Конференция 01, план-тезис
Дата создания: 14.05.2018
Дата обновления: 14.05.2018
Дата обновления: 14.05.2018
- две проблемы, освещаемые в курсе: "трудно быть и воспринимать себя как
Я" и "нестандартная личность в стандартном социуме". Эти проблемы мы
разбираем вместе, потому что они сцеплены.
- откуда и как возникает подобная проблематика, и почему она так существенная, что ей приходится отводить целый скайп-курс?
- Эрих Фромм, книга "Бегство от свободы": "Современный человек живёт в обществе, и "нормальное общество" – это общество невротиков. Здоровый человек в нем – ненормален".
- почему получается так, что здоровые люди живут в невротизированном обществе и не знают, как реализовать себя, как вообще быть самими собой и позволить себе оставаться среди невротиков адекватной личностью.
- правила, лозунги, установки и прочие признаки ограниченного рельсового мышления, от которого страшно отойти – признаки невротизации личности и социума.
- личность довольно часто не ощущает в таком социуме право быть и называться "я". "Я – последняя буква в азбуке". В первую очередь такому прессингу подвергаются внестандартные личности с детства.
- "Будь нормальным человеком, делай все по-человечески": но как это? "А это все нормальные люди должны знать". То есть: если ты этого не знаешь и не делаешь – ты ненормальный, а то и вообще не человек. Отсюда – "всем дали инструкцию по обращению с людьми, кроме меня".
- почему родители открыто не дают ребёнку такую инструкцию, если она у них есть? Здесь проблемы ребёнка как вечного подчинённого: "ты ничего не сможешь без нас".
- следствие – выдрессированная беспомощность и страх свободы, "бегство от свободы", страх назвать себя "Я".
- мы всем желающим будем помогать вернуть себе это право и возможность: оно у каждого было вначале. Важно понять, как его отнимают и каким образом оно возвращается, и зачем оно нужно.
- Проблемы построения личных границ и личной безопасности: личность не может сказать о себе "Я" – не может сказать и "моё" и его защитить. Термин "жадина" – тот, кто не хочет по первому требованию другого человека отдать ему собственные ресурсы (как "лентяй")
- много цензурных штампов воспринимаются как логические: проблема псевдологики. Человек не задумывается, что именно ему говорят, так как давно отучен задавать вопрос "Почему" (получая с детства ответ "Потому" и наказание за лишние вопросы).
- фильм "Игрушка", мальчик постоянно спрашивал: "Почему нельзя?" У него есть не до конца вытравленный внутренний Взрослый, в отличие от его отца. Отец – хам с подчинёнными. Поведение мальчика "анфан террибль" как вариант протеста: я не хочу быть таким, как папа! А как по-другому – я не знаю! Появление героя Ришара как ориентир "Так тоже можно было".
- страх отцепиться от контаминанта – "но тогда будет руководить мой внутренний Ребёнок и меня понесёт вразнос!" Требования контаминанта невротизируют, но другого пути, как кажется, нет
- точка бифуркации: выбор в пользу либо "надо", либо "хочу". В первом случае человек становится тем самым нормальным невротиком (внутренний Взрослый, если и был в зачатке, отмирает за ненадобностью), во втором – либо антисоциальной (агрессивный протест), либо асоциальной личностью ("уход в себя" при забитом, но не отсутствующем внутреннем Взрослом).
- неоправданность знака равенства между антисоциальностью и асоциальностью. В чем принципиальная разница?
- митинг в защиту Телеграмма: "так хреново, что вышли даже интроверты"
- Признаки "нормального человека в нормальном обществе: иерархичность мышления на уровне бессознательного, агрессивность (он всегда готов к борьбе и не может без нее жить) и эффект Даннинга-Крюгера: признание только высшей авторитарности (восприятие вежливости как слабости). Общество, в котором преобладают такие личности, можно назвать невротизированным (о чем писал Фромм)
- " я не хочу в ваш зоопарк, там хищники без клеток": как выжить личности, находящейся вне данных невротизирующих стандартов, среди большинства всех этих невротиков? Варианты выживания
- Применение разумного эгоизма, для которого тоже необходимо ощущение "Я" (как одно из условий выживания)
- психотерапия внестандартной личности: проблемы – часто психотерапевты являются представителями невротизированного большинства и стараются внестандартного клиента вернуть в лоно знакомых себе стандартов (отзыв из сети о работе с психотерапевтом: "Стандартными методами она с моими проблемами справиться не могла, а нестандартными не умела")
- многообразие нестандартностей как залог выживания в обществе невротического однообразия.
- откуда и как возникает подобная проблематика, и почему она так существенная, что ей приходится отводить целый скайп-курс?
- Эрих Фромм, книга "Бегство от свободы": "Современный человек живёт в обществе, и "нормальное общество" – это общество невротиков. Здоровый человек в нем – ненормален".
- почему получается так, что здоровые люди живут в невротизированном обществе и не знают, как реализовать себя, как вообще быть самими собой и позволить себе оставаться среди невротиков адекватной личностью.
- правила, лозунги, установки и прочие признаки ограниченного рельсового мышления, от которого страшно отойти – признаки невротизации личности и социума.
- личность довольно часто не ощущает в таком социуме право быть и называться "я". "Я – последняя буква в азбуке". В первую очередь такому прессингу подвергаются внестандартные личности с детства.
- "Будь нормальным человеком, делай все по-человечески": но как это? "А это все нормальные люди должны знать". То есть: если ты этого не знаешь и не делаешь – ты ненормальный, а то и вообще не человек. Отсюда – "всем дали инструкцию по обращению с людьми, кроме меня".
- почему родители открыто не дают ребёнку такую инструкцию, если она у них есть? Здесь проблемы ребёнка как вечного подчинённого: "ты ничего не сможешь без нас".
- следствие – выдрессированная беспомощность и страх свободы, "бегство от свободы", страх назвать себя "Я".
- мы всем желающим будем помогать вернуть себе это право и возможность: оно у каждого было вначале. Важно понять, как его отнимают и каким образом оно возвращается, и зачем оно нужно.
- Проблемы построения личных границ и личной безопасности: личность не может сказать о себе "Я" – не может сказать и "моё" и его защитить. Термин "жадина" – тот, кто не хочет по первому требованию другого человека отдать ему собственные ресурсы (как "лентяй")
- много цензурных штампов воспринимаются как логические: проблема псевдологики. Человек не задумывается, что именно ему говорят, так как давно отучен задавать вопрос "Почему" (получая с детства ответ "Потому" и наказание за лишние вопросы).
- фильм "Игрушка", мальчик постоянно спрашивал: "Почему нельзя?" У него есть не до конца вытравленный внутренний Взрослый, в отличие от его отца. Отец – хам с подчинёнными. Поведение мальчика "анфан террибль" как вариант протеста: я не хочу быть таким, как папа! А как по-другому – я не знаю! Появление героя Ришара как ориентир "Так тоже можно было".
- страх отцепиться от контаминанта – "но тогда будет руководить мой внутренний Ребёнок и меня понесёт вразнос!" Требования контаминанта невротизируют, но другого пути, как кажется, нет
- точка бифуркации: выбор в пользу либо "надо", либо "хочу". В первом случае человек становится тем самым нормальным невротиком (внутренний Взрослый, если и был в зачатке, отмирает за ненадобностью), во втором – либо антисоциальной (агрессивный протест), либо асоциальной личностью ("уход в себя" при забитом, но не отсутствующем внутреннем Взрослом).
- неоправданность знака равенства между антисоциальностью и асоциальностью. В чем принципиальная разница?
- митинг в защиту Телеграмма: "так хреново, что вышли даже интроверты"
- Признаки "нормального человека в нормальном обществе: иерархичность мышления на уровне бессознательного, агрессивность (он всегда готов к борьбе и не может без нее жить) и эффект Даннинга-Крюгера: признание только высшей авторитарности (восприятие вежливости как слабости). Общество, в котором преобладают такие личности, можно назвать невротизированным (о чем писал Фромм)
- " я не хочу в ваш зоопарк, там хищники без клеток": как выжить личности, находящейся вне данных невротизирующих стандартов, среди большинства всех этих невротиков? Варианты выживания
- Применение разумного эгоизма, для которого тоже необходимо ощущение "Я" (как одно из условий выживания)
- психотерапия внестандартной личности: проблемы – часто психотерапевты являются представителями невротизированного большинства и стараются внестандартного клиента вернуть в лоно знакомых себе стандартов (отзыв из сети о работе с психотерапевтом: "Стандартными методами она с моими проблемами справиться не могла, а нестандартными не умела")
- многообразие нестандартностей как залог выживания в обществе невротического однообразия.
- Следующая тема - Формирование Я и роль значимого Другого: как это происходит в
реальности и в иерархическом представлении.
Я хочу восстановить нормальное общение
Я хочу восстановить нормальное окружение
Я хочу добиться нормального окружения
Я хочу добиться нормальных отношений
Я хочу наладить отношения
Я хочу научиться общаться с окружающими
Я хочу определиться с выбором окружения
Я хочу поправить свое общение
Я хочу быть адекватным
Я хочу быть женщинойТемы: проблемы адаптации в социуме, проблемы общения, скайп-конференции в Мастер-классе.
© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва