"Я хочу определиться с выбором окружения"
Определиться – по сути значит «сделать нечто более ясным и понятным для себя, сделать окончательный выбор, понять ситуацию».Но с этими процессами часто бывают определенные трудности.
Многие убеждены, что в жизни практически все можно привести к однозначным определениям. Но, как говорится, «в жизни всё не так, как на самом деле»: в ней довольно много неопределенностей, и это совершенно естественно. Поэтому, например, какое-то явление или ситуацию разумнее принимать в нескольких возможных вариантах развития, или давать какому-то жизненному явлению определение не всегда однозначное: в каких-то случаях бывает так, а в каких-то – иначе, а в третьих вообще совсем по-другому.
Сложно однозначно определиться с проявлениями чувств, с эмоциями, с ощущениями. Это вообще проявления сферы бессознательного, которая настолько сложна и многоуровнева, что в ней в принципе вряд ли возможно что-то однозначно определить.
А если речь идет о том, чтобы определиться с неким выбором и остановиться на одном из вариантов – то вначале нужно взвесить все варианты выбора: какой результат развития ситуации для вас более желателен, какой больше соответствует вашим собственным целям и задачам? С этими «разновесами» я, как правило, и помогаю своим клиентам.
Проблема выбора, как ни странно, обычно осложнена тем, что все чаще в рекламе разных товаров к слову «выбор» непременно добавляют слово «правильный». И таким образом загоняют человека в прокрустово ложе неких умозрительных «правил», в рамках которых он вроде бы и должен свой выбор делать. Но таким образом, пытаясь угадать, «как правильно», вы лишаетесь свободы собственного выбора: потому что ваши личные критерии вполне могут серьезно отличаться от этих надуманных «правил», и только вы вправе решить, что для вашего выбора будет правильным, а что нет.
Кстати, выбор каких-то не очень существенных для вас вещей (например, мороженого в киоске в жаркий день) можно осуществлять и по принципу вероятности (выбрать, опробовать, дав себе право на ошибку, точнее, на неидеальность выбора если не понравится – приобрести опыт и в следующий раз сделать другой выбор). Но здесь, чтобы отличить существенные вещи от несущественных, опять же важно максимально точно определять «степень риска» в конкретной ситуации.
И самое сложное в процессе выбора – прогнозировать последствия и результаты того или иного шага или решения. Здесь лучшие помощники – аналитическое мышление и вероятностный анализ. А помощь психотерапевта (и в частности, конкретно моя) при осуществлении вами выбора – как раз в содействии адекватному анализу и расчету возможных последствий в каждом из вариантов. Особенно если выбор задевает сферу ваших эмоций и это мешает вам всё адекватно взвесить самостоятельно.
Говорить об окружающих людях, об "окружении" в целом и в общем – серьезная ошибка. Потому что люди все разные, и порой различия между их реакциями довольно существенны, особенно с учетом вашей собственной личности, ее специфики, реакций и т.п. И среди людей закономерно вам могут встретиться те, с которыми вы будете довольно результативно и взаимно приятно общаться, так и те, от кого лично вам будет хотеться держаться подальше, а также множество различных промежуточных вариантов.
Поэтому логично, во-первых, отношение к людям и отношения с окружающими людьми формировать из отношения к конкретным их представителям, а во-вторых, любое общение начинать с формальной вежливости, параллельно наблюдая за спецификой реакций и поведения человека. И уже потом делать для себя выводы: что это за человек, комфортно ли вам с ним и как эффективнее всего строить ваши отношения, если вы захотите этим заниматься.
Тема взаимодействия личности и общества - существенная часть психотерапевтической работы, основной предмет того анализа системы "человек - социальная среда", которым занимаюсь я как консультативный психотерапевт. С вопросами взаимодействия личности и общества, как правило, связана проблематика самооценки, социальной востребованности, адаптации и т.п. Но любую ситуацию необходимо анализировать отдельно и разрабатывать индивидуальную стратегию ее решения: именно потому, что общество состоит из личностей, и специфика общения с ним зависит прежде всего от специфики взаимодействия вашей личности и окружающими.
Статьи по теме
Конференция 01, план-тезис
"Странный Я: внестандартная личность в стандартном социуме"
Выражение эмоций: эмоциональные травмы, психотравмы, эмоциональное выгорание
Эмоции – основной предмет исследования в психоанализе, сущность и основа бессознательного. В том числе и поэтому в социуме обычно принято эмоции, особенно сильные и негативные, большей частью скрывать. То есть – либо не демонстрировать в открытую и в полной мере то, что сейчас ощущается, либо демонстрировать какие-то другие эмоции, более подходящие к конкретной ситуации в рамках общепринятой вежливости в определённом социуме...
Комплексы
"Полагаю, что именно поэтому в бытовом психологическом словаре понятие "комплексы" закрепилось как негативное. Потому что оптимально работающего комплекса не видно и он никому не мешает, а некорректно работающая программа или некорректная ее реализация – сразу бросается в глаза и доставляет неприятности как человеку, так и окружающему его социуму..."
Консультация 43
"Конфликты с мамой существовали всегда, сколько себя помню"; "Меня не привлекают позитивные, добрые персонажи и образы"; "Как ведут себя мужчины-психастеники в любовном треугольнике?"; "На меня сильно влияют другие люди"; "Почему тянет к людям со сложными судьбами, тяжёлыми характерами, проблемами?"
Консультация 20
"Как отделить праздное любопытство от профессионального самоопределения?"; "Мне 52, а я все еще не научилась общаться..."; "Как подтолкнуть мужа к разводу?"; "Как себя вести с падчерицей?"; "Я всегда и везде опаздываю "
Готов ли ваш ребенок к школе?
...если школа или конкретный учитель попадётся, мягко говоря, так себе (и будет загонять вашего ребёнка в стандартные оценочные рамки вопреки его и вашему желанию) – то стоит подумать о возможностях сменить территориальную диспозицию, а к пережитому опыту отнестись именно как к опыту, как к прививке реальной жизни, как к ее модели. Безусловно, для этого крайне важно, чтобы родители могли адекватно объяснить ребёнку, что происходит и как грамотно "носить фигу в кармане", а не настаивать на убеждении "ребёнок всегда неправ, а Мариванна всегда права, потому что она учительница и старше".
Темы: проблемы адаптации в социуме, проблемы общения.