ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Воспитание до рождения

Дата создания: 22.10.2007
Дата обновления: 09.09.2010
Многие будущие родители, готовясь к столь ответственному этапу в своей жизни, ставят себе достойную всякого уважения цель: воспитать Личность. Однако при детальном осмыслении этой цели возникает ряд вопросов. Например: Что вообще такое – Личность? Как реально развивается личность? А также - когда можно начинать влиять на ее формирование и как?



Многие будущие родители, готовясь к столь ответственному этапу в своей жизни, ставят себе достойную всякого уважения цель: воспитать Личность. Однако при детальном осмыслении этой цели возникает ряд вопросов. Например: что вообще такое – Личность? Как реально развивается личность? А также - когда можно начинать влиять на ее формирование и как?
Вот последний вопрос и станет темой данной статьи.

Наверняка многие родители и педагоги помнят историю про то, как к одному педагогическому светилу пришла молодая мама и спросила, когда начинать воспитывать ребенка. Светило поинтересовалось, сколько ребенку лет. Мать ответила – год. "Отлично, - изрек специалист, - вы опоздали ровно на год". А еще есть вариант – на год и девять месяцев.
Так что, неужели воспитание ребенка можно начинать еще до рождения? И чуть ли не с самого зачатия? А если нет – то когда нужно начинать, чтобы не опоздать ни на день?
У этого вопроса при всей четкости его постановки нет такого же четкого ответа. Понятно, что издавна людям нужна была какая-то условная точка, чтобы определить: "Вот здесь это еще эмбрион, у которого нет и не может быть никакой личности, а вот отсюда – уже человек". Но такой точки нет. Поскольку психика будущего ребенка формируется не ступенчато – мол, "сегодня амеба, а завтра уже человек", – а постепенно. И нет четкого срока, когда начинается и заканчивается этот процесс. Можно назвать лишь приблизительные рамки, но в каждом отдельном случае сроки могут разниться.
А вот родится ваш малыш уже с определенными личностными задатками. Так что определенное влияние на эти самые задатки вы оказать можете. Кстати, до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу: передается структура личности по наследству или формируется в результате воспитания. Но видимо, все-таки отчасти так, отчасти этак. Что-то закладывается генетически (и повлиять на это сложно), а что-то формируется под воздействиями извне. И такие воздействия потихоньку можно оказывать еще в период внутриутробного развития.

Человеческий эмбрион в организме матери проходит все этапы эволюции жизни на земле: от одноклеточных и простейших до высших приматов и человека. И во время каждого определенного этапа он воспринимает внешний мир как представитель этого самого этапа.
О простейшей нервной деятельности плода можно говорить тогда, когда появляются первые зачатки нервной системы (примерно на пятой неделе беременности). Но эта система годится еще только для обеспечения сокращений примитивного двухкамерного сердца, для управления выделительной системой и для поддержки дальнейшего развития (морфологии) эмбриона.
Зачатки глаз и ушей в это время еще "не рабочие". Но тем не менее вестибулярный аппарат и "будущие уши" воспринимают движения матери: таким образом, если хотите, первым шагом к "воспитанию личности" является… активность будущей мамы. Чтобы были стимулы активного развития как минимум вестибулярного аппарата малыша.
Уши в начале развития улавливают гармонические колебания окружающей среды (звуковой ряд). Так что мнение, что будущей матери полезно слушать музыку, вдвойне не лишено оснований: мало того, что самой маме приятно, это еще и благотворно влияет на развитие ребенка! Однако и здесь не следует подходить к вопросу однозначно и велеть маме "слушать только классику" (особенно если ее саму от классики клонит в сон). Мама может слушать те произведения, которые лично у нее вызывают положительные эмоции. А эмбрион  –  тот вообще в нашем понимании музыку не слушает. Он еще не в состоянии отличить концерт Баха от хард-рока. Просто восприятия звуковых колебаний стимулируют развитие слуха вообще, и музыкального в частности. Да и ребенку полезнее будет та музыка, которая нравится его маме: кроме ритмический колебаний он получит еще и "положительный эмоциональный фон". Но это так же не значит, что у мамы-любительницы рока и ребенок родится рок-звездой. Просто у малыша будут более развиты анализаторы звука и тот же вестибулярный аппарат.
Полезно ли говорить с ребенком? Да, только учтите, что он в общем-то не только не слышит конкретных слов, но еще и не всегда распознает звук вашего голоса. И не обязательно, родившись, он этот звук будет узнавать, как ни лестно об этом думать некоторым родителям. Однако любые звуки извне, в том числе и голоса родителей, – это информация, тоже стимулирующая развитие, обратная связь с внешним миром.

Также внутриутробный период очень важен для формирования кожно-тактильных анализаторов. Ведь объем жидкости, в которой плавает плод, не безграничен. Ребенок воспринимает эти "границы" в первую очередь тактильно. А как известно, матка – гладкомышечный орган, управляемый не центральной, а вегетативной нервной системой, и как любой гладкомышечный орган, склонен к перистальтическим (локальным) сокращениям. Такие сокращения у здоровой небеременной женщины обычно никак не ощущаются.
А вот во время беременности в более поздние сроки матка с помощью сокращений "двигает" плод (ибо из-за своих размеров сам по себе в матке он уже поплавать не может). Такое "движение" необходимо для обеспечения венозного кровотока в плацентарной ткани. А кроме того, матка таким образом тоже стимулирует плод к некоторой двигательной активности, а эта активность, в свою очередь, как упоминалось выше, стимулирует развитие ЦНС и развитие плода вообще, которое в закрытом пространстве продолжается фактически до самых родов.

Что касается развития прочих ощущений – то навряд ли ребенок в матке видит свет, особенно тогда, когда глаза только начинают развиваться. А так как он находится внутри своеобразного теплого инкубатора, он поначалу не ощущает и особых изменений температуры вовне. Потому и собственная терморегуляция у новорожденных невысокая. Однако и здесь можно предложить малышу тренинг: на поздних сроках он уже способен различать легкие температурные колебания по принципу "мама дома – мама на улице". Поэтому опять же, если мама ведет активный образ жизни и как минимум ходит на улицу – собственная терморегуляция ребенка будет чуть выше при рождении.

Вообще сложность внутриутробного периода "развития личности" в том, что для развития "понимания" (то есть способность к анализу и восприятию связи с окружающей средой) и интеллекта как такового нужен постоянный тренинг, а в утробе он минимален. Но не отсутствует! Поэтому ребенок будет развиваться лучше, если вы уделите ему некоторое внимание до рождения и продолжите уделять после рождения. Причем не просто заботиться о его самочувствии, еде и т.п. – а давать ему "обратную связь с внешним миром". Что это такое конкретно и как сюда вписываются самочувствие, еда и прочее – мы поговорим в следующей отдельной статье данной тематики. А пока вернемся к внутриутробному периоду развития.

"Обратная связь" до рождения очень важна: программы развития запущены, и важно, чтобы они выполнялись интенсивнее. И опять повторю: лучшая обратная связь – это активный образ жизни матери. Обратите внимание: речь не о том, чтобы беременная перенапрягалась. Речь о том, чтобы она не сильно выпадала из той жизни, которую привыкла вести до зачатия, насколько это возможно. Конечно, если эта жизнь была привычна для нее и приносила ей удовольствие.
Ибо всем известно как неоспоримая истина, что беременной необходимо доставлять удовольствие. Но это вовсе не значит, что будущая мама должна сесть на диван с плакатом "срочно угождайте мне". Если хотите, ей просто нужно право самой брать такие удовольствия, которые она может себе позволить. Ведь, в конце концов, если ждать, что удовольствие вам принесет кто-то без вашего участия – часто бывает, что вам дадут совершенно не то, что вы хотели.
А потом, уж простите за прямоту, некоторые будущие мамочки хотят, чтобы им давали это удовольствие снова и снова, а для этого необходимо показывать, что всё еще мало, мало! То есть женщина вынуждена демонстрировать (а то и вообще испытывать) не положительные, а отрицательные эмоции. Со временем такая мама может целенаправленно "выбирать для восприятия" только отрицательные эмоции! Вот вам и удовольствие.
А если будущая мама не двигается, не смеется, не получает "гормона удовольствия" серотонина – то и будущий ее ребенок "тормозится" в своем развитии. Активная жизненная позиция матери – лучший стимул развития ребенка. Разумеется, я не говорю о случаях, связанных с той или иной патологией: но и тут главное, чтобы патология не возникла в результате так называемого "отоваривания психологических купонов".

Единственное, что важно исключить беременной – это неоправданный риск. В любом виде. Наша жизнь и так сейчас слишком агрессивна, чтобы к этому еще и добавлять. Но с другой стороны, опять-таки будущей маме бессмысленно создавать тепличные условия. Потому что для активной женщины практически любой стресс – управляемый. Когда знаешь хотя бы частично, что в жизни происходит и почему, и по каким причинам случаются те или иные агрессивные выпады или прочие подобные неприятности извне – они переносятся легче. К тому же частично ситуация остается все-таки под вашим контролем. (О да, если бы мы могли обеспечить беременным жизнь ВООБЩЕ без стрессов – было бы хорошо. Но даже сидение дома безвылазно все 9 месяцев от стрессов не спасает, да и само по себе может стать стрессом;  тому же опять вспомним, как такой образ жизни мамы сказывается на развитии ребенка). И для женщины, живущей в тепличных условиях, любой выход на улицу будет почти неуправляемым стрессом: особенно в период беременности, когда почти все эмоциональные реакции обостряются.
Таким образом, если вы активны, психологически грамотны, не чураетесь реальной жизни и вращаетесь "в обогащенной среде" – вы делаете самый первый, существенный шаг к "выращиванию и воспитанию личности". Как делать второй шаг – когда ваш ребенок появился на свет – продолжим разговор в следующей статье. Ибо развитие ребенка в его первый год – тоже существенная часть формирования личности.
 

    Темы: маленькие дети, развитие ребенка.