"Я хочу полюбить свою дочь"
Специфика заказа вида «хочу полюбить» - в том, что любовь – чувство эмоциональное и контролю извне практически не подающееся. Иными словами, если человек хочет полюбить – то, как правило, он любит. Чувство любви возникает у него безо всяких разрешений сверху, иногда доставляя самому человеку не столько радости, сколько проблемы, но оно возникает, и всё тут. Поэтому, когда фраза «хочу полюбить» превращается в психотерапевтический заказ – обычно это означает, что от человека в какой-то мере кто-то или что-то ждет этой любви, требует даже, а сам он никак эту любовь сгенерировать не может. И ситуация становится все более проблемной.Или когда его любовь не находит ответа, а сам он под термином «полюбить» понимает «полюбить взаимно».
На самом деле в области и любви очень много различных варианты проблемных ситуаций: все они в общем решаемы, но индивидуально, после конкретного личностного анализа. Мне в кабинете приходится помогать решать вопросы типа «хочу полюбить» как относящиеся к весьма сложной, неоднозначной эмоционально-бессознательной сфере человеческой личности.
А у детей, особенно у выросших (да и у маленьких тоже) могут быть свои потребности, мотивы и предпочтения: и чем ребенок старше, тем эти предпочтения выраженнее.
Подавление этих проблем и/или откровенное к ним невнимание создают проблемы как детям, так и родителям.
И решая проблемы в отношениях с детьми, начните с того, что постарайтесь уважать в ребенке самостоятельную личность. даже если он еще не до конца умеет ею быть, но таким образом как раз постепенно и научится: когда вы не ругаете его за ошибки, не говорите «Я же говорил(а), ты сам(а) ничего не можешь), а помогать, поддерживать, отпускать от себя все дальше в самостоятельную жизнь, пусть и постепенно. Как говорил известный российский психотерапевт В.В.Макаров – «Ребенок должен каждый день делать новый маленький шаг к свободе».
Станьте своему сыну или дочери не ментором, не цензором, а старшим другом. Тем, кто понимает, принимает, при необходимости помогает и предостерегает (и даже иногда что-то запрещает) – но не давит, не переделывает на свой вкус, не распоряжается полностью жизнью ребенка. Особенно если он уже в таком возрасте, что его и ребенком-то уже называть неудобно.
Статьи по теме
Готовятся к школе... родители
"Родители сами уже в этой школе побывали и представляют, с чем ее едят: к сожалению, большинство взрослых людей хранят о своих школьных годах скорее негативные воспоминания. Прошло ещё не так много времени с окончания школьных лет, особенно если в первый класс отправляется первенец. Родители ещё прекрасно помнят, что школа – это не всегда новые знания, зато всегда – новые требования, новые оценки… и новое недовольство оценщиков, если с чем-то не справишься, как положено. "
Семейное и самостоятельное образование по школьной программе
"Домашнее обучение – так называемый хоумскулинг – сейчас становится все популярнее: многие родители буквально боятся школы..."
Эдипов комплекс
"Эдипов комплекс по Фрейду – это фундаментальный и основополагающий набор поведенческих подпрограмм, формирующийся у ребенка примерно до 6 лет на основе страха отцовского наказания за влечение к матери. И в данном аспекте уже неважно, какого рода это влечение: но очевидным становится, что действительно этот комплекс будет обязательным для всех детей (и особенно мальчиков) в обществе (или в конкретной семье), где господствуют следующие социальные установки..."
Формирование и работа внутренней цензуры
Внутренняя цензура (супер-Эго по Фрейду) – это система социальных запретов, которые стали частью самой личности и принимаются не как внешние, но как свои собственные, внутренние. "Так можно – так нельзя", "Наши предки так не делали", "А об этом и думать не смей" и т.п.– всё это "высказывания" внутренней цензуры. В принципе цензура выполняет роль так называемых защитных механизмов: но от чего она защищает?
Иерархическое мышление
Иерархическое мышление – термин относительно новый. По крайней мере в словарях это определение пока отсутствует. Но при этом само явление вполне себе имеется и чрезвычайно распространено: более того, наличием и работой иерархического мышления могут быть объяснены многие проблемы в общении, в том числе в семейных, детско-родительских и коллективно-рабочих отношениях.
Почему люди хотят детей
Почему однажды супруги решают стать родителями? Подобный интерес - не пустое любопытство. Сколько угодно случаев, когда при работе с "детскими" проблемами выясняется, что дети эти появились у своих родителей по каким-то внутренним, только им (родителям) вЕдомым причинам – а потом оказалось, что родительских ожиданий потомки оправдать не смогли. Отсюда и многие сложности...
Семья: кризис или ступень развития?
Весьма обширная и значимая часть психотерапевтической работы связана с проблематикой семьи. Причем во всех аспектах: начиная с трудностей создания семейных отношений и поиска партнера и заканчивая проблемами в уже созданной семье, а то и вопросами развода. При этом у разных людей подчас разное представление о том, каким образом строится и функционирует семья; и в частности, что они конкретно для себя собираются строить, ища партнера или партнершу. Более того: оперируя в жалобах на семейные проблемы понятиями типа «нормальная семья», «традиционная семья» и т.п., потенциальный клиент обычно довольно неопределенно представляет, какие конкретно нормы и традиции имеются в виду.
Темы: детско-родительские проблемы.