Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу позволить себе быть нормальным"

С проблематикой, описываемой словами "позволить себе" (хочу позволить себе, не могу позволить себе и т.п.) не всё так просто, как иногда кажется со стороны. Здесь нелишне вспомнить известную теорию психотерапевта Эрика Берна о том, что личность человека состоит как бы из трёх субличностей: внутреннего Ребёнка (эмоции, чувства, бессознательное), внутреннего Родителя (правила, устои, традиции) и внутреннего Взрослого (логика, анализ, прогностическое мышление). Любимая фраза Ребёнка – "хочу/не хочу", любимая фраза Взрослого – "есть смысл/нет смысла", любимая фраза Родителя – даже две! – "так нельзя" и "так надо/положено".

И наименьшее количество проблем, когда руководителем всей этой тройки, тем, кто определяет основные направления движения и действия, является Взрослый. Родитель при этом берет на себя всю каждодневную рутину, а Ребёнок – эмоциональную часть, в том числе ощущение "жизненного драйва".
Но вот когда по тем или иным причинам Взрослый не сформирован с детства или за время взросления задавлен извне – тогда возможны трудности. В частности, такая: руководство вашей личностью берёт на себя Родитель. И всё: вы едете как по рельсам, не имея возможности выйти из пресловутых "так нельзя" и "так надо", причём только вы пробуете задаться вопросами "почему нельзя" и "кому надо", ваша внутренняя цензура создаёт своего рода сопротивление, продуцирует неприятные эмоции – страх, агрессию и т.п. То есть в итоге не вы сами руководите своей жизнью, а ваша внутренняя цензура, сообразующаяся с цензурой внешней. И это становится причиной для многих "вроде бы непонятных" проблем, затруднений с поисками выхода и т.п.

В частности, примерно из этой области может вырастать и проблема с "позволением себе" тех или иных вещей или действий, как правило - лично для вас приятных, выгодных и т.п. Поскольку собственный цензурный сценарий обычно копирует сценарий внешний, то есть то, как вас воспитывали в детстве, то обычно некоторые родители растят ребёнка в системе "любое своё удовольствие ты должен заслужить". И уже неважно чем: хорошей работой, отличным поведением, послушанием системе или чем-то ещё подобным. Главное – удовольствия не должны приходить "просто так". Причём в это "просто так" включается иногда и усилия и старания самого ребёнка. Это не считается, потому что не связано с позволением родителей. Иными словами, все удовольствия ребёнок должен именно не зарабатывать, а "заслуживать", получать "сверху", по высшему иерархическому позволению. И его собственные усилия по достижению цели не значат здесь практически ничего: главное – хорошо ли он себя вёл и насколько слушался, а оценивают это опять же родители.

Подобная иерархическая система часто встречается в самых разных микросоциумах, и зацепляется за внутреннюю цензуру многих детей, которые потом вырастают, становятся взрослыми… и не могут ничего "себе позволить".

Потому что их внутренний Родитель либо подходит к ним с повышенными мерками, делая из них перфекционистов – "Нет, ты недостаточно старался! ты сделал это хорошо, а надо идеально!" А так как идеала не бывает в принципе – то значит, здесь никакого "позволения" невозможно добиться никогда.
Либо Родитель считает, что "ты не заслужил". Ты плохо слушался, плохо вписывался в предложенные цензурные рельсы, ты позволял себе спорить и пререкаться с тем, что говорит цензура, поэтому – нет, ты не можешь себе позволить чего-то для себя приятного и выгодного.

И третий вариант – когда "позволить себе" человек хочет какие-то новые достижения, умения, успехи – внутренний Родитель говорит просто: "Ты? Ты не сможешь! ты не справишься! Потому что ты – ничтожество сам(а) по себе, и ничего у тебя не получится. Так что – лучше не суйся". И опять же, никакие рассуждения "А почему не получится" – не дойдут до логической цели, потому что цензура поставит барьер: "Почему? А потому, и всё. Потому что я сказала".
Говорить об этой внутренней иерархии просто, а вот работать с ней, чтобы проработать этот цензурный перекос, увидеть его сознанием и уже там с ним разбираться – сложно. Чаще всего это работа для кабинета психоаналитика.

Обычно в психотерапевтических заказах слово «быть» употребляется в двух связках: либо «хочу быть кем-то/каким-то», либо «хочу быть с кем-то». По второму варианту – наверное, точнее будет сформулировать «создать отношения с кем-то», и потом уже в них «быть». А по первому – обычно понятие «быть» в этом смысле значит «соответствовать каким-то определенным критериям». И если вы критериям соответствуете – значит, вы являетесь тем, кем хотите быть.

И здесь начинать нужно с другого вопроса: что это за критерии? Кто их сформулировал? Насколько они соответствуют вашей личности и вашей жизни? Согласуются ли они с вашими собственными целями и задачами? И наконец, как этих критериев достигнуть и почему вы не можете их достигнуть до сих пор.
Если поставить перед собой подобные вопросы – то в большинстве случаев найдется ответ: что делать, чтобы все-таки быть тем и таким, каким вы хотите. Но может статься и так, что осознание подобных вопросов упрется в какие-то внутренние сопротивления, трудности самовосприятия и т.п. Тогда – ситуацию необходимо анализировать в кабинете.

Желая «быть нормальным», нелишне представлять себе, что «нормальный» – это по сути дела среднестатистический. То, что называется «обыденное большинство». Те, кто, если нарисовать так называемый график нормального распределения, или кривую Гаусса, будет как раз в ее серединке. То есть люди, обычные во всех отношениях. Как все. И в этом смысле люди талантливые, нестандартные, творческие априори не будут считаться «нормальными».

А во-вторых, в обыденном же понимании «нормальный» может означать и «соответствующий определенным внешним стандартам и нормам». Поэтому прежде чем стремиться стать «нормальным» в каком-то социуме, хорошо бы вначале разобраться с этими стандартами.
Представьте себе, например, учебник ботаники и в нем - изображение "нормального" листочка березы. Представили? А теперь с этим учебником в руках попробуйте в соответствующее время года пойти в березовый лес и отыскать среди множества листочков хоть один В ТОЧНОСТИ ТАКОЙ ЖЕ, как на картинке. Уверен, что ничего у вас не выйдет: каждый из найденных листочков будет хоть чем-то, хоть самой малостью, отличаться от "нормального" изображения в учебнике. Точно так же и не существует понятия "нормальный человек": каждый из людей хоть в чем-то отличается от остальных, и это абсолютно естественно.

И в-третьих, по умолчанию большинство людей считает, что нормальный – это «такой, как я». А все остальные, которые живут по-другому, достигают другого счастья и ориентируются на другие жизненные цели – ненормальные.

Поэтому, собираясь «стать нормальным», решите вначале – в каком толковании вы хотите им стать, и главное – сделает ли это вас более счастливым.

Статьи по теме


"Странный Я: внестандартная личность в стандартном социуме"


Проблемы диагностики депрессии: тестирование по MMPI (СМИЛ) и особенности интерпретации итогового профиля
От теоретических выкладок и статистических исследований на тему депрессии практикующему специалисту когда-то приходится переходить к непосредственной работе с клиентом в депрессивном состоянии. И в частности, проводить различные диагностические обследования, выявляющие или подтверждающие предварительный со-диагноз "депрессия".

Новогодние неврозы: есть ли выход
У многих новогодняя депрессия возникает от уже многолетнего ощущения: все праздники – обман, и Новый год особенно, потому что заставляют веселиться не так, как хочется, а так как надо. А так, как самому хочется – все равно не будет никогда. И даже если сделать все правильно – все равно не повезёт, потому что так бывает постоянно. И Новый год тут не изменит ничего: только в очередной раз подчеркнёт, что "неправильно ты живёшь, а Дед Мороз к таким детям не приходит".

Про успехеров, достигаторов, работу над собой и соревновательный невроз
Эта тема закономерно обостряется время от времени: якобы только люди, умеющие себя заставлять и проявляющие силу воли, становятся успешными. Тут в который раз возникает вопрос, что такое успех, какими линейками его мерить, и кто эти критерии измерения разрабатывает. Вспоминается письмо одного из несостоявшихся клиентов: "Я хочу стать триллионером". А почему? А потому, что хотеть стать миллионером – это уже мелко. Это недостаточно успешно. Это все хотят.

Перфекционизм
Перфекционизм – это стремление к абсолютному идеалу в сочетании с неспособностью дать самому себе даже в мелочах «право на ошибку». Причем «умом и логикой» перфекционист может вроде бы прекрасно осознавать, что «живые люди ошибаются», но некий внутренний, бессознательный голос все равно при этом будет говорить ему: «Люди ошибаются, а ты на это не имеешь права». В результате человек переживает фрустрацию, впадает в депрессию, становится рабом своего перфекционизма, но избавиться от этого состояния, как правило, самостоятельно не может.

Про левшей и левшество
Левшество – всегда вариант медицинской нормы. Однако оно может затруднять именно социальную адаптацию: когда с одной стороны общество смотрит на такого человека как на ненормального и соответственно так к нему относится с самого детства, а с другой стороны – когда самому человеку некомфортно и нефункционально существовать в мире, заточенном исключительно под правшей.

Синдром самозванца
"Синдром самозванца" – внутреннее ощущение, наличествующее у многих людей, внешне подчас довольно успешных. Несмотря на все возможные внешние регалии, дипломы, признание коллег и прочее, такой человек в глубине души постоянно боится, что его вот-вот разоблачат. Потому что он – "не на своём месте". Чтобы корректировать это ощущение, прежде всего необходим анализ того, откуда оно берётся, на каких кирпичиках, на каком фундаменте выстраивается.

Темы: перфекционизм, понятие нормы, структура и качества личности, черты характера.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?