Современный "информационный шум" как проблема (тезисы)
Дата обновления: 30.10.2014
Тезисы сообщения на секции "Психотерапия в интернете и масс–медиа, новые информационные и диагностические технологии",
прошедшей в рамках Международного конгресса
«Отечественные традиции и новации в психотерапии, практической и консультативной психологии»
Нарицын Николай Николаевич,
практикующий врач-психотерапевт, психоаналитик,
действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лиги,
Общероссийского совета по психотерапии и консультированию,
Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР),
Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП);
официальный преподаватель и супервизор практики Межрегионального класса ППЛ,
обладатель сертификата Всемирного совета по психотерапии,
автор и ведущий интернет-проекта www.naritsyn.ru
В последнее время все чаще наблюдается новое явление: "информационный спам" и "информационный шум". В результате люди начинают отказываться от нужной им информации (как и от прицельного ее поиска, чрезвычайно затруднённого в таких условиях), перестают воспринимать объёмные материалы, и в принципе информационная восприимчивость современного человека неуклонно снижается. Кто больше всего страдает от такого "шума" и как можно решить эту проблему?
1. Внешняя среда как источник информации
2. Эволюция направлена на эффективное использование информации о внешней среде
3. С появлением речи – появление нового вида информации: вербальная информация, и ее суперзначимость в истории развития человека
4. Лавинообразное нарастание всех видов информации (особенно вербальной)
5. Нагрузки на каждого человека:
а) появление СМИ
б) появление интернета
в) спам по всем информационным каналам
г) новая форма информационной изоляции через DDoS-атаки
6. Изменилась реакция людей на рост информационных потоков
I. Первый тип – снижение чувствительности к информации. Умышленное затыкание ушей наушниками, а глаз – мобильными играми. Следствие – люди становятся более "черствыми", "бездуховными" и т.д. И часто по проявлению в поведении – более агрессивными и примативными. Невротизация населения.
II. Второй тип реагирования напоминает парадоксальную фазу парабиоза по Введенскому. Глухота к СМИ, к громким, шумным событиям, но при этом сверхчувствительность к единичным слабым источникам сигнала. Особенно эти явления актуальны для интернета. Вдруг неожиданно становятся резонансными рядовые события, оказываются модными самые нестандартные увлечения, вокруг которых стихийно организуются и быстро распадаются неформальные группы. Люди ищут (и не находят) в них замену психотерапии. Часто попадают в зависимость от случайных людей.
7. Всё это значительно осложняет работу и жизнь психотерапевтам. У каждого психотерапевта возникают непросто решаемые вопросы:
- где мне найти "моего" клиента?
- как помочь "моему" клиенту меня найти?
- как справиться и преодолеть последствия антипсихотерапевтического спама (а то и ятрогении), возникающего в голове у клиента, чтобы он дошел до кабинета?
- как помочь тем, кто еще не дошел.
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва