"Я хочу уметь не ревновать"
Уметь что-то – значит приобрести те или иные навыки. Соответственно, чтобы уметь – нужно начать эти навыки приобретать, обучаться. Однако с обучением чему-либо в социально-психологической сфере, к сожалению, есть определенные сложности.Иногда для такой учебы нет учебников (или есть, но их чрезвычайно много, они все разные и часто содержат весьма противоречивую информацию).
Иногда для такой учебы нет учителей, подходящих вам по стилю и духу обучения (или где-то есть, но вы уже в поисках столкнулись с двумя-тремя явно неподходящими и больше тратить на эти поиски силы и средства не хотите).
А самое главное – ни в школе, ни в институте, ни (практически) в родительской семье не учат многим вроде бы элементарным вещам, крайне необходимым в жизни: тому, что относится к сфере социальной и личностной психологии, науке общения, построения отношений и т.п. Кроме того, чрезвычайно сложно бывает самостоятельно искать, воспринимать и воплощать в жизнь знания из «болезненных» лично-проблемных областей.
Поэтому заказ вида «хочу уметь» довольно часто приходится слышать от потенциальных клиентов: более того, консультативная психотерапия практически вся по сути и есть обучение разного рода знаниям и умениям. Для первого этапа получения информации на сайте есть Кабинет самопомощи: если, ознакомившись с интересующими вас темами, вы сумеете сами получить необходимую информацию и превратить ее в нужные знания и навыки, не тратя моего времени и собственных денег – это замечательно. А если все-таки ваша проблема сложна, требует индивидуальной работы, информации и помощи в обучении – тогда к вашим услугам Мастер-класс и кабинет (в частности, такой вид терапии, как коучинг).
Как правило, чувство ревности понимается весьма однозначно. Бытует мнение, что ревность — это некая «тень» любви: мол, ревнует, значит, любит. Однако здесь тоже все не так просто. Как показывает практика (как моя личная, так и моих коллег), ревность базируется совсем не на любви и даже не на сексе как таковом. А на совсем других чувствах: на самооценке, уверенности в себе и чувстве власти.
Согласно словарю Ушакова, ревность – это "Страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, в любви, в полной преданности". Но по какой причине возникает эта самая недоверчивость, на чем основаны мучительные сомнения – уже не растолковывается. И мало кто задумывается над этим, к сожалению, - особенно когда сам начинает испытывать "муки ревности" или подвергаться "страстному недоверию" со стороны партнера или партнерши.
Кстати, ревность в постоянных парах вообще довольно часто возникает там, где между людьми нет так называемых партнерских, паритетных отношений, а есть явное или скрытое бинарное противостояние "кто главнее и где чье место". Еще и поэтому психотерапевтическая работа в ситуациях, связанных с ревностью, как правило, чаще ведется с "половиной пары".
Из проблемных ситуаций, связанных с ревностью, существует много разных выходов, подбираемых специалистом в тесном сотрудничестве с клиентом и непременно учитывающих конкретику каждой отдельной ситуации и специфику каждой отдельной личности. Но, пожалуй, общее во всех этих выходах – они не завязаны на "исправление поведения партнера-контрагента". А, если хотите, направлены на то, чтобы сам обратившийся за помощью вышел из кабинета с ощущением успешности и продуктивности собственной жизни, в которой уже нет потребности в той или иной зависимости.
Статьи по теме
Как выбрать психотерапевта в четыре шага
Выбор психолога или психотерапевта в последнее время становится все более актуальной задачей, но в то же время остается достаточно непростым квестом. Можно ли в краткой форме сформулировать, как проходить этот квест? Можно.
Проблемы мультитерапии: эффективна ли работа с несколькими психотерапевтами одновременно
Перенос и контрперенос
"Так называемый перенос/контрперенос, или трансфер/контртрансфер – один из наиболее сложных моментов психоаналитической терапии и одно из ключевых понятий психоанализа как теории. По тому, как решаются психотерапевтом проблемы переноса/контрпереноса, можно судить о его профессионализме и качестве работы. Но прежде чем говорить о том, как распознать этот самый перенос и что с ним делать – обратимся к определениям, чтобы разобраться, что из себя по сути представляет это явление..."
Конференция 32, план-тезис
Рубеж Юма в психотерапии
Заслуга Юма в том, что именно он обратил внимание: эти два множества нигде не пересекаются. Из законов одного из них нельзя вывести законы другого. Описание и предписание расположены по разные стороны рубежа...
Оценочная зависимость
У многих взрослых людей (не говоря уже о молодых людях и подростках), особенно воспитанных в выраженно иерархическом социуме, довольно часто может возникать негативная реакция при слове "оценка". Как минимум потому, что в иерархическом социуме она часто выступает основным инструментом манипуляции ребенком...
О безоценочности консультативной психотерапии
Одним из наиболее распространённых опасений потенциальных клиентов психотерапевта является страх "Психотерапевт станет меня оценивать": причем страх этот проявляется в самых разных вариантах. У большинства людей в нашем социуме во внутренней цензуре намертво прописана эта установка: психотерапевт будет ругать, будет читать нотации, будет говорить, что как же вы, батенька, так глупо себя вели… В общем, поставит плохую оценку своему клиенту. Страх "доктор будет меня оценивать, и оценит наверняка плохо, потому что лучшего я не заслуживаю" во многих клиентах живёт достаточно прочно...
Темы: выбор психотерапевта, коучинг, ревность.