Творчество, самореализация
Дата создания: 13.11.2017
Дата обновления: 13.11.2017
Дата обновления: 13.11.2017
...творчество – это деятельность в том направлении, которого требует бессознательное конкретного человека, его, если по Бёрну, внутренний Ребенок. Даже если реальный ребенок хочет пойти в песочницу и делать там куличики – это уже творчество.
Н.Н.: - В теме сегодняшнего разговора заключены два довольно разных понятия: творчество и самореализация. Это далеко не всегда одно и то же. Кстати, о самореализации на сайте есть статья. О творчестве пока такого материала нет, но судя по всему – он не за горами. А пока скажу, что творчество – это деятельность в том направлении, которого требует бессознательное конкретного человека, его, если по Бёрну, внутренний Ребенок. Даже если реальный ребенок хочет пойти в песочницу и делать там куличики – это уже творчество. Мотивация к творчеству обычно идёт изнутри: у самого человека возникает насущная потребность что-то создать, и он занимается той или иной деятельностью.
Конечно, это все очень краткие и упрощённые формулировки: из-за этой упрощённости у читателей может возникнуть множество дополнительных вопросов. Например, мне встречалась точка зрения, что раз человек творит в свое удовольствие – то ему за плоды его творчества незачем платить. Однако творцу тоже на что-то нужно жить, и если ему не платить – то он и творить перестанет, и не будет радовать потребителей его творчества. А потом – в творчестве достаточно часто бывает, что потребитель и покупатель – не одно и то же лицо. И вот тут возникает такая фигура, как заказчик. Здесь снова вспомним о самореализации: кратко можно сказать, что самореализация, точнее, самореализованность – это такое состояние, при котором человек нашел свою нишу в социуме, в том числе нишу творческую (если он испытывает потребность в творчестве).
Здесь хочу привести две распространенные поговорки.
Первая: "У каждого гения свой ум, никто нему не указчик, исключение – заказчик".
И вторая, найденная недавно где-то на просторах ЖЖ: "Художник не должен быть голодным, но и не должен быть прикормленным".
Иными словами, потребности того, кто непосредственно платит за творчество, в какой-то мере влияют на творческий процесс и его направленность, однако полностью прикормленный художник обычно перестаёт быть художником в полном смысле этого слова. И здесь приведу третью поговорку, про выбор каждой творческой личности: "Писать для себя и потерять заказчика – или писать для заказчика и потерять себя".
Основная часть творческой самореализованности, если хотите, в нахождении адекватного компромисса между этими двумя точками.
- Что такое талант, бесталанность?
Н.Н.: - Как наверняка многим известно, словом "талант" ранее называлась денежная единица. Известна притча о трех рабах, каждому из которых хозяин подарил монету в один талант: и первый зарыл свою монету в землю (о чем мы ниже отдельно поговорим), второй потратил, а третий пустил в оборот и преумножил. Сегодня о таланте говорят как о некоей одаренности, о неких способностях, которых нет у других людей. Причём не обязательно эти способности "положительно окрашенные": например, широко распространено выражение "криминальный талант". Понятие "талант" вообще трактуется достаточно широко: например, есть соревнования, кто дальше плюнет или виртуознее выругается. И к творчеству тот или иной талант может не иметь никакого отношения.
Но люди настолько разные, что у каждого могут быть те или иные уникальные способности, тот или иной личный потенциал, который можно назвать талантом. Беда в том, что человек "не обучен" самостоятельно судить о наличии или отсутствии таланта: особенно там, где этот талант нельзя измерить объективно. О таланте того или иного человека (а чаще – того или иного ребёнка) обычно судит некто сторонний. Тот самый внешний оценщик. Нередко талантливую личность приводят в какой-нибудь кружок или студию, руководитель смотрит на него и говорит: да он бездарь! Помнится, было время, когда детей сразу делили на "подающих надежды" и "бесперспективных". Нет, конечно, иногда не так напрямую говорится, чаще намеками, но ведь самому ребенку надо прояснить, почему его не взяли в студию, секцию или кружок? И в таких ситуациях реально талантливые дети, вырастая, либо перестают творить вообще (что бывает реже, поскольку внутреннюю потребность к творчеству заглушить на самом деле довольно сложно), либо боятся показать результаты этого творчества кому-либо. И живут, разрываясь между потребностью в обратной связи (если таковая есть) и страхом "показать кому-либо свою бездарную мазню, писанину и т.п."
Причем особенно травмирующим клеймо "ты бездарь" оказывается именно в детском возрасте, когда внутренний Взрослый еще не сформирован (и некому отнестись к этой внешней оценке с должным скепсисом).
Кстати, известно, что талант обычно требует развития, и подчас данная извне негативная оценка тоже мешает человеку этот талант развивать и вкладывать в него дальнейшие усилия. Зачем? Сказали же, что человек – бездарь, зачем ему дальше двигаться в этом направлении?..
Эту тему мы продолжим чуть ниже в разговоре о "зарывании таланта в землю".
- Откуда берется вдохновение? И, наоборот, творческие затыки, барьеры.
Н.Н.: - Вдохновение – это тоже по сути продукт бессознательного. Но, в отличие от творчества как такового, вдохновение – явление не постоянное. Это сочетание внутренних мотивов с собственным эмоциональным состоянием человека: и до сих пор сложно выявить закономерности (общие критерии) для ответа на вопрос "Как вызвать вдохновение".
Потому что опять же, для разных людей мотивы вдохновляться будут разные. Для примера возьмем две крайности: для одного человека, как в старой писательской байке, "денег нет – вот и вдохновение", а для другого, наоборот, отсутствие денег означает, что никому его творчество не нужно, и этот факт его никак не вдохновляет и даже мешает творить.
Что касается "творческих затыков" – возвращаясь к бёрновским субличностям, можно сказать, что вдохновением заведует внутренний Ребенок, а затыки организует внутренний Родитель (иногда с ощутимой помощью внешнего). Особенно если человеку уже когда-то сказали "Ты бездарь", и еще добавили, что "хорошее творчество – это то, которое нравится всем, ну или хотя бы подавляющему большинству". И вот человек сидит и боится: "Если я что-то сделаю и покажу людям, а меня не похвалит подавляющее большинство – значит, я сделал это плохо, я получу пинка, а пинков в моей жизни и так достаточно. Нет, лучше ничего не делать и никому не показывать, потому что вероятность, что я получу за это поглаживания, минимальна".
И такой затык запросто может подавлять (но не отключать) даже довольно выраженную потребность творить; что может привести к последствиям, описанным в статье о неврозах.
Безусловно, иногда творческие затыки бывают и несколько иной природы – когда что-то не создается, потому что идея пока еще не полностью созрела в голове. Но эти затыки обычно даже затыками называть неудобно, потому что тут творческий процесс идет все равно, просто находится на стадии созревания.
- Надо ли "бороться" за вдохновение, или по типу - баба с воза, кобыле легче?
Н.Н.: - Во-первых – зависит от того, какая перед человеком стоит задача.
Если нужно сдать какое-то "творческое задание" – то "бороться" за вдохновение, иными словами – бить и давить на своего внутреннего Ребенка – бесполезно. Творчество – это удовольствие, а побитые Ребёнки обычно не стремятся радоваться. Если у вас горят сроки, а ничего не креативится, со своим внутренним Ребёнком теоретически можно договориться: мол, давай подумаем, что тебе мешает лепить этот куличик? Чем тебе помочь? Как тебя поддержать? И, безусловно, "договариваться" желательно не с позиции Родителя (который фактически знает только два слова – "нельзя" и "надо"), а с позиции Взрослого. Который может в процессе разговора и раскладку сделать – что Ребенок получит, если он все же сделает это задание в срок, и что мешает ему это сделать.
И во-вторых – если у вас нет никого внешнего задания, а есть только собственная потребность творить для своего удовольствия – то и подавно непонятно, зачем за вдохновение "бороться". Это будет примерно то же самое, как в случае, если у вас плохое настроение, взять полицейскую дубинку и побороться с самим собой за хорошее настроение.
А "баба с воза" здесь звучит так, словно вдохновение – это не удовольствие, а дополнительная нагрузка, и если его таки не будет, то, согласно продолжению поговорки, "кобыле будет легче". Словно вы кому-то обязаны "испытывать это вдохновение": а вот кому именно - это уже отдельная тема.
- Что есть творчество? Этот процесс приносит удовольствие или страдания?
Н.Н.: - Выше, в самом начале интервью, я частично уже ответил на этот вопрос. А насчет удовольствия и страдания – наверное, здесь будет несколько лишней такая бинарность. Творчество на самом деле может приносить и удовольствие, и страдание одновременно, и они зачастую вовсе не конфликтуют. Должен сказать, что творческие личности обычно слегка шизоидны, а эта акцентуация позволяет одновременно испытывать разные и часто весьма противоположные чувства, и не ощущать никакого разлада в картине мира и собственных эмоций.
- Что означает "зарыть талант в землю"? Как себя при этом будет чувствовать человек? Станет ли его жизнь проще?
Н.Н.: - Здесь я скажу парадоксальную вещь: как ни странно, чаще без следа зарывается в землю талант… которого нет.
Часто ведь как бывает: кто-то (опять со стороны) считает, что вот этот человек – неплохо рисует, играет на чем-то, поёт, программирует… да мало ли способностей? И этому человеку начинают говорить, что он непременно должен развивать и далее этот свой талант. И вообще обязан посвятить этому жизнь.
Но сам человек по разным причинам этого не хочет: в самом позитивном случае – нет у него такой внутренней потребности. Он поёт, рисует и программирует просто в качестве временного хобби, ни к чему его не обязывающего: а завтра, может быть, он начнет танцевать, водить мотоцикл и вышивать крестиком. И его начинают гнобить: "Ты зарываешь в землю свой талант!" Причем подчеркивается, что любой талант – это не личное дело человека, а достояние всего народа, и что человек чуть ли не обкрадывает этот самый народ.
Но понятно, что никакого особого таланта из-под палки не выйдет, к сожалению. А для ребенка, который во время такого давления сам в свой "талант" поверил – это может обернуться еще и дополнительной фрустрацией.
И с другой стороны, ситуация другого ребенка: реально талантливого, но которому когда-то сказали, наоборот, "ты бездарь". Оптимально каждый человек развивает свой талант в первую очередь для себя, реализуя внутреннюю потребность заниматься тем или иным делом. А так как у него на этом месте стоит барьер "ты бездарь", и он серьезно зависим от этой оценки – он и не продвигается вперед, потому что его внутренний Родитель уже сам считает это занятие бесполезной тратой времени и сил. И человек таким образом лишается одного из источников жизненного драйва: кстати, жизненный драйв обычно бывает там, где "драйвером" – водителем – своей жизни является сам человек.
Станет ли жизнь человека проще, если он "зароет талант в землю"? Как видите, этот вопрос очень неоднозначен: ответ зависит от конкретного человека, от конкретного таланта, от конкретного окружения и от многих других причин. И очень важно здесь то, как сам человек воспринимает происходящее с ним. Может быть, он махнет рукой на это действительно по принципу "баба с воза", а может быть, творческий зуд все-таки прорвется наружу и поможет ему прийти к личной творческой самореализации.
Конечно, это все очень краткие и упрощённые формулировки: из-за этой упрощённости у читателей может возникнуть множество дополнительных вопросов. Например, мне встречалась точка зрения, что раз человек творит в свое удовольствие – то ему за плоды его творчества незачем платить. Однако творцу тоже на что-то нужно жить, и если ему не платить – то он и творить перестанет, и не будет радовать потребителей его творчества. А потом – в творчестве достаточно часто бывает, что потребитель и покупатель – не одно и то же лицо. И вот тут возникает такая фигура, как заказчик. Здесь снова вспомним о самореализации: кратко можно сказать, что самореализация, точнее, самореализованность – это такое состояние, при котором человек нашел свою нишу в социуме, в том числе нишу творческую (если он испытывает потребность в творчестве).
Здесь хочу привести две распространенные поговорки.
Первая: "У каждого гения свой ум, никто нему не указчик, исключение – заказчик".
И вторая, найденная недавно где-то на просторах ЖЖ: "Художник не должен быть голодным, но и не должен быть прикормленным".
Иными словами, потребности того, кто непосредственно платит за творчество, в какой-то мере влияют на творческий процесс и его направленность, однако полностью прикормленный художник обычно перестаёт быть художником в полном смысле этого слова. И здесь приведу третью поговорку, про выбор каждой творческой личности: "Писать для себя и потерять заказчика – или писать для заказчика и потерять себя".
Основная часть творческой самореализованности, если хотите, в нахождении адекватного компромисса между этими двумя точками.
- Что такое талант, бесталанность?
Н.Н.: - Как наверняка многим известно, словом "талант" ранее называлась денежная единица. Известна притча о трех рабах, каждому из которых хозяин подарил монету в один талант: и первый зарыл свою монету в землю (о чем мы ниже отдельно поговорим), второй потратил, а третий пустил в оборот и преумножил. Сегодня о таланте говорят как о некоей одаренности, о неких способностях, которых нет у других людей. Причём не обязательно эти способности "положительно окрашенные": например, широко распространено выражение "криминальный талант". Понятие "талант" вообще трактуется достаточно широко: например, есть соревнования, кто дальше плюнет или виртуознее выругается. И к творчеству тот или иной талант может не иметь никакого отношения.
Но люди настолько разные, что у каждого могут быть те или иные уникальные способности, тот или иной личный потенциал, который можно назвать талантом. Беда в том, что человек "не обучен" самостоятельно судить о наличии или отсутствии таланта: особенно там, где этот талант нельзя измерить объективно. О таланте того или иного человека (а чаще – того или иного ребёнка) обычно судит некто сторонний. Тот самый внешний оценщик. Нередко талантливую личность приводят в какой-нибудь кружок или студию, руководитель смотрит на него и говорит: да он бездарь! Помнится, было время, когда детей сразу делили на "подающих надежды" и "бесперспективных". Нет, конечно, иногда не так напрямую говорится, чаще намеками, но ведь самому ребенку надо прояснить, почему его не взяли в студию, секцию или кружок? И в таких ситуациях реально талантливые дети, вырастая, либо перестают творить вообще (что бывает реже, поскольку внутреннюю потребность к творчеству заглушить на самом деле довольно сложно), либо боятся показать результаты этого творчества кому-либо. И живут, разрываясь между потребностью в обратной связи (если таковая есть) и страхом "показать кому-либо свою бездарную мазню, писанину и т.п."
Причем особенно травмирующим клеймо "ты бездарь" оказывается именно в детском возрасте, когда внутренний Взрослый еще не сформирован (и некому отнестись к этой внешней оценке с должным скепсисом).
Кстати, известно, что талант обычно требует развития, и подчас данная извне негативная оценка тоже мешает человеку этот талант развивать и вкладывать в него дальнейшие усилия. Зачем? Сказали же, что человек – бездарь, зачем ему дальше двигаться в этом направлении?..
Эту тему мы продолжим чуть ниже в разговоре о "зарывании таланта в землю".
- Откуда берется вдохновение? И, наоборот, творческие затыки, барьеры.
Н.Н.: - Вдохновение – это тоже по сути продукт бессознательного. Но, в отличие от творчества как такового, вдохновение – явление не постоянное. Это сочетание внутренних мотивов с собственным эмоциональным состоянием человека: и до сих пор сложно выявить закономерности (общие критерии) для ответа на вопрос "Как вызвать вдохновение".
Потому что опять же, для разных людей мотивы вдохновляться будут разные. Для примера возьмем две крайности: для одного человека, как в старой писательской байке, "денег нет – вот и вдохновение", а для другого, наоборот, отсутствие денег означает, что никому его творчество не нужно, и этот факт его никак не вдохновляет и даже мешает творить.
Что касается "творческих затыков" – возвращаясь к бёрновским субличностям, можно сказать, что вдохновением заведует внутренний Ребенок, а затыки организует внутренний Родитель (иногда с ощутимой помощью внешнего). Особенно если человеку уже когда-то сказали "Ты бездарь", и еще добавили, что "хорошее творчество – это то, которое нравится всем, ну или хотя бы подавляющему большинству". И вот человек сидит и боится: "Если я что-то сделаю и покажу людям, а меня не похвалит подавляющее большинство – значит, я сделал это плохо, я получу пинка, а пинков в моей жизни и так достаточно. Нет, лучше ничего не делать и никому не показывать, потому что вероятность, что я получу за это поглаживания, минимальна".
И такой затык запросто может подавлять (но не отключать) даже довольно выраженную потребность творить; что может привести к последствиям, описанным в статье о неврозах.
Безусловно, иногда творческие затыки бывают и несколько иной природы – когда что-то не создается, потому что идея пока еще не полностью созрела в голове. Но эти затыки обычно даже затыками называть неудобно, потому что тут творческий процесс идет все равно, просто находится на стадии созревания.
- Надо ли "бороться" за вдохновение, или по типу - баба с воза, кобыле легче?
Н.Н.: - Во-первых – зависит от того, какая перед человеком стоит задача.
Если нужно сдать какое-то "творческое задание" – то "бороться" за вдохновение, иными словами – бить и давить на своего внутреннего Ребенка – бесполезно. Творчество – это удовольствие, а побитые Ребёнки обычно не стремятся радоваться. Если у вас горят сроки, а ничего не креативится, со своим внутренним Ребёнком теоретически можно договориться: мол, давай подумаем, что тебе мешает лепить этот куличик? Чем тебе помочь? Как тебя поддержать? И, безусловно, "договариваться" желательно не с позиции Родителя (который фактически знает только два слова – "нельзя" и "надо"), а с позиции Взрослого. Который может в процессе разговора и раскладку сделать – что Ребенок получит, если он все же сделает это задание в срок, и что мешает ему это сделать.
И во-вторых – если у вас нет никого внешнего задания, а есть только собственная потребность творить для своего удовольствия – то и подавно непонятно, зачем за вдохновение "бороться". Это будет примерно то же самое, как в случае, если у вас плохое настроение, взять полицейскую дубинку и побороться с самим собой за хорошее настроение.
А "баба с воза" здесь звучит так, словно вдохновение – это не удовольствие, а дополнительная нагрузка, и если его таки не будет, то, согласно продолжению поговорки, "кобыле будет легче". Словно вы кому-то обязаны "испытывать это вдохновение": а вот кому именно - это уже отдельная тема.
- Что есть творчество? Этот процесс приносит удовольствие или страдания?
Н.Н.: - Выше, в самом начале интервью, я частично уже ответил на этот вопрос. А насчет удовольствия и страдания – наверное, здесь будет несколько лишней такая бинарность. Творчество на самом деле может приносить и удовольствие, и страдание одновременно, и они зачастую вовсе не конфликтуют. Должен сказать, что творческие личности обычно слегка шизоидны, а эта акцентуация позволяет одновременно испытывать разные и часто весьма противоположные чувства, и не ощущать никакого разлада в картине мира и собственных эмоций.
- Что означает "зарыть талант в землю"? Как себя при этом будет чувствовать человек? Станет ли его жизнь проще?
Н.Н.: - Здесь я скажу парадоксальную вещь: как ни странно, чаще без следа зарывается в землю талант… которого нет.
Часто ведь как бывает: кто-то (опять со стороны) считает, что вот этот человек – неплохо рисует, играет на чем-то, поёт, программирует… да мало ли способностей? И этому человеку начинают говорить, что он непременно должен развивать и далее этот свой талант. И вообще обязан посвятить этому жизнь.
Но сам человек по разным причинам этого не хочет: в самом позитивном случае – нет у него такой внутренней потребности. Он поёт, рисует и программирует просто в качестве временного хобби, ни к чему его не обязывающего: а завтра, может быть, он начнет танцевать, водить мотоцикл и вышивать крестиком. И его начинают гнобить: "Ты зарываешь в землю свой талант!" Причем подчеркивается, что любой талант – это не личное дело человека, а достояние всего народа, и что человек чуть ли не обкрадывает этот самый народ.
Но понятно, что никакого особого таланта из-под палки не выйдет, к сожалению. А для ребенка, который во время такого давления сам в свой "талант" поверил – это может обернуться еще и дополнительной фрустрацией.
И с другой стороны, ситуация другого ребенка: реально талантливого, но которому когда-то сказали, наоборот, "ты бездарь". Оптимально каждый человек развивает свой талант в первую очередь для себя, реализуя внутреннюю потребность заниматься тем или иным делом. А так как у него на этом месте стоит барьер "ты бездарь", и он серьезно зависим от этой оценки – он и не продвигается вперед, потому что его внутренний Родитель уже сам считает это занятие бесполезной тратой времени и сил. И человек таким образом лишается одного из источников жизненного драйва: кстати, жизненный драйв обычно бывает там, где "драйвером" – водителем – своей жизни является сам человек.
Станет ли жизнь человека проще, если он "зароет талант в землю"? Как видите, этот вопрос очень неоднозначен: ответ зависит от конкретного человека, от конкретного таланта, от конкретного окружения и от многих других причин. И очень важно здесь то, как сам человек воспринимает происходящее с ним. Может быть, он махнет рукой на это действительно по принципу "баба с воза", а может быть, творческий зуд все-таки прорвется наружу и поможет ему прийти к личной творческой самореализации.
На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина
Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Записала Нарицына Марина
Я хочу быть успешной
Я хочу быть успешным
Я хочу верить близким
Я хочу верить в будущее
Я хочу верить в себя
Я хочу верить друзьям
Я хочу верить жене
Я хочу верить любимым
Я хочу верить людям
Я хочу верить мужуТемы: ЖЖ-интервью, самореализация, фрустрация, шизоидность.
© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва