и разобщённости отдельных государств, развитие культуры каждого региона имело свои нюансы, самым значительным из которых стало расхождение языков.

Несколько особняком, но в этот же период сформировались культуры, опирающиеся на пастбищно-кочевое скотоводство. В условиях засушливых степей, там, где земледелие было невозможным, первобытный человек охотился на стадных копытных и кочевал за этими стадами.  Сильные, выносливые и мобильные люди долго не нуждались в  письменности, но тем не менее в разные годы средневековья расселялись на громадные территории (монголо-татары, Османская империя).   Естественно, их культура и ментальность развивалась несколько по-другому, чем в земледельческой Европе.  
Психотерапия в этот период практически полностью переходит в руки служителей религиозных культов.

В третий период (период социальных и научно-технических революций) происходит катастрофически быстрый (по эволюционным меркам) переход от ручного аграрного хозяйства к индустриальному, отличающемуся высоким уровнем технической стандартизации. В этот период происходят одновременно два разнонаправленных процесса. Во-первых - доведение борьбы за власть до полного абсолюта, когда иерархические войны в прямом и переносном смысле сметают все границы, идеологически оправдывая это именно моделью традиционной, патриархально клановой, семьи; но, во-вторых, при этом исчезает естественно-экономический фундамент иерархической системы. Этот период часто называют кровавым. Но одновременно в истории появляются не только имена королей-властителей и их военных начальников: значимыми для истории становятся изобретатели, ученые и прочие креативные личности, не всегда вписывающиеся в иерархические структуры.

В первом периоде креативным был почти каждый человек. Из-за отсутствия письменности не только не сохранились их имена, но результаты их открытий. Каждый раз им приходилось заново изобретать новые способы охоты, новые орудия и инструменты, новые способы выживания —  что способствовало быстрой адаптации к новым, меняющимся условиям среды. Это привело к тому, что, как утверждают многие антропологи, примерно 30 -10 тысяч лет назад человек как вид достиг вершины своего эволюционного развития. Во второй период выжить креативному человеку было очень сложно, только в качестве прирученного властителем придворного ученого. Нередко их просто уничтожали; по крайней мере, не поощряли их активность. Появившаяся письменность в те времена в основном служила идеологии и прославляла победы правителей и их военных начальников. К концу же второго тысячелетия нашей эры усилиями отдельных изобретателей и ученых происходит взрывообразное развитие технологий, которые полностью меняют экономические основы жизни. 5-7 процентов населения занятых в аграрной промышленности сейчас могут прокормить всё остальное население, избавив низы пирамиды власти от обязанности ежедневно кланяться земле. Научно-технический прогресс, осуществляемый людьми умными и не ленивыми, позволил большей части населения планеты не участвовать в эволюционном развитии человека как биологического вида.  Те же, кто на вершине пирамиды, получили в свои руки абсолютное оружие уничтожения и запугивания: такое, что самим стало страшно от угрозы тотального самоуничтожения. Окружающий человека мир изменился. Сама по себе социальная среда стала настолько агрессивной по отношению к человеку, что дало повод назвать двадцатый век самым кровавым. Тем не менее именно в этот период медицина стала по-настоящему научной, появилась психология и психотерапия, а полвека назад медицинская наука впервые обратила внимание на сложность и многовариабельность здорового человека.

Четвертый период только-только наступает. Можно назвать его информационным. Важным аспектом этого периода стало окончательное крушение патриархально-земледельческого экономического уклада жизни. И самым главным признаком стала глобализация информационных технологий,  в частности — массовое распространение интернета.  К этому нужно добавить значительно возросшую миграцию населения, что привело к крушению установившегося столетиями порядка «пирамиды власти». В результате жизнь ставит перед современным человеком новые задачи, к которым он  эволюционно не адаптирован. И как уже говорилось, за последние десять-пятнадцать тысячелетий у человека как биологического вида не было стимула эволюционно развиваться.  Если бы ребёнок, родившийся в неолите, вырос бы в современном обществе, то он бы смог вполне адекватно делать покупки в супермаркетах, пользоваться общественным транспортом и даже водить современный автомобиль.  Добыть на охоте (без огнестрельного оружия) мамонта или пещерного медведя значительно труднее. Сейчас этот стимул появился, и природа ставит эксперименты на людях в виде самых разных вариантов личностей, типов мышления и  вариаций модусов жизни. Конечно, это происходит не у всех людей одновременно. Кто-то живет по старым традициям и изо всех сил пытается препятствовать прогрессу, кто-то хотел бы жить по новому, но не имеет наработанных новых «драйверов».

Если всё вышесказанное обобщить и представить эволюционный прогресс некоего среднестатистического человека графически, то:
I период – примерно линейный рост, давший человеку разумному преимущества перед другими животными, в том числе и перед другими гоминидами
II период – выход на некое плато: стабильность многовековых укладов земледельческого общества
III период – новый катастрофически быстрый подъем: увеличение адаптации к техногенной среде
IV период – адаптация к стандартам массового рынка и рыночной стандартизации.
Таким образом интерполировать кривую на будущее несложно, так как она сильно напоминает всем знакомым с сопроматом диаграмму растяжения (или диаграмму Бернулли). За крайней точкой на этой диаграмме свойства испытуемого материала меняются катастрофически.



 

Рисунок 1: диаграмма Бернулли в эволюции



 Однако живая природа знает несколько гигантских всепланетных катастроф, после которых происходило скачкообразное развитие эволюции. Мир не погибнет, он станет другим. И в этом мире нам предстоит научиться жить.

 Так что сейчас роль психотерапии и научно-обоснованной (не заидеологизированной) психологии трудно переоценить. Будущее создаётся сейчас. Все это приводит к тому, что расширяется вариабельность мотивационных основ поведения человека, идеологических платформ личности; растет разнообразие характеров. Варианты психики становятся все более разнообразными и сложными. Все труднее классифицировать современного человека, ранжировать и укладывать в иерархические системы. Этому можно привести много примеров: от обыденности хирургической операции по смене пола до внесистемной оппозиции и  появления так называемого креативного меньшинства  (увы, говорить о креативном классе в России пока преждевременно).

Но людей с не-иерархическим мышлением в нашем обществе постепенно становится все больше. С их приходом меняются и семейные ценности, ранее основанные на власти старшего и на кланово-семейной дедовщине. Традиционная, многопоколенная семья переживает кризис, а точнее грядут новые формы семейных отношений. Всё чаще создаются семьи нового типа, такие как так называемая нуклеарная семья, без традиционного диктата старших. Новая семья строится на партнерско-паритетных отношениях, которые невозможны в большой многопоколенной семье-клане.
Однако у такой семьи не накоплен многовековой опыт традиций взаимодействия в социуме, как и у общества нет устойчивого опыта взаимодействия с такими семьями (попытки отрицать и запретить всё, что не укладывается в средневековые архаичные традиции, мы не рассматриваем).

Всё это создает огромное поле, нераспаханную целину для работы психологов и врачей-психотерапевтов. Каким  будет новый мир — однозначно сказать пока трудно. Более того, он имеет несколько вероятных сценариев развития. Но если отбросить самые негативные варианты, могущие привести к самоуничтожению человечества, то роль психотерапии при всех остальных сценариях только возрастёт. Особенно актуальным и по-прежнему самым сложным и массовым останется психотерапия здоровых.

Post scriptum: Возможно, я упустил какие-то «промежуточные доказательства», но более подробное изложение не укладывается в рамки журнальной статьи и тем более устного сообщения.  
 

Презентация к докладу

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть женщиной
Я хочу быть здоровым
Я хочу быть знаменитым
Я хочу быть мужчиной
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть нормальным
Я хочу быть счастливым
Я хочу быть уверенным
Я хочу быть хорошей матерью
Я хочу быть хорошим отцом

Темы: конгрессы, конференции, круглые столы, наши доклады, проблемы адаптации в социуме, психотерапия здоровых.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?