ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Брезгливость

Дата создания: 27.03.2003
Дата обновления: 24.04.2017
...Если говорить о брезгливости как о факте неприятия тех или иных "неаппетитных" вещей и явлений, то это обычная защитная реакция человека, причем возникшая ДО разума и обретающаяся в области бессознательного, или как сказали бы биологи - в области инстинктов, причем наступающая по сути автоматически. Но если это защита, то от чего?

 

Заранее прошу прощения за различные излишне натуралистичные подробности: просто в данной статье некоторые вещи необходимо назвать "своими именами". Кстати, далее придется уточнить, почему вообще культурно за это попросить прощения и в чем тут вина.
Но - все по порядку.

Если говорить о брезгливости как о факте неприятия тех или иных вещей (как-то - фекалий, гнилостного запаха и прочих неаппетитных проявлений), то это совершенно естественная защитная реакция человека, причем обретающаяся в области бессознательного, или как сказали бы биологи - в области инстинктов, наступающая по сути автоматически (хотя и выраженная у разных людей в разной степени и не всегда на одни и те же раздражители одинаково).
Но начнем с уточнения - защита от чего?
Именно "от заразы".

"Гомо сапиенс" и вообще все гоминиды - не падальщики, и потому разлагающаяся еда для них опасна. Следовательно, инстинктивно, еще до включения рассудка даже запах такового разложения является сигналом к опасности - "это не ешь, и вообще не тронь, а если вдруг уже случайно съел - вот тебе на бессознательном уровне в качестве спасения позывы на рвоту".

В частности, так называемый "трупный яд" - или кадаверин - это один из смертельных ядов для "человека разумного". Во многом отсюда (помимо проявления "табу на убийство") у многих людей и "страх перед трупами" как таковыми, и конечно, брезгование прикасаться к ним - отчего возникают разного рода проблемы во время церемонии похорон, особенно в мегасемьях, когда приходится "прощаться с покойником" поцелуем усопшего в лоб. Некоторых людей прямо тут же, извините, тошнит, и никаким разумом они не могут себя сдержать и заставить.

Но при этом подобное отношение проявляется у многих людей не только к человеческим трупам, но и к трупам павших животных (особенно "несвежим") - во многом по той же причине бессознательного ограждения от контакта с трупным ядом.

  • Любопытный пример: многие мои клиенты рассказывали, как в детстве пугались трупов животных и птиц, которые случайно видели на улицах и во дворах, и для избавления от неприятного чувства, а то и подступающей тошноты, действовали по одинаковому у многих детишек "дворовому ритуалу" - отойти подальше от трупа животного, при этом плюнуть трижды в его сторону и произнести: "Тьфу-тьфу-тьфу три раза - не моя зараза!"

Второй опасностью являются так называемые клостридии - бактерии, которые, попав в человеческий организм, вызывают газовую гангрену. Чаще всего они обретаются именно в фекалиях человека и животных (для примера - гангрену запросто можно получить, сунув палец, на котором имеется небольшая ранка, в навозную кучу). Не говоря уже о том, что фекалии могут оказаться источником таких заболеваний, как дизентерия, холера и гепатит. Именно поэтому у подавляющего большинства людей такая однозначно отрицательная реакция на запах и вид любых испражнений, включая испражнения даже собственных детей и самых любимых людей. Тут защитная реакция на фекалии как таковые - сама по себе, а любовь к детям и близким - сама по себе, и возникновение позывов на рвоту у любящей матери при смене подгузника ребенку (к примеру) никак не указывает на то, что она "до такой степени своего ребенка не любит". Просто у нее достаточно сильно выражена защитная реакция. А уж степень ее любви как раз только способствует тому, чтобы несмотря ни на что заботиться о своем малыше.

Вообще разговор о брезгливости как о степени защиты в до- и после-Пастеровскую эпоху - это совершенно разные ситуации и разные нормы. Ранее, когда не было известно, отчего происходят те или иные заражения или болезни (та же гангрена, дизентерия, холера, проказа и т.п.), к тому же во времена, когда не было возможности соблюдать достаточную гигиену даже в самых высших слоях - брезгливость, причем выраженная, была нормой и даже поощрялась. Более того, брезгливость была уделом своего рода "белой кости". И было в некотором роде позволено брезговать буквально чем ни попадя (поскольку точно было неизвестно, чего бояться в плане "заразы", и бояться полагалось всего). Теперь же, когда практически точно можно узнать, какая инфекция откуда, и когда вполне можно соблюдать достаточную гигиену,  демонстрировать брезгливость чаще всего не принято.
Почему?
Наверное, потому же, почему невежливо проявлять в адрес другого беспричинную агрессию, хамство и т.п.

Если говорить с точки зрения бессознательного, а особенно общественного бессознательного - если брезгование чем-либо является защитной реакцией, то проявив к чему-либо открытую брезгливость, человек фактически обвиняет "объект своего брезгования" в нечаянном или умышленном стремлении нанести вред, передать какую-то болезнь, и т.п. Такое необоснованное обвинение как раз само по себе является нетактичным и невежливым - пусть люди и не всегда это осознают. А обида вследствие такого проявления может в свою очередь привести к ответной агрессии или другим деструктивным и небезопасным действиям. Именно поэтому в нынешнем обществе, где брезгливость не является всеобщей необходимой профилактической мерой, принято не только скрывать факт своего брезгования чем-либо (и по крайней мере открыто его не педалировать. особенно в лицо тому, кто этот факт вызвал), но еще и со своей стороны по возможности исключить любые проявления брезгования у других людей в свой адрес. Например, неприлично за столом и вообще в обществе говорить на темы, связанные с теми же фекалиями (вот почему даже в случае, когда такая тема - вынужденная необходимость, предварительно попросить прощения за использование тех или иных откровенных понятий становится признаком некоей культуры общения). Или еще пример: признаком культуры становится потребность в туалете ставить освежитель воздуха, оставлять туалетную бумагу и по возможности располагать раковину для мытья рук. Не говоря уже о хрестоматийном требовании соблюдать личную гигиену и придерживаться правил поведения за тем же столом.

***

Вообще культура и социальное общение одной из базовых целей имеют подчёркивание того, что человек не похож на животное. Собственно, культура по сути в этом подчёркивании и состоит: что у человека в отличие от животного есть мораль и прочая цензура. Опустим сейчас примеры того, что у некоторых животных морали и эмпатии может быть больше, чем у некоторых людей: так или иначе, "поведение животного", выраженно агрессивное, считается вне культуры как минимум потому, что агрессивность чревата физическим и моральным уроном для контрагентов. И вежливость, проистекающая из демонстрации "Я не испытываю к вам агрессии", подразумевает как раз априорное сообщение об этом, а не постфактум.

И ведя с человеком те или иные дела, контрагенту желательно быть изначально информированным о том, что его партнёр – не животное, что он на уровне хотя бы цензуры склонен сдерживать свои инстинктивные проявления, в том числе агрессивные, и способен к конструктивному диалогу и вероятным компромиссам.

Как это увидеть до начала общения?
Первое – общая опрятность во внешности, отсутствие "звериных" запахов типа застарелого пота или грязной одежды, отсутствие демонстрации волос (шерсть – тестостерон – агрессивность – животное) на определённых участках тела. Например, по сведениям некоторых историков моды, мужской галстук изначально имел утилитарную функцию: скрепить воротник рубашки и не позволять выглядывать наружу волосам на мужской груди. В чем-то логично, учитывая то, что сейчас галстук является символом официальных мероприятий и регламента от формальной вежливости до дипломатического протокола.
По той же причине – волосы на ногах - кое-куда в городских (не загородных) условиях не пускают мужчин в шортах.

Точно так же и с запахом от тела: отсутствие запаха пота (а таковой запах означает, что этот пот, скажем так, не свежий) и прочих "естественных запахов" означает, как минимум, что человек вас ничем не заразит, а во-вторых, он не намерен проявлять в отношении вас агрессию. А вот сильный запах чего бы то ни было может означать как игнорирование того, как к человеку отнесутся окружающие (отсутствие культуры), так и стремление "агрессивно занять побольше места", даже если это запах дорогих духов. Не зря в культуре/этике есть правило пользоваться духами умеренно. А кроме того – сильный запах духов может означать, что человек таким образом стремится заглушить свой не самый приятный "естественный запах".

Ещё не забудем, что сильный запах от конкретной особи (тут уже этология) привлекает хищников. Поэтому всем членам стаи/социума желательно если не пахнуть одинаково, то теми или иными запахами, особенно естественными, не выделяться.

И по сути, когда сейчас говорят, что "настоящие мужчины должны иметь волосатое тело, нестриженые волосы, сильные мускулы и вонючий запах" – транслируется, что "настоящий мужчина" должен быть зверем, самцом, агрессором, животным, то есть тем, кому не нужно будет ничего, кроме удовольствия в драке и славы после нее, а то и почётной смерти на поле боя. Почему ещё из мужчин с детства всячески выбивают способность и потребность в рефлексии, в анализе, в осторожности: настоящий мужчина не должен раздумывать и не должен испытывать страха. Рыцарь без страха и упрёка, что называется. Который не думает, а сразу идёт туда, куда его послали.


***

Возвращаясь к теме брезгливости и приличий - в культурном социуме не принято откровенно брезговать едой (таким образом вы как бы "обвиняете" хозяйку дома, где гостите, или собственную жену в том, что она вас хотела отравить - ни больше ни меньше!), неприлично давать человеку понять, что "от него плохо пахнет" (тем самым вы как бы в подтексте обвиняете его в том, что он разносчик заразы) и т.п. Да, между близкими людьми возможны подобные замечания, типа "что-то у тебя сегодня пахнет изо рта", но опять же необходимо задаться вопросом - с какой целью это произносится? В разговоре о формировании психологической близости упоминалось, что формально от близких людей можно вынести разные замечания - но с какой целью? Если это формально близкий человек, который прикрывается своей близостью, чтобы вас уколоть, это одно. А если это душевно близкий человек, который заботится в первую очередь о вашем здоровье (и скажет наверняка не прямо, а обиняками и с конструктивными предложениями) - другое дело. Так и здесь: если один из партнеров говорит другому "что-то у тебя воняет изо рта" для того, чтобы пользуясь формальным правом близости и откровенности, унизить и сделать больно - одно дело. Если же это говорится опять-таки обиняками для того, чтобы любимый человек не попал в неловкую ситуацию "на людях" и сам не получил от этого неприятности - дело другое.

Таким образом получается, что человек, сам проявляющий в ваш адрес открытую брезгливость или провоцирующий на проявление таковой брезгливости вас - наверняка играет с вами в какие-то манипулятивные игры. Так называемые "игры в брезгливость и с помощью брезгливости", где само по себе брезгование становится игровым элементом.

  • Возьмем то же ухаживание за престарелыми родителями. Да, в каком-то возрасте родители становятся неспособными сами полноценно заботиться о себе и в том числе о своей гигиене - и вроде бы по логике в этом им помогают дети. Но при этом прежде всего необходимо помнить (как родителям, так и детям), что как бы ни была велика любовь к родителям, естественная реакция той же тошноты при виде экскрементов - естественна. И никоим образом не говорит об отсутствии любви к родителям у детей. Однако, увы, многие родители, видя эту реакцию (часто ее трудно скрыть, поскольку она наступает прямо на месте, или слишком явным оказывается сам факт ее скрывания - например, ребенок убегает в ванную и там подозрительно долго бывает после каждого процесса ухода) родитель начинает бить в больное место: "А-а, так ты мной брезгуешь? Да я столько лет выносила за тобой твое г…, а ты, значит, не можешь? Ах, ты такой-сякой (такая-сякая)!" И на ребенка вешается чувство вины, которое нередко призвано привязать его еще больше к уходу "во искупление", и нагнетается родителем для того, чтобы ребенок не сбежал или не дай бог не вздумал нанять сиделку.

    Кстати о сиделке. Да, часто она не нанимается потому, что нет денег, нет привычки и умения общаться с такими наемными работниками, нет доверия к чужим. Но порой сиделку не нанимают именно по "социально-психологическим причинам": родитель повесил на ребенка обязанность отработать за прошлые родительские действия с экскрементами ребенка личным участием ребенка в действиях с экскрементами родителей. Мол, "нечего сиделкой прикрываться и деньгами откупаться - я возила твое г…, а теперь ты вози мое!"

Увы - это по сути явная манипуляция, имеющая своей целью унизить ребенка именно "с позиции слабого". Мол, "независимо ни от каких неприятных ощущений он будет за мной, немощным и больным человеком, ухаживать, никуда не денется! Более того - я его такого слишком сильного и слишком умного, из своего слабого лежачего положения еще и подчиню - заставлю выносить за мной, даже если ему это неприятно - вот принципиально заставлю!" И часто это не декларируется настолько напрямую, но очень и очень откровенно подразумевается. И тут сам факт унижения взрослого дитяти нередко важнее, чем чистота и уход как таковые.

Ведь если цель родителя - быть чистым и ухоженным, пусть даже с помощью ребенка, какая по сути разница, каким конкретно образом ребенок это обеспечит? А если целью родителя является некая, что ли, месть, а также стремление, выражаясь уже не фигурально, макнуть ребенка "носом в г…", то сам родитель будет всячески против сиделки, будет выгонять и выживать одну сиделку за другой. А также нередко станет апеллировать к "общественным моральным нормам": мол, смотрите - детки-белоручки родной матери сиделку наняли! 

И что любопытно - в случае такого нагнетания и давления со стороны пожилых родителей тот или иной способ ребенка от этого отстраниться является результатом не столько брезгливости как таковой, сколько бегством от самого процесса психологического унижения. 


***
Итак, брезгование - это защитная реакция, то есть обусловленная наличием некоей скрытой боязни, некоем неосознаваемом страхе (если нужна защита). Боязнь подвергнуться какой-либо опасности, особенно "записанной в инстинктивной области" как смертельная. Вот, те же примеры с трупным ядом или клостридиями… Но получается интересная вещь: как сказано в той же статье о фобиях, любой страх - сам по себе явление бессознательное. Но стоит только его вывести в сознание, разобраться - что, почему и отчего - он пропадет, по крайней мере - станет как бы ненужным, нелепым, неестественным (особенно если у самого клиента есть осознанное желание и готовность от этого страха избавиться). Точно так же и с брезгованием как с разновидностью страха - пока было неизвестно, как и отчего человек заболевает тем или иными болезнями - брезгливость, особенно выраженная и превентивная, была "нормой жизни". А сейчас, при нынешнем уровне и гигиены, и информированности,  нарочитая брезгливость опять-таки становится проявлением, извините, бескультурья. И может быть, другой составляющей признака ее как бескультурья, наряду с уже названным "невежливым бессознательным обвинением в намерении нанести вред", оказывается фактическое нежелание - пусть бессознательное - самого брезгующего "узнавать, откуда и почему". Именно поэтому выражение демонстративной брезгливости (не связанное с избежанием тех или иных манипулятивных игр), часто становится выражением некоей глупости. Например, человек с перекошенным лицом говорит "Ах, я так брезгую ездить в метро, там такая грязь и зараза!" - мол, что же вы, не знаете, что в общественных местах можно ездить в перчатках или хотя бы мыть руки, придя с улицы, и этого вполне достаточно? (обращаю ваше внимание на то, что фобии метро обычно не прикрываются брезгливостью и вообще никак сознательно не объясняются - просто боюсь, и все. Тут немного другое). 

Кстати, еще о брезгливости, унижении и т.п. В советские годы, а кое-где и сейчас, бытовала поговорка: "Брезгливость - не женское качество". То есть подразумевалось, что мужчина-де может испытывать тошноту и неприязнь при выгребании грязи, мытье пола и посуды, смене подгузников и уходе за престарелыми, но женщина - ни-ни! Тут можно вспомнить много разных дремучих теорий: и то, что в данном контексте получается, что женщина - "существо второго сорта", поэтому ее не нужно охранять от опасности заразиться; и то, что это "второсортное существо" якобы самой природой предназначено для "тыканья носом в фекалии", и т.д., и т.п. И немудрено, что при такой постановке вопроса женщины и рожать не хотят, и вообще возмущаются, когда им говорят "ты, как женщина".

Причем любопытно, что в семьях, где придерживаются подобной точки зрения на брезгливость как "неженское качество", в вопросе обеспечения ухода за престарелой или больной свекровью однозначно предполагается, что ухаживать за ней будет невестка. Мол, родной сын, пусть он и родной, имеет право "как мужчина" чувствовать брезгливость к ее выделениям, а вот невестка "как женщина" не имеет права, несмотря на то, что эта пожилая дама ей не родная и возможно, даже не настолько уж и любимая. 

И еще брезгливость часто связана с мнительностью. Тут все ясно из самого названия: человек мнит, а не знает, и потому страх (той же "заразы") у него вызывает все, что только можно (а не то, чего на самом деле стоило бы остерегаться). 
А вот сама по себе демонстративная брезгливость - именно как проявление неприличное - это атавизм тех самых допастеровских времен, когда брезговать было нужно всем и везде. Вспомним, что было это привилегией "белой кости и голубой крови". И на сегодняшний день люди, брезгливо поджимающие губки - "Я это не ем, этого делать я не могу, да я в эту машину никогда не сяду, в ней бензином воняет…" и т.п. - ведут себя именно атавистически.

И в рамках приличия и вежливости всегда можно вынести на люди ту или иную отговорку, чтобы не апеллировать к брезгливости, даже если такое чувство и возникло. Например, совсем не обязательно говорить, что в компании или в доме того или иного человека вам неприятно принимать пищу: вполне можно произнести что-то типа "Спасибо, я поел дома" или "Извините, я спешу".

Но с другой стороны, иное общество, зная, что брезгливость сама по себе неприлично (или имея об этом информацию на том же инстинктивном уровне), нередко само давит как раз на брезгливость - и вы вынуждены подчиниться, чтобы обелить себя и доказать, что "никакого умысла, что вас хотят тут отравить и т.п.. у вас не было". Вспомните распространенное: человек отказывается в какой-то компании есть (а чаще пить), причем у него могут быть к этому совсем иные причины (например, диета или язва желудка), а ему в ответ: " А-а, ты нами брезгуешь!" Это для воспитанного человека - одно из самых тяжелых обвинений (причем нередко эта "тяжесть" воспринимается и оценивается опять же на бессознательном уровне!) И он, чтобы доказать, что он "не брезгует", садится все-таки вопреки своим желаниям и себе во вред есть или пить с этой компанией. Так чаще всего давят на "завязавшего алкоголика" (мол, мы травимся, а он нет! Пусть тоже с нами травится - что он, лучше всех?!) или на подругу, которая старается ограничивать себя в пище (Ага, мы тут объедаемся, а она нет? Пусть тоже толстеет вместе с нами!) То есть часто с помощью понятия брезгливости вами манипулируют люди, пытающиеся от вас добиться тех или иных реакций, которые вам нежелательны или вообще вредны.
И может быть, в данных случаях в рамках собственной защиты разумнее будет сказать "Да, считайте, что брезгую."
Вряд ли после этого у вас с этой компанией сохранятся добрые отношения, но может быть, и к лучшему - потому как именно эта компания заставляет вас делать ради их прихотей то, что для вас вредно? 

По поводу небрезгливости врачей. Скажу как врач - это миф.
Врачи так же могут чем-то брезговать в рамках той же бессознательной защиты, как и другие люди. Иное дело, что врачи знают, что и откуда может нести им опасность, поэтому их проявления брезгливости могут быть весьма специфичны. Например, тот же акушер, как уже тут было сказано, может не испытывать во время ведения родов никакой брезгливости к тем или иным явлениям, за которыми "закреплено" в обычной жизни "обязательное вызывание брезгливости". Например, извините за подробности, то же зрелище раскрытого ануса у обычного человека в обычной обстановке может вызвать далеко не самые приятные чувства, а для акушера это может быть признаком того, что роды идут успешно, что само по себе вполне может стать поводом для радости.

Далее: часто говорят, что "патологоанатомы могут кушать на прозекторских столах". Неправда. Врачи, как правило, не могут: чаще это делают санитары - в чем-то бравируя своей "небрезгливостью" (иногда таким образом пытаясь откреститься от "интеллигенции"), а в чем-то - опять же по незнанию тех или иных последствий.
Потом, как правило - врачи работают с пациентами в масках и защитных очках (а уж перчатки на них были издавна, особенно если врач занимается какими-то инвазионными процедурами - то бишь связанными с "внедрением внутрь организма": от инъекций до хирургических операций). Кстати, перчатки нередко используются врачами еще и для того, чтобы не внести извне инфекцию пациенту (и тем самым не причинить ему вреда - это бОльшая опасность для врача-профессионала, чем запачкаться кровью во время операции). При этом хирурги во время каких-то сложных операционных моментов просто сбрасывают перчатки, чтобы пальчиками почувствовать, к примеру, сложный тонкий шов, и т.п. Именно для возможности этого врачи перед операцией "обрабатывают руки по Спасокукоцкому-Кочергину". Но при этом источником инфекции, как и ее воротами, может стать любая ранка на руках врача (и тем самым стать потенциально опасной, как для врача, так и для пациента - и значит, для врача тоже как для профессионала). Потому многие хирурги и вообще врачи, чья работа связана с инвазиями, нередко "брезгуют" ковыряться на даче в земле, копаться в автомобиле и т.п. И это в рамках их основной профессии вполне оправданно. 

***

Отдельная тема - брезгливость и секс. Вообще, исходя из вышенаписанного, можно сделать кое-какие выводы (когда брезгливостью спасаются от того же психологического давления, или когда партнер, пользуясь тем, что второй не может в силу воспитания сказать "я брезгую", специально другого унижает, не соблюдая ту же достаточную гигиену...) Но как сказал один из участников в Мастер-классе - "это ж такое дело - кому-то нравится, кому-то нет. И опять же, если есть у партнеров взаимопонимание, то и отказ от каких-то ласк не будет считаться за обиду."

Верно: да мало ли какие там причины нежелания, особенно эпизодического, имеются у партнера в бессознательном! Если есть психологическая близость - и оправдываться не надо (более того - при такой близости ситуация может постепенно меняться к лучшему). А если возникает ощущение, что с помощью секса  вас хотят так или иначе унизить (и потому, возможно, недостаточно моются), или недостаточное соблюдение гигиены является частью собственной культуры того или иного человека ( "мол, мы не чистоплюи и нам это не надо") - тут где и не было брезгливости у его(ее) партнера, таковая появится. И не только в сексе. Именно ради собственной безопасности.
 

    Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
    Я хочу восстановить память
    Я хочу восстановить сон
    Я хочу выяснить все
    Я хочу забыть о чувствах
    Я хочу знать причины ошибки
    Я хочу знать свое бессознательное
    Я хочу знать свое подсознание
    Я хочу знать свои мысли
    Я хочу знать свои ошибки
    Я хочу знать свои привязанности

    Темы: брезгливость, психоаналитическое.