"Я хочу понять свой статус в обществе"
Понять(понимать) – значит разобраться во внутренних механизмах действия и в причинно-следственной зависимости того или иного объекта или явления. Иными словами – [знать], что, с чем и по каким законам и принципам взаимодействует. Часто подобные вещи приходится анализировать с клиентами в кабинете в отношении тех или иных явлений, реакций и т.п.Понять кого-то – это отдельная сложность: потому, что нередко в социуме реальные мотивы действий и поступков того или иного человека подменяются идеологическими и цензурными догмами. И многие поступки окружающих для того, кто опирается на эти догмы, кажутся непонятными, странными и необъяснимыми.
Поэтому я предлагаю своим клиентам в первую очередь знание объективных законов человеческих взаимодействий, реакций и т.п. Если это знать, много можно понять адекватно. И можно сказать так: если вы научились прогнозировать чье-то поведение и прогноз оказывается верен – можно сказать, что вы научились это «понимать».
Если речь идет о каких-то ваших собственных проблемах - без вашего участия в их решении не обойтись. Потому что никто (даже самый профессиональный психотерапевт) не знает вашу проблему лучше вас. Психотерапевт - лишь помощник и "поставщик дополнительной информации" в вашем исследовании и нахождении решений. Кроме того, решать свою проблему всегда намного результативнее и эффективнее, чем чужую.
Буквально «статус» - значит «состояние». А по сути – это положение в обществе, в коллективе, в любой «социальной матрице», которое вы занимаете. Но здесь есть один тонкий момент: гораздо важнее то, как вы сами изнутри ощущаете свой статус, его «высоту» и достаточность этой «высоты» для себя. Потому что разные внешние атрибуты и «общепринятые маркеры» статуса – вещь достаточно ненадежная. В какой-то социальной матрице эти маркеры могут поменяться – и вы «рухнете с высоты вниз», говоря образно, и будете вынуждены приобретать новые внешние атрибуты, которые сами по себе, возможно, вам и не нужны.
Суть ощущения статуса заключается прежде всего в адекватной самооценке. Не в комплексе неполноценности (одна крайность) и не в гиперсамоуверенности (другая крайность), а именно в здравом, взвешенном самоощущении себя как личности, своих способностей и возможностей и своего места в том или иной социуме. А психологические проблемы обычно создаются там, где имеет место несоответствие реального и желаемого положений. И это тоже тема для психотерапевтического анализа: как и вся тематика самооценки, самореализации и т.п.
Говорить об "обществе" в целом и в общем – серьезная ошибка. Потому что люди, составляющие данное общество, все разные, и порой различия между их реакциями довольно существенны: особенно с учетом вашей собственной личности, ее специфики, реакций и т.п. В обществе закономерно вам могут встретиться те личности, с которыми вы будете довольно результативно и взаимно приятно общаться, так и те, от кого лично вам будет хотеться держаться подальше, а также множество различных промежуточных вариантов.
Поэтому логично, во-первых, отношение к обществу и отношения с обществом формировать из отношения к конкретным их представителям (ограничиваясь, возможно, так называемым актуальным социумом), а во-вторых, любое общение в рамках общества начинать с формальной вежливости, параллельно наблюдая за спецификой реакций и поведения человека.
Тема взаимодействия личности и общества - существенная часть психотерапевтической работы: в частности, основной предмет того анализа системы "человек - социальная среда", которым занимаюсь я как консультативный психотерапевт. С вопросами взаимодействия личности и общества, как правило, связана проблематика самооценки, социальной востребованности, адаптации и т.п. Но любую ситуацию необходимо анализировать отдельно и разрабатывать индивидуальную стратегию ее решения: именно потому, что общество состоит из личностей, и специфика общения с ним зависит прежде всего от специфики взаимодействия вашей личности с окружающими.
Статьи по теме
Готов ли ваш ребенок к школе?
...если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".
Выученная беспомощность – или выдрессированная беспомощность?
По итогам многолетней работы с подобной проблематикой хочется внести некоторое уточнение в название проблемы. Так как по сути получается, что в формировании выученной беспомощности вообще понятие "учёба, научение", связанное с логикой и познанием, отсутствует как таковое. Это выдрессированная беспомощность: то есть для ее возникновения первое, что нужно сделать - отключить у индивидуума логику, здравый скепсис и аналитическое мышление со всеми исследовательскими вопросами "почему происходит так, а не иначе".
Не хочу учиться
"...Те родители, которые дочитали до этого места, в большинстве своём наверняка либо горько усмехаются, либо просто молча крутят пальцем у виска. Потому что описанные выше пункты – это, что называется, про сферического ребёнка в идеальном школьном вакууме..."
От вагантов до нёрдов: проблемы выживания и социальной адаптации внестандартной личности в стандартном социуме
Сегодняшняя реальность характеризуется быстрыми темпами общего развития, однако социальные нормы и стандарты от данных темпов развития подчас отстают. И становится особенно заметна группа людей, испытывающих проблемы с социальной адаптацией: люди внестандартные, не укладывающиеся в так называемый среднестатистический мейнстрим.
Садомазохизм
Если учитывать, что сексуальные отношения у человека могут выполнять достаточно много разных функций, то взаимодействия по принципу садомазохизма скорее можно отнести к области подавления и подчинения как такового: к области иерархии, власти и ведущихся вокруг неё игр...
"Эволюция мозга в изменяющихся условиях: человек и окружающая среда - вчера, сегодня, завтра"
. Если бы внешняя среда сохраняла бы абсолютное постоянство, то эволюция стремилась бы к перфекционизму и сохранила бы только ограниченное количество идеально приспособленных к ней видов. Всё сегодняшнее разнообразие видов возникло именно благодаря изменениям, иногда катастрофическим, во внешней среде. Меняющаяся экология, по сути, является стимулом эволюционного разнообразия видов. Так какие же изменения экологии создали человека с его неординарным в мире животных головным мозгом?
Зависть
Слово "зависть" совершенно не зря родственно слову "видеть". Завидующий, как правило, на самом деле оценивает "обстановку для зависти" только на основании того, что видно "невооруженным глазом" – не заглядывая вглубь. Следовательно, завидующий считает, что человеку "просто повезло". А ему самому, соответственно, нет. И наконец, зависть возникает там, где ощущается, "потенциальный риск того, что некто возьмет над вами несанкционированную власть.
Темы: иерархия, проблемы адаптации в социуме.