Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу избавиться от конфликтов с коллегами"

Когда человек говорит «Я хочу избавиться от…», то обычно подразумевается, что в его жизни есть нечто, которое ему в тягость и которое он хочет взять и куда-нибудь подальше выбросить. С одной стороны, если это нечто вам мешает – вроде бы разумно. А с другой?.. Если бы это «нечто» действительно так легко было «оторвать и выбросить», вы бы давно уже сами с этим справились. А если нет – значит, оно каким-то образом уже вписано в структуру вашей жизни (это другой вопрос, с каким последствиями). И если я у вас это нечто отниму – в вашей жизни образуется пустое место. Которое тут же будет заполнено… каким-нибудь другим «нечтом», которое по своей деструктивности может оказаться еще сильнее первого.

Поэтому я всегда предлагаю клиентам, которые хотят от чего-то «избавиться», начать с другого вопроса: что позитивного вы хотели бы вместо этого приобрести, чтобы в жизни не образовывалось пустого места? Точно так же, как, допустим, у стоматолога клиент не просто «избавляется от кариозной полости в зубе», а получает пломбу в этот самый зуб.

Например: не избавиться от болезни, а приобрести здоровье. Не избавиться от слабости, а приобрести силу. Не избавиться от одиночества, а приобрести необходимые социальные отношения. И так далее, и тому подобное. Потому что когда у человека приходится что-то отнимать, особенно то, что так или иначе частично структурирует его жизнь – это для самого человека сложно, неприятно и как правило, малорезультативно. А вот приобретать что-то лично для себя позитивное вместо негатива – гораздо приятнее и быстрее. Кстати, если вы приобрели здоровье – вы автоматически «избавитесь» от болезни, если приобрели силу – от слабости, и так далее, и тому подобное.

А вот чего позитивного лично вам не хватает в жизни, чтобы «избавиться» от того, что вам в тягость, и как это позитивное обрести – это уже тема индивидуального анализа в кабинете.

То или иное внутриличностное противоречие не всегда правомерно рассматривать как конфликт: но часто именно так воспринимаются какие-то внутренние сомнения, а то и расщепление личности.
А вот там, где можно говорить о пересекающихся интересах или целях – вполне правомерно говорить о конфликте как таковом.

Вся сложность конфликтологии на практике – в том, что таких интересов (целей, мотивов) великое множество. И увы, психология изучает по понятным причинам только внешние их проявления – хотя бы потому, что существенная часть таких интересов лежит в области бессознательного. И до них еще надо, пардон, копаться (а если субъект не хочет в них копаться и даже категорически возражает, то задача становится и подавно достаточно сложной). И пересечение таких интересов – как раз и становится основной почвой для всех конфликтов между двумя личностями.

А пути разрешения, конфликта, соответственно, сводятся к умению искать и определять эти самые точки пересечений, а также искать реально действующие компромиссы (а суть компромисса - уступи в менее важном для себя, но значимом для контрагента, чтобы выиграть в более важном для себя).

Сложность разрешения конфликта обычно в том, что проблемы практически всегда многоуровневые: у каждой личности существует целый пакет различных интересов и мотиваций. А если речь идет о конфликте между двумя сообществами – количество интересов, способных пересекаться, вообще увеличивается в разы. При этом данные интересы – как у социума, так и у конкретной личности, могут быть разной значимости (не говоря уже о том, что, повторюсь, они могут быть истинные и мнимые, скрытые и скрываемые).

Обычно конфликтология считается вотчиной психологов и социологов, но на самом деле при разрешении конфликта подчас требуется именно психотерапевтическая, а то и психоаналитическая работа. Как минимум – помочь в более пристальном аналитическом наблюдении и изучении запросов и поведения "второй стороны", а также обучение прогнозированию возможных скрытых или скрываемых мотивов. Чтобы можно было их нанести на карту хотя бы примерно, и клиент мог учитывать это при выборе собственного пути, ведущего к возможному компромиссу.
Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?