Четыре модуса жизни: классификация по жизненной мотивации
Дата обновления: 17.01.2021
У каждого человека свой душевный мир, своя система ценностей, свои резоны и цели. Но так или иначе все человеческие характеры можно классифицировать: на сегодняшний день таких классификаций уже известно достаточно.
К примеру, еще в школе многие познакомились с классификацией Гиппократа-Павлова (по темпераменту). Нашим читателям и клиентам, а также участники Мастер-класса, известна классификация по типам личности Кречмера-Леонгарда. И естественно, что классификаций, даже самых что ни на есть научных, существует очень много: оттого, что все они описывают и структурируют разные аспекты человеческой личности.
Предлагаем вам для ознакомления и возможного применения (в общении, работе и т.п.) еще одну классификацию. Она была разработана психологами и социологами, но изначально - с подачи и по заказу коммерческих структур. Когда производителям того или иного товара необходимо было вычленить
своих потенциальных потребителей, прежде всего встал вопрос: что
является основным мотивом деятельности разных людей, на что
ориентированы их жизненные цели и задачи, и даже - глобально! - для чего
каждый живет, в чем видит смысл своего бытия? И в частности, что
побуждает людей совершать те или иные поступки (подходя к утилитарной
цели - покупать те или иные товары или услуги)?
В конце 60-х годов Стэнфордским исследовательским институтом (США) под руководством Уиллиса Хармона было проведено масштабное исследование под названием «Меняющийся облик человека». В итоге оно получило название классификации VALS (values and life styles - человеческие ценности и стили жизни). Результаты его значительно вышли за границы маркетинга и стали представлять интерес для научных дисциплин, изучающих человека. В итоге получились четыре большие группы людей (причем каждая состоит из нескольких подгрупп), "разделенных" по своей так называемой жизненной мотивации. Познакомившись с этой классификацией, вполне можно, во-первых, определить "свое место" в этой жизни и даже опереться на нее в поисках собственного жизненного смысла, а во-вторых, понять, что движет мыслями и действиями окружающих вас людей, чем они руководствуются в своих наиболее характерных поступках, и как создать для них ту или иную мотивацию к действию.
На сегодняшний день в рунете существуют различные варианты этой
классификации, что неудивительно: надо думать, что с 70-80 годов
прошлого века, когда она стала использоваться достаточно широко, прошло
уже много времени, и скорее всего, классификация проходила доработку.
СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ:
1 группа - Борцы за выживание
1.1 Собственно борцы за выживание
1.2 Борцы с окружающей средой
2 группа - Мотивированные извне
2.1. Быть не хуже других
2.2. Быть как все
2.3. Быть лучше всех
3 группа - Мотивированные изнутри
3.1. Ориентированные вовнутрь
3.2. Ориентированные вовне
3.3. Прагматики
4 группа - Гармоничные личности
Формирование и взаимодействие мотиваций
"Практикум": выдержки из материалов Мастер-класса, связанных с работой над классификацией по жизненной мотивации.
Я хочу быть адекватным
Я хочу быть счастливым
Я хочу восстановить ощущение счастья
Я хочу восстановить цель в жизни
Я хочу восстановиться после потери цели
Я хочу восстановиться после потери цели в жизни
Я хочу выяснить свои цели
Я хочу выяснить свой путь
Я хочу выяснить свою дорогу в жизни
Я хочу выяснить свою мотивациюТемы: жизненные мотивации, психологическая грамотность.
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва