Консультация 39
Дата обновления: 09.09.2010
Консультация тридцать девятая
- "Моя мама пытается навязать мне то, что мне не нужно"
- "Я не могу определиться, чем хочу заниматься в жизни"
- "Мне хочется помогать людям, находясь при этом в роли руководителя"
- "Убеждена, что избавиться от депрессии можно, только если стать глупее"
- "Больше двух лет не могу до конца выздороветь"
Мне кажется, что моя мама меня недооценивает и пытается навязать мне то, что мне не нужно.
Когда-то мне мама сказала ходить на английский, а я не хотела. "Потом сама же мне спасибо скажешь" - говорила она. Поначалу всё было нормально, я занималась, но потом мне это надоело и я рвала на себе волосы, но шла на эти курсы, а мама вторила: "Вот, видишь, мать ведь права всегда, она тебе плохого не посоветует!" Когда я решила уйти, она завопила: "Как ты будешь дальше учиться?! Да ты опять станешь хуже учиться! У тебя ведь всё плохо с английским, да что из тебя выйдет?!" Я захотела пойти на психологию, сказала об этом маме. Она: "Зачем тебе эта психология? Ты же не будешь психологом. Лучше бы английским занималась, а то, что это за фигня такая? Кому эта психология нужна?!"
После года занятий по психологии я уже твёрдо решила, что буду психологом. Так она : "А где ты будешь работать?! А ты хоть знаешь, сколько ты будешь получать? А экономика, между прочим, очень интересная профессия, тебе надо ей заняться, а то я в своё время пожалела, что не стала экономистом". Ты должна уже сейчас ходить на английский язык, а то ведь как ты с компьютерами будешь работать? Занимайся дополнительно математикой, ведь на экономику нужна математика".
О Господи! Я совершенно не хочу быть экономистом! Мне это не интересно!
На днях я показала ей текущие оценки по всем предметам.
У меня была всего лишь одна тройка по незначительному предмету(ОБЖ). Мама:"Я смотрю, ты уже совсем стала плохо учиться!" Я:""В каком месте я плохо учусь?!" Я уверена, что я стала учиться лучше, и у меня есть на то доказательства. Показываю их маме, но она ведь видит то, что хочет видеть! У меня одни пятёрки по русскому языку и литературе (ни одной четвёрки!), а она знаете, что говорит?! "Ну, вообще-то, ты в гуманитарном классе учишься. Так что это в порядке вещей!" Ничего себе! Значит, я учусь только для того, чтобы было всё в порядке вещей, да?!
Потом она начала: "Может, тебе помочь чем-то? Может, тебе репетиторов нанять? Ну ты уж совсем скатилась!"
Ну зачем из-за одной тройки поднимать такой шум?! И в каком месте я скатилась?! У меня история почти на пять тянет, а в прошлом году еле четвёрку "родила"! Я ей говорю это, а она меня не слышит! "Подумаешь, история! Ты должна думать, как бы тебе ЕГЭ по математике сдать!
Каждый день она говорит мне:"Ты должна перейти в "а" класс, он ведь математический, ну и что, что ты будешь учиться на одни тройки, но зато ты всё понимать будешь". Я и в своём классе всё понимаю. А я уверена, что если я перейду в класс "дрессированных отличников", то мне там, наоборот, будет хуже. Потому что я не люблю математику, и мне её много не надо!!!!!!!!! И слышу только одно: "Ты должна!" КОМУ ДОЛЖНА?! ЧТО ДОЛЖНА?! ЗАЧЕМ ДОЛЖНА?!
Может, это из-за моего переходного возраста я всё понимаю в перевёрнутом виде, но меня уже тошнит от этого, честное слово! И всегда! Каждый день она приводит мне положительные примеры из жизни отличником: "Вот, Дениска-то как подтянулся! Видишь, как математический класс хорошо влияет! Так и на тебя бы повлиял, вот только ты не хочешь!" Да, я не хочу. И знаете, почему? Потому что мне этого ДАРОМ НЕ НАДО! Я и без математического класса сдам алгебру, пусть и не на пять, но тройка мне точно обеспечена!
Скажите мне, пожалуйста, как мне переубедить маму в том, что профессия психолога гораздо лучше экономиста? И что мне сделать, чтобы она перестала заставлять меня переходить в нелюбимый класс?."
Комментарии участников Мастер-класса:
-
"Хочется обратить внимание на фразу "мама меня недооценивает". Если переводить, получится "мама оценивает меня ниже чем... а) я оцениваю себя сама, б) я хочу, чтобы она меня оценивала, в) меня оценивают другие". Соответственно, возникает вопрос, какая из оценок ближе к реальности?"
-
"Имхо, я тут могу посоветовать только разобраться в себе, причем не чем "профессия психолога гораздо лучше экономиста", а почему вы хотите быть именно психологом и почему так не хотите быть экономистом, адекватно ли представляете себе эти профессии, какие у вас способности и склонности, как они сочетаются с этими профессиями. А вот потом уже попробовать изложить это маме. Если это не будет похоже на "подростковый бунт" чрезмерной эмоциональностью и отсутствием внятной аргументации, а будет похоже на спокойное, серьезное, сознательное решение взрослого (психологически) человека - думаю, тогда и мама прислушается, а не будет думать, что это несознательный ребенок бузит просто из чувства противоречия :) "
КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:
Боюсь, что "переубедить маму" будет в принципе сложно, особенно если мама категорически не настроена переубеждаться. Но другой вопрос: а насколько вообще нужно это делать?
Самостоятельность личности в том и заключается кроме всего прочего, что человек уважает мнение других людей и в том числе их право на ошибки, но при этом остается при своем мнении и накапливает свой собственный опыт. Да, мама может ошибаться в том, что вам нужно (не говоря уже о самой постановке вопроса "Я знаю, что тебе нужно") – так оставьте ей это право, а сами действуйте в своем направлении, а не в мамином.
Но вот как раз с этим у вас, похоже, некоторые сложности.
Судя по вашему письму, вы до сих пор определенным образом зависите от мамы не столько финансово, сколько психологически: и в первую очередь в плане оценок. Вы пишете: "мама меня недооценивает", пытаетесь апеллировать в разговоре с ней тоже прежде всего к своим школьным оценочным баллам... Я понимаю, что для мамы это, возможно, один из основных аргументов. Но здесь как раз для обретения самостоятельности важно, как оцениваете себя вы сами, и по каким критериям. Поэтому скажу парадоксальную вещь: может быть, хотя бы задуматься, насколько важны для вас эти внешние – и в первую очередь именно мамины – оценки, особенно с подтекстом "Я лучше тебя знаю, что тебе надо, а ты в моих глазах вечный ребенок"?
Может быть, мама для вас – тот самый "актуальный внешний оценщик", про которого я писал в материалах про Комплекс отличника, Самооценку и Уверенность в себе. И понимаю, что своего рода зависимость от такого оценщика очень трудно "выключить" моментально: на самом деле это тема для очной работы, причем тема не самая простая. Но пока мы с вами разговариваем в формате "заочного ответа на вопрос", некую промежуточную цель – как один из вариантов – можно сформулировать примерно так: сейчас, может быть, эффективнее не тратить силы на переубеждение вашей мамы, а постараться самой убедиться в адекватности собственного выбора и собственных целей лично для вас, а затем уже этих целей достигать.
"Мне почти 22 года. Я не могу определиться, чем хочу заниматься в жизни, хотя уже заканчиваю университет с красным дипломом и без единой текущей четверки. Учиться было легко и неинтересно, хотя универ считается одним из лучших. Мне постоянно хотелось перейти на заочное, но так не решилась, потому что не придумала альтернативы. С детства я довольно закрытый человек. Хотя в школе я часто была лидером (выбирали меня капитаном всякого разного), но потом я сознательно стала от этого отказываться и перестала участвовать в общественной жизни. И здесь во мне есть противоречие: мне нравится власть и осознание своей значимости, но в то же время мне это быстро наскучивает и хочется, чтобы все отвязались (вот бы куда-нибудь на остров уехать). Также я чувствую постоянную ответственность за свою семью. Кажется, что я глава семьи и мама своей мамы. Папа умер, когда мне было пять лет. С отчимом у нас хорошие отношения, но никакого участия в моем воспитании он не принимал. Я как будто всегда была взрослой (давно чувствую, что мне лет сорок), сама принимаю все решения, и не только за себя. За маму я всегда переживаю, как за ребенка. В детстве она часто задерживалась (на работе или у подруг), говорила, что будет через 2 часа, а приходила через 5. Эти три часа я мучилась, плакала, молилась, были почти истерики. Ей я естественно об этом не рассказывала. Моя сестра младше меня на 11 лет, с ее рождения я очень много занимаюсь ей и так повелось, что во многом разрешения спрашивается у меня, а не у родителей. Меня это беспокоит. Сейчас я ставлю проблемы моих родных выше своих, хотя не хочу, чтобы так было. Прошлым летом заболел дедушка и я была с ним, ставила уколы, готовила и т.д., хотя собиралась пойти на работу. Думаю, помогая им, я просто откладываю свои проблемы в долгий ящик. А они от этого страдают в итоге. Хочу переехать жить одной, чтобы и им, и мне было проще. Иногда я намеренно становлюсь человеком-невидимкой, либо злыдней. Мне как будто лень что-то говорить, объяснять. Со стороны многие считают меня сильной, умной, жесткой. Но это не совсем так, т.е. не в той мере, как кажется. Я просто как будто играю свою роль. Конечно, нельзя сказать, что я на самом деле веселушка-хохотушка.
Я мечусь из крайности в крайность: иногда думаю, что возможно все и я все могу или, наоборот, что лучше и не начинать, все без толку. Последнее время мне опять стало хуже, часто плачу, обычно по вечерам, раздражаюсь, хочу что-нибудь разбить. Почти ни с кем не общаюсь, никуда не хожу и ни что не радует, не волнует, кроме своих проблем. В начале этого года почти одновременно, я поняла, что теряю обеих лучших подруг. Одна переехала давно, и мы стали развиваться по-разному, а другая вышла на работу и ей стало не до меня (я ее в принципе понимаю, но все равно это немного предательство, ведь друг познается в беде, даже если она неявная, т.е. то, что я неделями не выхожу из дома, ее не волнует, просто неинтересно) Я пыталась ей объяснить. что меня это беспокоит, что мне ее не хватает, но это ни к чему не привело, и в итоге теперь и мне этого общения не нужно, привыкла. Мы созваниваемся раз в неделю и все. Понимаю, что необходимо что-то делать, как-то двигаться, чтобы вырваться из этого, но не знаю что и как. Иногда придумываю какие-то планы, но на следующий день все заново. Я не верю ни во что. Это длится уже давно, но с переменным успехом. И последнее, но важнейшее. У меня довольно сильные проблемы с кожей (себорея почти по всему телу, кроме живота с 13 лет), что не позволяет многого. Я всегда об этом думаю и это действительно неразрешимо, лечение не помогает и остаются пятнышки на коже. Честно говоря, не знаю зачем Вам пишу, отвлекаю, но надеюсь на ответ и хоть какую-то зацепочку в нем для меня. Прочла Вашу статью про субдепрессию и узнала там себя во многом. "
Комментарии участников Мастер-класса:
-
"Весьма неясно вот что. Автор письма учится, но не работает. Неделями из дома не выходит. А на какие средства она живет? Чтобы купить чего-нибудь, пятерок в зачетке маловато будет. Я как-то не вижу вариантов кроме как на деньги матери и/или отчима.
Мне представляется, что автор несколько переоценивает свою взрослость и самостоятельность, хотя вроде как в тексте везде она как раз упирает, что она то может и это может и все ей ни почем, и университет лучший и четверок нету и всем помогает и везде главная и сестре разрешения дает.
И еще имхо: вот такое самомнение - оно отталкивает других людей, отчасти имхо поэтому и круг общения весьма узкий что фактически семьей он и ограничен."
-
"Я задаюсь вопросом, понятен "заказ" этой девушки, т.е. что предполагается разбирать в данной теме?
Из заголовка можно подумать, что человека волнует выбор профессии, или работы, или более глобальные жизненные планы. Девушка заканчивает университет, быть может, она засомневалась в выборе профессии, быть может, у неё есть варианты, куда приложить свои силы, быть может, есть страх перед первой в жизни работой, но она об этом НЕ пишет.
Пишет, что хотелось бы жить одной, но о том, как отделиться, она НЕ спрашивает.
Пишет о том, что теряет контакт с подругами, но вопросом о том, как создать свой круг общения, она НЕ задаётся.
В конце пишет о проблемах с себореей, но помощи тоже НЕ просит.".
КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:
Здесь в одном письме присутствует описание нескольких проблем, причем далеко не самых однозначных. Каждая проблема требует отдельного серьезного анализа и вызывает дополнительные вопросы, поэтому полноценного, исчерпывающего ответа на такое письмо дать, к сожалению, невозможно.
И что касается этих самых дополнительных вопросов – то у меня они возникают те же, что и у участников Мастер-класса, обсуждавших ситуацию: собственно, в чем "заказ" к психотерапевту? Что беспокоит автора письма, что бы хотелось изменить в жизни, чтобы улучшить ее качество, в чем требуется помощь, какие цели ставит перед собой автор, какими вопросами озабочен? Озвучено вроде бы – "не могу определиться, чем заниматься в жизни", но и это идет не как вопрос, а как своего рода констатация факта. И получается, как в анекдоте: "Я хочу об этом поговорить". Тогда, собственно, цель достигнута.
Но если озадачиться всеми теми "дополнительными вопросами", которые возникают при прочтении письма – возможно, проблемы, скрытые в данном письме, постепенно решатся. Или, по крайней мере, работа по поиску ответов (самостоятельно или в сотрудничестве с психотерапевтом) будет более эффективной. Разумеется, если озадачиваться вопросами будет в первую очередь автор письма.
Потому что помочь в чем-либо не просящему (или, точнее, не заказывающему) помощи – увы, чрезвычайно сложно. Да и, будем откровенны, не всегда нужно.
В начало страницы
"Мне 17 лет, заканчиваю школу, собираюсь поступать на психфак (желательно на клиническую психологию, т.к. общая кажется мне слишком коммерческой, а оттого поверхностной). Решение мое это восторга у родителей не вызвало: мама поначалу считала, что я собираюсь таким образом "лечить" себя, папа был рассержен, потому как надеялся и строил планы, что я закончу престижный юридический вуз, стану адвокатом и пойду работать в его фирму, а со временем займу его место руководителя. Хотя недовольство отца расстроило меня, я испытала огромное облегчение от того, что пойду не этим путем, а своим собственным. Но остались определенные сомнения. Я довольно быстро разобралась, что конкретно меня привлекает в психологии, а именно: сочетание логики (анализа) и гуманитарности области, огромное пространство для собственных выводов, размышлений, широкий выбор направлений, специализаций и то, что психология позволяет выстроить систему ориентиров, объясняет внутренний мир человека и взаимоотношения между людьми (т.е. то, что меня больше всего волнует). Вот только с ответом на вопрос, почему я хочу работать психологом, возникла заминка. По ощущениям мне хочется помогать людям, находясь при этом в роли руководителя/учителя/гуру. Но перспектива тащить за собой меня не устраивает, надоест ведь когда-нибудь. Нет, надо будет как-то так клиентов/пациентов раскручивать, чтобы сами шли и обязательно в верном направлении (это, кажется, труднее, зато интеллектуальный и эмоциональный (хватит ли нервов) вызов). А вот и заказ: хорошая ли это мотивация для работы в будущем в качестве психолога? Мне думается, что неплохая, но интересно, где есть подводные камни. Я читала на вашем сайте, что многие идут на психфак, желая так разобраться в себе, и что это не самый лучший путь решения проблемы. Это, кстати, вполне применимо и ко мне, вот только я не считаю, что это плохо или как-то отразиться на моем профессионализме. Во-первых, я иду туда не только поэтому, а во-вторых, не может же не разобравшийся в себе человек помогать разобраться в себе другим? Надеюсь, я достаточно ясно сформулировала свою мысль и не окончательно вас запутала.
Моя проблема, наверное, в том, что я довольно умна и начитанна, поэтому я без особого труда выигрываю споры на уровне логики. Но дело-то не в логике, а в истинных мотивах и эмоциях. Сомневаюсь я именно по поводу последних. И ваше мнение мне бы хотелось услышать именно об этом, может это даст мне еще один ключ к пониманию себя. Решать свои проблемы за счет других, в частности, за счет клиентов/пациентов, было бы подло и безответственно. Вроде бы все.
PS. Еще вопрос: вы говорите, что к вам, психотерапевту и коучу, следует относиться как к большой базе данных. В таком случае мне просто интересно, что вы думаете по поводу экзистенциальной терапии."
Комментарии участников Мастер-класса:
-
""...надо будет как-то так клиентов/пациентов раскручивать, чтобы сами шли и обязательно в верном направлении"... Лично мне показалось, то основная "загвоздка" здесь может крыться именно в этой фразе. А именно, в выделенном мною слове "обязательно". Гарантированно направлять ВСЕХ клиентов ОБЯЗАТЕЛЬНО в правильном направлении - просто нереально. Начиная с того, что часть из них элементарно будет этого не хотеть. "
-
"У автора письма, как видно из текста, успешные, но достаточно авторитарные родители. А возраст у девушки как раз такой, когда происходит отрыв от семьи и начало собственного пути. Возможно, что будущая профессия была выбрана потому, что родители в именно этой области не разбираются и автору можно не опасаться их оценок и вмешательства в ее будущую сферу деятельности.
Так как автор, судя по тексту, тоже обладает некоторой авторитарностью ( возможно, не собственной, а перенятой в родительской семье?), он, имхо, справедливо полагает, что будучи директивным психотерапевтом, получит ведомых и несамостоятельных клиентов, которых нужно будет "тащить за собой". А этого ему вроде не хочется.
Можно предложитъ автору все же еще подумать о выборе будущей профеcсии, исходя из того, что недирективные специалисты обычно не "тащат" клиентов за собой , а "следуют" за ними, сопровождая тех на их собственном пути, предлагая в качестве помощи свои профессиональные знания ( которые еще нужно опытным путeм в течении длительного времени накопить), а так же зависят от оплаты их услуг, т.е. относятся в какой-то мере, к сфере обслуживания."
КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:
Первый подводный камень действительно может быть в формулировках. "Надо будет как-то так клиентов/пациентов раскручивать, чтобы сами шли и обязательно в верном направлении" – верном для кого? В условиях свободы личности у каждого это направление свое, и одна из задач консультативного психотерапевта – посодействовать клиенту в том, чтобы он сам для себя определил это направление, а не "раскручивать" его для того, чтобы он шел в том направлении, которое почему-то вы посчитали для него верным. Вы пишете, что умны и начитанны, и это прекрасно: но одна из основных трудностей в работе индивидуального консультанта – то, что довольно часто ему, умному и начитанному, приходится работать с клиентами, которые в определенных областях оказываются умнее его. Хотя бы потому, что основная причина психологических проблем – это "горе от ума".
Второй подводный камень: если вы хотите реализовать себя как лидера, логичнее стать просто руководителем предприятия. Когда пытается "реализовать себя как лидера" личностный консультант – это уже сложнее, и может подчас привести к тому самому "решению своих проблем за счет клиентов". Одна из серьезных сложностей, которая, простите за формулировку, буквально распугивает клиентуру психотерапевтов и серьезно мешает людям обращаться за подобными консультациями – то, что многие консультанты пытаются клиентами руководить, а не содействовать им в решении их проблем так, как эффективнее и выгоднее для клиента. И вместо того, чтобы способствовать клиенту принимать собственные решения – пытаются принимать решения за него.
Но, к счастью, работа в области психологии не всегда тождественна именно частной практике и индивидуальному консультированию. Как вы совершенно верно отмечаете – в данной науке есть много разных областей, где можно работать, и не ведя индивидуального приема.
А чтобы не решать за счет клиентов свои проблемы – существует так называемая супервизия, или прохождение терапии самим психологом/психотерапевтом. Но полагаю, на психфаке вас скорее будут обучать профессии, чем разбираться с вашими проблемами, особенно с бессознательными. Так что этим вопросом придется озаботиться отдельно, уже с вашим собственным личным консультантом.
И по поводу экзистенциональной психотерапии – сложно уложить этот ответ "в два слова". У нас в Мастер-классе по этому поводу открыта целая дискуссия. .
Комментарии участников Мастер-класса:
-
"Человеку нравится жить, что называется, по определению. Он запрограммирован на жизнь, на ее продолжение естественным отбором. Если же Вы чувствуете отрицательные эмоции, то это не значит, что Вы не ХОТИТЕ жить - скорее всего, просто в каких-то ситуациях у Вас пока не получается ощущать позитив, достигать своих целей и т.д.
Мне кажется, что грамотный психотерапевт может Вам помочь - как раз с помощью Вашего разума Вы сможете сделать свою жизнь более качественной, более приемлемой для Вас.
Ну а если в окружающем Вас обществе приветствуются не совсем умные женщины, то это не значит, что под него нужно подстраиваться и соответствовать этому стандарту.
В остальном информации очень мало, и трудно что-либо добавить.
Я бы порекомендовал в первую очередь найти грамотного специалиста.."
-
"Посетить специалиста - однозначно лишним не будет. В депрессивном состоянии человек способен загонять себя глубже и глубже в яму.
Не знаю, можно ли заниматься самоанализом в подобном состоянии. Нет ли шанса самой себе навредить.
А вообще ИМХО именно разум и помогает смотреть на мир с долей здорового цинизма. Не смешивать всё в единую серую массу, а отсортировывать вещи, которые могут приносить удовольствие. Брать "своё" (не в смысле хапнуть, и побольше, а именно те вещи, которые необходимы конкретной личности).
А в данном случае человек, как мне кажется, потерял способность выбирать: он берет всё подряд, что дают. А дают зачастую то, что нам не надо. Совсем."
-
"Убеждение в странной конструкции "избавиться от депрессии = стать глупее" играет роль положительной обратной связи, как если взять усилитель и поднести его микрофон к его же динамику, после чего возникает резкий усиливающийся свист, т.к. микрофон усиливает шум, выдает через усилитель на динамик, слышит это же в усиленном виде и так вся конструкция входит в автоколебания пока не начнет орать на полную громкость (или пока не сгорит вообще нафиг). Так и здесь, уверенность в том что избавление от депрессии ведет к чему-то еще более страшному (стать глупее) усиливает саму депрессию, она усиливает эту уверенность в странной конструкции, получаем положительную обратную связь, со временем только усиливающую эмоциональный накал этого замкнутого круга, со всеми последствиями.
Если проработать внутренние проблемы, которые заставляют себя ненавидеть, то исчезнет и эмоциональный накал депрессии, а глупеть при этом не понадобится. Наоборот, придется приложить большое количество интеллектуальных усилий для осознания и решения проблем."
И еще ловушка в том, что человек в состоянии депрессии представляет себе жизнь без без депрессии на самом деле жизнью в такой же депрессии... только без типичной для депрессии апатии. Апатия же, будучи защитным механизмом, бережет организм собственно говоря, т.к. убрать апатию и тогда точно последуют действия по исчезновению из этого мира. Для того, чтобы сохранить этот защитный механизм бессознательное скорее всего и выдало такую конструкцию "избавиться от депрессии = стать глупее", т.к человек не знает как оно там "по ту сторону депрессии"..
-
"Кстати, заблуждение, что поглупеть - единственный (или почти единственный) способ избавиться от проблем, в частности, депрессии, крайне распространено. Вспомним "Горе от ума"."
КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:
Должен отметить, что едва ли не впервые за все время существования Мастер-класса его участники при ответе на вопрос проделали за меня практически всю необходимую работу по анализу письма и формированию ответа на него. Я же могу только присоединиться к вышеприведенным цитатам из их комментариев. Но, видимо, это закономерно: ибо в Мастер-классе как в психологической группе работают личности с похожей проблематикой (то самое "горе от ума"), которые для себя в какой-то мере уже подобные проблемы решили и ответы на приведенные в письме вопросы нашли.
А собственно по поводу письма хочу лишь уточнить. что здесь мотивация вряд ли 1.1.: ее представителей обычно такие проблемы вообще не беспокоят, как видно из описания. А еще – что, разумеется, приведенные комментарии вряд ли полностью и всесторонне охватывают ту проблематику, которой озадачивается автор письма. Но для полного анализа необходима уже более подробная диагностика: поэтому в качестве собственной рекомендации могу предложить для начала самой поразмыслить над всеми заданными вопросами, и если в итоге ответы на них найдутся – то и хорошо: а если потребуется дополнительная индивидуальная помощь – тогда, если сочтете нужным, приходите, будем работать уже в кабинете.
КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА НАРИЦЫНА:
А это письмо – тоже в какой-то мере уникально: впервые за все время работы Виртуального кабинета в содружестве с Мастер-классом от участников МК не поступило ни одного комментария по поводу ситуации. И вероятнее всего – потому, что проблематика, описанная в письме, большей частью клиническая: точнее, относится к области психосоматики, с которой необходимо работать исключительно специалисту, и желательно сразу в кабинете. Поскольку для ответа на вопрос "Что делать" в данном случае нужна подробная психотерапевтическая диагностика. Нужно разобраться, что создает проблемы, мешающие выздороветь? Как только механизм их возникновения будет понятен – очень возможно, что и проблемы пропадут. Одно только уточнение: здесь важно разобраться, что происходит " на самом деле": а в процессе этого может проявиться и так называемое внутренне сопротивление, и многие другие бессознательные защитные механизм. Поэтому еще нужна своего рода готовность их осознавать и затем с ними работать.
Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуть дочь
Я хочу вернуть сына
Я хочу выяснить отношения с детьми
Я хочу выяснить отношения с дочерью
Я хочу выяснить отношения с сыном
Я хочу вернуть любовь детей
Я хочу вернуть любовь родителей
Я хочу восстановить привязанность детей
Я хочу выяснить отношения с матерью
Я хочу выяснить отношения с отцомТемы: взрослые дети и родители, власть, здоровье и болезнь, иерархия, ответы на вопросы, смысл жизни.
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва