О ресурсо-пополняющей психотерапии
Дата создания: 14.12.2018
Дата обновления: 06.02.2020
Дата обновления: 06.02.2020
"Часто клиенты добавляют еще, что стараются себя заставлять что-то делать (в том числе – как велит им нередко тот самый скрипучий внутренний голос), но получается, скажем так, не очень. Но оно и не удивительно: часто приходится сравнивать нехватку внутренних ресурсов с нехваткой бензина для машины. Каким бы целеустремлённым и внутренне мотивированным ни был водитель этой машины, как бы он ни стремился доехать до пункта назначения – если в машине кончился бензин, все его стремления пойдут впустую. И даже при самой выраженной установке "По пути не отвлекаться ни на что, следовать назначенным курсом" – ему все равно придётся зарулить на заправку..."
Есть такое выражение: "Если бы какой-то вещи, слова, явления и т.п. не было – его следовало бы придумать". В последнее время структура клиентских обращений заставила задуматься о некоем немного ином направлении психотерапевтической работы, которое мы между собой называли "ресурсной психотерапией". Но как выяснилось – это название коллега Н.П.Коваленко уже придумала до нас: хотя можно, наверное, сказать, что все равно каждый психотерапевт работает в своём ключе, и мы бы скорее назвали это терапевтическое направление ресурсо-поддерживающей и ресурсо-пополняющей психотерапией.
Проблема клиентских обращений последних лет состоит в том, что все чаще клиенты говорят о той или иной нехватке жизненных сил, активности, внутреннего драйва. Все чаще среди проблем встречается хроническая усталость, бессонница, прочие признаки больших ресурсных затрат. Снижается уровень возможностей, падает интенсивность любых желаний, нападает апатия (в том числе как составляющая депрессии).
Проблема клиентских обращений последних лет состоит в том, что все чаще клиенты говорят о той или иной нехватке жизненных сил, активности, внутреннего драйва. Все чаще среди проблем встречается хроническая усталость, бессонница, прочие признаки больших ресурсных затрат. Снижается уровень возможностей, падает интенсивность любых желаний, нападает апатия (в том числе как составляющая депрессии).
И сегодня надо признать: в чистом виде консультативная, лоцманская терапия с подобной проблематикой справляется не очень.
Чтобы нанять лоцмана – нужен капитан, который все равно остаётся у штурвала. Чтобы нанять консультанта – нужен заказчик, который сформулирует задачу и останется ее основным исполнителем. Но при нехватке внутренних ресурсов ни на то, ни на другое не остаётся сил: более того, не хватает сил даже на то, чтобы ехать на приём к психотерапевту и там "формулировать заказ". Особенно если еще есть некий внутренний голос, который - что ему ни говори – все равно скрипит: "А заказ нужно сформулировать правильно, иначе доктор тебя выгонит!"
Кстати, обычно этот самый внутренний голос и есть основная причина потери ресурсов. Но вопреки ему – то направление работы, которое мы применяем сейчас, уже не требует непременного "заказа". Точнее, таким квази-заказом вполне может быть вопрос вида "Я устал, у меня нет сил, меня ни на что не хватает, как можно это изменить?"
Часто клиенты добавляют ещё, что стараются себя заставлять что-то делать (в том числе – как велит им нередко тот самый скрипучий внутренний голос), но получается, скажем так, не очень. Но оно и не удивительно: часто приходится сравнивать нехватку внутренних ресурсов с нехваткой бензина для машины. Каким бы целеустремлённым и внутренне мотивированным ни был водитель этой машины, как бы он ни стремился доехать до пункта назначения – если в машине кончился бензин, все его стремления пойдут впустую. И даже при самой выраженной установке "По пути не отвлекаться ни на что, следовать назначенным курсом" – ему все равно придётся зарулить на заправку.
Так и при нехватке внутренних ресурсов вместо "заставления себя" есть, наверное, смысл обратиться к ресурсо-пополняющей психотерапии.
Чем она отличается от чисто консультативной, особенно в нашем представлении и исполнении? (тут снова вспомним, что у каждого психотерапевта при общей базовой теории свой подход и свой почерк).
Так и при нехватке внутренних ресурсов вместо "заставления себя" есть, наверное, смысл обратиться к ресурсо-пополняющей психотерапии.
Чем она отличается от чисто консультативной, особенно в нашем представлении и исполнении? (тут снова вспомним, что у каждого психотерапевта при общей базовой теории свой подход и свой почерк).
Если консультативная работа обращена в первую очередь ко внутреннему Взрослому клиента (анализ, логика, прогностическое мышление), то ресурсо-поддерживающий подход прежде всего обращён на внутреннего Ребёнка (бессознательное, ощущения, эмоции). Согласно утверждению Эрика Бёрна, автора теории субличностей (Взрослый-Родитель-Ребёнок), именно внутренний Ребёнок является источником жизненного драйва и любых желаний, а значит – от него зависит и постановка целей, и успешное продвижение к ним, и прочее выполнение тех задач, которые человек ставит перед собой.
Но если внутренний Ребёнок вымотан и не функционирует – о каких задачах может идти речь? И тогда этому самому Ребёнку, как и остальным субличностям, поначалу важно помочь. Особенно если он вынужден постоянно "преодолевать и превозмогать" (здесь полезно будет поговорить о силе воли и о соревновательном неврозе), и/или чем-то встревожен и напуган (тут можно вести разговор о страхах и тревогах).
Но если внутренний Ребёнок вымотан и не функционирует – о каких задачах может идти речь? И тогда этому самому Ребёнку, как и остальным субличностям, поначалу важно помочь. Особенно если он вынужден постоянно "преодолевать и превозмогать" (здесь полезно будет поговорить о силе воли и о соревновательном неврозе), и/или чем-то встревожен и напуган (тут можно вести разговор о страхах и тревогах).
И в случае ресурсной психотерапии речь пойдёт уже не о заказе, а о запросе вида "что беспокоит" и "от чего важно защититься".
Безусловно, за себя можем сказать, что аналитический подход в работе останется всё равно: мы не станем брать на себя полный контроль за жизнью и решениями клиента. Выбор итоговых маршрутов останется за ним: наша задача в рамках ресурсо-пополняющего метода – только залить бензин в бак его машины и помочь в анализе этого самого выбора.
В связи с подходом, отличающимся от консультативного, ресурсо-пополняющая психотерапия использует и несколько другие техники. В частности, в её арсенале арт-терапия, аутотренинговые и суггестивные методики, телесно-ориентированные методы (включая розен-терапию). А в случае вербальной (словесной) работы упор делается – по ситуации – либо на выслушивание клиента, либо, наоборот, на систему вопрос-ответ.
Основное, что даёт "бензин" внутреннему Ребёнку в ситуации, когда человек ощущает, что у него ресурсы на нуле – это ощущение возможности выхода. Потому что затраты ресурсов обычно идут на преодоление искусственных препятствий и на жизнь с внутренними страхами. А препятствия и страхи генерирует обычно цензура, говоря при этом "Слушайся меня, все равно у тебя нет другого выхода".
Безусловно, за себя можем сказать, что аналитический подход в работе останется всё равно: мы не станем брать на себя полный контроль за жизнью и решениями клиента. Выбор итоговых маршрутов останется за ним: наша задача в рамках ресурсо-пополняющего метода – только залить бензин в бак его машины и помочь в анализе этого самого выбора.
В связи с подходом, отличающимся от консультативного, ресурсо-пополняющая психотерапия использует и несколько другие техники. В частности, в её арсенале арт-терапия, аутотренинговые и суггестивные методики, телесно-ориентированные методы (включая розен-терапию). А в случае вербальной (словесной) работы упор делается – по ситуации – либо на выслушивание клиента, либо, наоборот, на систему вопрос-ответ.
Основное, что даёт "бензин" внутреннему Ребёнку в ситуации, когда человек ощущает, что у него ресурсы на нуле – это ощущение возможности выхода. Потому что затраты ресурсов обычно идут на преодоление искусственных препятствий и на жизнь с внутренними страхами. А препятствия и страхи генерирует обычно цензура, говоря при этом "Слушайся меня, все равно у тебя нет другого выхода".
И вдруг появляется информация, что выход – есть, да порой и не один. Что все не так беспросветно и еще есть смысл куда-то дёргаться.
А уже дальше – и активация Ребёнка посредством незаражённых областей, и налаживание внутриличностной коммуникации Ребёнок-Взрослый, и остальные уже упомянутые методы, в том числе – да, обучение Ребёнка играм, удовольствиям и самое главное – ощущениям "я могу" и "я хочу". И поиски новых возможностей, которые ранее были заблокированы и закрыты цензурой.
Причём важно давать Ребёнку этот "свет в конце тоннеля" больше на уровне ощущений, эмоций, а не только на уровне рациональности. Но подчас сам факт, что выход в принципе возможен, уже очень воодушевляет: а уже потом приходится разгребать те кирпичи, которыми этот выход ранее был заложен.
Если уж об аналогиях – представьте себе реального ребёнка, который живёт в семье, где ему постоянно говорят: ты ничтожество, у тебя ничего не получится, ничего хорошего из тебя не вырастет, ты не имеешь права ни на что, у тебя нет слова "хочу", а есть слово "надо" и так далее. И в школе ему говорят то же самое. И сам он уже это ощущает. Какая будет активность у такого ребёнка в жизни? Минимальная.
И тут он попадает в какой-то сторонний кружок, секцию, какое-то еще объединение, где прежде всего понимает, что есть другой подход к общению с ним, нежели постоянное повторение "ты ничтожество". Где ему что-то предлагают делать в своё удовольствие. Где у него что-то получается. Где его окружают люди, не утверждающие "из тебя ничего хорошего не вырастет", где вообще всем неважно, что из него вырастет, не в этом дело. И даже за те ошибки, которые он совершает во время обучения, никто не ругает и не стыдит.
А уже дальше – и активация Ребёнка посредством незаражённых областей, и налаживание внутриличностной коммуникации Ребёнок-Взрослый, и остальные уже упомянутые методы, в том числе – да, обучение Ребёнка играм, удовольствиям и самое главное – ощущениям "я могу" и "я хочу". И поиски новых возможностей, которые ранее были заблокированы и закрыты цензурой.
Причём важно давать Ребёнку этот "свет в конце тоннеля" больше на уровне ощущений, эмоций, а не только на уровне рациональности. Но подчас сам факт, что выход в принципе возможен, уже очень воодушевляет: а уже потом приходится разгребать те кирпичи, которыми этот выход ранее был заложен.
Если уж об аналогиях – представьте себе реального ребёнка, который живёт в семье, где ему постоянно говорят: ты ничтожество, у тебя ничего не получится, ничего хорошего из тебя не вырастет, ты не имеешь права ни на что, у тебя нет слова "хочу", а есть слово "надо" и так далее. И в школе ему говорят то же самое. И сам он уже это ощущает. Какая будет активность у такого ребёнка в жизни? Минимальная.
И тут он попадает в какой-то сторонний кружок, секцию, какое-то еще объединение, где прежде всего понимает, что есть другой подход к общению с ним, нежели постоянное повторение "ты ничтожество". Где ему что-то предлагают делать в своё удовольствие. Где у него что-то получается. Где его окружают люди, не утверждающие "из тебя ничего хорошего не вырастет", где вообще всем неважно, что из него вырастет, не в этом дело. И даже за те ошибки, которые он совершает во время обучения, никто не ругает и не стыдит.
Собственно, подобное бывает не так уж редко. Вот примерно то же самое ресурсо-пополняющая психотерапия делает с внутренним Ребёнком.
Да, оставаясь в аналогии – при таком раскладе очень велик риск попасть в какую-нибудь секту. Но главный признак секты – она меняет одного контаминанта на другого. Поэтому, пользуясь модальностью ресурсной психотерапии, очень важно смотреть, чтобы в ней не было излишней директивности и этих самых попыток консультанта стать для клиента его новым цензором.
Да, оставаясь в аналогии – при таком раскладе очень велик риск попасть в какую-нибудь секту. Но главный признак секты – она меняет одного контаминанта на другого. Поэтому, пользуясь модальностью ресурсной психотерапии, очень важно смотреть, чтобы в ней не было излишней директивности и этих самых попыток консультанта стать для клиента его новым цензором.
Вопросы и обсуждение возможны в нашем блоге: здесь
Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу найти выход
Я хочу найти помощь
Я хочу найти совет
Я хочу научиться искать выход
Я хочу определиться с поиском помощи
Я хочу определиться с поиском совета
Я хочу освободиться от проблем
Я хочу перестать делать ошибки
Я хочу перестать искать смысл жизни
Я хочу перестать испытывать стрессТемы: виды и методы психотерапии, контаминация внешней цензурой, о нашей работе .
© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва