ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Зависимости (аддикции) и особенности терапии

Дата создания: 19.08.2004
Дата обновления: 07.12.2011
Проблема всех зависимостей - отказавшись от предмета зависимости, человек получит какие-то "санкции", какое-то "наказание", какие-то, мягко говоря, неприятности. Вот какие, каким образом, в связи с чем - первый вопрос в терапии зависимостей. Ну, скажем так - один из первых. Вообще с понятием зависимости - сейчас то же самое, что и с понятиями "депрессия, "фобия" и т.п.: тоже термин вовсю пошел в народ и стал частью определенной гипердиагностики...

 

"Реклама! Наш обучающий курс "Как избавиться от интернет-зависимости" - теперь и в онлайн-варианте".

Анекдот

 

Обсуждая тему зависимости, или аддикции (от англ. addiction-зависимость), начать следует с определений: потому что термин вовсю пошел в народ и стал частью определенной гипердиагностики. Зависимостью сейчас – для пренебрежительно-обвинительной оценки – могут назвать любое хобби, увлечение или пристрастие. Однако в медицинском смысле зависимость определяется как "навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами". (В. Д. Менделевич, "Психология зависимой личности"). А в социальном,  согласно словарю Глоссарий.Ру,  "зависимость - отношения между социальными объектами, характеризующиеся подчинением одних объектов другим объектам".

Говоря о зависимости как о проблеме психотерапевтической, необходимо отличать наличие зависимого (аддиктивного) поведения от удовлетворения естественных потребностей.
Можно сказать, что все мы зависимы - как минимум от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды… В общем, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое существование, точнее - необходимое выживание. А еще можно сказать, что в определенной мере человек зависит от социума, в котором живет, от наличия в собственной жизни самореализации, социального признания и востребованности,  новых знаний и эстетических впечатлений, уважения и любви – фактически можно взять известную пирамиду Маслоу и перечислить все ее уровни, от физиологических до социальных.

И есть патологические зависимости - те, которые ограничивают свободу человека и негативно влияют на его здоровье (напомню, что по классификации ВОЗ здоровье - это благополучие не только физическое, но еще и психологическое, и социальное). Но где кончается привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то, и начинается болезненная, патологическая, я бы сказал - деструктивная зависимость? Где проходит граница между хобби и аддиктивной зацикленностью, между любовью и эмоциональной зависимостью, между вкусовыми предпочтениями и расстройством пищевого поведения, между интересом к работе и трудоголизмом?...

О зависимости (аддикции) можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься фактически не может и не хочет, несмотря на то, что от самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Собственно, это и называется "аддиктивным поведением" или расстройством влечения. Аддикт не то чтобы испытывает удовольствие в контакте с предметом своей зависимости: он скорее вне этого контакта испытывает выраженный дискомфорт, неудовольствие. Собственно, сущность любой зависимости – это уход  (пусть непостоянный и деструктивный) от реальных проблем и жизненных сложностей.

***

"Человек разумный" стал доминирующим на планете видом во многом оттого, что, будучи подвержен большому количеству естественных зависимостей, не был зависим конкретно от чего-то одного: ни от одной конкретной еды (если ее нет, он может есть что-то другое), ни от одной конкретной температуры (как известно, люди проживают и в достаточно жарких, и в достаточно холодных местностях). То же самое относится и к социально-психологической сфере: люди нуждаются в знаниях – но не из одного источника, в любви – но не от одного конкретного человека, в самореализации – но не в одном определенном социуме. Точнее – это, как говорится, в обычных условиях. А в случае аддикции "предмет зависимости" представляется самому зависимому чем-то супер-ценным и фактически не имеющим замены. Терапия зависимостей сложна в том числе и данным сопротивлением (подчас неосознаваемым, но тем не менее довольно-таки ощутимым): "Сделайте так, чтобы я получил все нужное именно отсюда, а больше ниоткуда мне не надо".

По теории Э. Берна у каждой личности есть как бы три субличности: Родитель (цензура, правила), Взрослый (интеллект, логика, сознание), и Ребенок (бессознательное, неосознанные желания, стремления и т.п.). Зависимость как таковая чаще всего возникает у людей с откровенно доминирующим Ребенком,  выстраивающим все поведение личности по основному принципу "а вот я это хочу, и все". Причем возникает чаще всего тогда, когда у такой личности-Ребенка возникает в жизни тот или иной дискомфорт: страх, неудобство, проблема. Как поступают маленькие дети, когда им плохо или страшно и хочется куда-нибудь спрятаться? Они лезут под одеяло с головой, или вообще просто закрывают глаза. И практически уверены, что они спрятались и от внешнего неприятного воздействия защищены. То, что вне границ одеяла это неприятное воздействие, коли уж оно есть, будет их снова ожидать - они, как правило, не задумываются. И когда сталкиваются с подобным - опять лезут под одеяло. И так до бесконечности.

Точно так же примерно формируется во многих случаях и аддикция. Личность с доминирующим внутренним Ребенком от своего имеющегося дискомфорта нередко прячется с помощью какого-либо подвернувшегося "одеяла": спиртного, наркотика, чрезмерной еды, азартной игры, "безумной любви"… То есть как только человек воспользовался чем-то и  хотя бы на время избавился от дискомфорта - он тут же это для себя отмечает как приятное и начинает прибегать к этому методу снова и снова. Причем как только он это приятное бросил и внешний дискомфорт навалился на него заново (ситуация-то не изменилась) - он опять хватается за то, что ему один раз "помогло". И собственно,  основная трудность избавления от зависимости – в том, что человек просто не может себе представить, как он без предмета зависимости будет жить. А иначе он на данный момент просто не умеет, и что сложнее – не хочет учиться.

Один из известных физиологов, А.Б.Кампов-Полевой, проводил серию экспериментов по наблюдению течения алкогольной болезни на лабораторных крысах. Однако не каждая крыса может стать алкоголиком. Алексей Борисович отбирал «кандидатов на формирование алкогольной зависимости» следующим образом: брал большую емкость с водой и по одной бросал крыс в воду, наблюдая за их поведением. Если крыса сразу начинала активно сопротивляться ситуации, пыталась выскочить и в принципе не смирялась с возникшим положением вещей – он ее вытаскивал из воды и отсаживал в сторону: животное для эксперимента не годилось. А вот тех крысок, которые сразу складывали лапки и шли ко дну, он откачивал и пересаживал в другую клетку: эти животные были вполне готовы к формированию у них алкогольной зависимости, что потом с успехом у всей отобранной партии и произошло.

Конечно, ни один эксперимент не отражает всех перипетий реальной жизни, но точно так же и люди с активной жизненной позицией, готовые работать на свое благополучие и пользоваться своей самостоятельностью, зависимостями любого вида страдают намного реже, чем те, кто легко покоряется обстоятельствам и не готов в своей жизни ничего менять сам.


***

К сожалению, работа с зависимостями осложняется еще и тем, что большая часть зависимостей считается "социально одобряемыми". Например, зависимость от идеологии, от религии, от родителей: даже алкогольная и никотиновая зависимость во многих социумах расценивается как одобряемая и поддерживаемая. Кстати, гораздо выше уровень возникновения зависимостей – в социумах с тоталитарным режимом, где у большинства людей нет привычки самостоятельно управлять своей жизнью и умения (желания) пользоваться своей личностной свободой. Даже авторитарный родитель, и тот может в процессе воспитания создать зависимость у ребенка: особенно если будет повторять "Ты не можешь этого сделать/решить/выбрать, предоставь это мне, я сделаю это гораздо лучше для тебя".

Поэтому чрезвычайно важно, анализируя ситуацию конкретной зависимости, определить, нет ли в окружении аддикта тех, кто сознательно или бессознательно подогревает его зависимость теми или иными дополнительными дивидендами. К примеру, жалуется жена на то, что ее муж алкоголик – но не перестаёт его содержать и удовлетворять его просьбы "дать денег". Теоретически муж - совершеннолетний, дееспособный, тогда почему супруга при всех ее жалобах содержит его, как мама? Потому что  не представляет, как можно предоставить супругу право самому решать, что он будет делать - пить или есть. Именно это ей не нравится - что муж что-то будет решать сам. У наркологов даже бытует термин: "профессиональная  Жена Алкоголика".


Здесь пора упомянуть о понятии "созависимость". Возможно этот термин создали чуть ли не сами люди, которым приятно раздавать своим зависимым дополнительные «выгоды». Потому что назови ту же "профессиональную Жену Алкоголика" "созависимой" - сразу резко меняются акценты: она уже не "провокатор", невольно подогревающий зависимость мужа, она - такая же, если не бОльшая, страдалица. И на правомерный вопрос типа "что же ты с таким алкоголиком живешь тогда до сих пор" можно ответить: "Я бы рада уйти, да не могу, я же созависимая!"

Но с другой стороны, можно сказать - да, верно, такая жена сама является зависимой: от тех психологических купонов, которые она осознанно или неосознанно стрижет с аддиктивного поведения супруга. (Все это, понятно, может говориться не только про жену, но и про мужа, маму, другого родственника или знакомого). Созависимость по сути своей является, как и зависимость, одним из вариантов социально-иерархических игр: «созависимый» де-факто получает возможность иерархической самореализации за счет «диктата через опеку» и осуществляет таким образом свою неосознаваемую потребность во власти.

Подробнее о созависимости можно прочитать в статье "Треугольник Карпмана".


***

Итак, главное отличие зависимости от увлечения - она мешает жить, и в первую очередь самому человеку, а не только его окружению. Окружение подчас называет то или иное увлечение члена своего социума зависимостью только потому, что человек в это увлечение убегает от них, от их власти, давления и т.п. А если самому человеку какое-то "рабство" мешает - вот это уже зависимость в полной мере. Любой человек живет не в вакууме, а в реальном мире с реальными проблемами:  те, кто об эти проблемы «спотыкается» и убегает в деструктивные иллюзии – становятся аддиктами, а тот, кто сам управляет своей жизнью и умеет принимать решения – разбирается с проблемами «в рабочем порядке» и идет дальше к собственным целям.

Поэтому при работе с зависимостями я помогаю своему клиенту научиться пользоваться такой самостоятельностью и свободой. В том числе - принимать свои решения с учетом социальных реалий; ставить свои собственные цели, минуя чужое стороннее давление; нести ответственность за свои решения и поступки в первую очередь перед самим собой. И в частности – помогаю проанализировать ситуацию и определить, как мой клиент может решить ту или иную проблемную задачу более конструктивными методами, не вредящими его физическому и психическому благополучию.

Как правило, для реализации подобных целей многим банально не хватает знаний: о себе и своей личности (в том числе о бессознательном), о возможных реакциях окружающих социумов, о возможных вариантах решений тех или иных вероятных проблем и сложностей, и так далее. Все эти знания я могу предоставить своему клиенту в процессе работы (причем знания не общего характера, а индивидуальные, непосредственно о нем, о его личности и ситуации): если у него будет желание эти знания получать. И не просто «избавляться от той или иной зависимости»,  не терять что-то, а приобретать, становиться интеллектуально и эмоционально богаче, а не беднее.
 

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу выяснить причины зависимости
Я хочу жить без алкоголя
Я хочу жить без зависимости от алкоголя
Я хочу жить без зависимости от женщины
Я хочу жить без зависимости от мужчины
Я хочу жить без привязанности к алкоголю
Я хочу забыть о зависимости от алкоголя
Я хочу забыть о привязанности к алкоголю
Я хочу забыть о тяге к алкоголю
Я хочу избавиться от тяги к алкоголю

Темы: алкоголизм, бессознательное, Взрослый-Родитель-Ребенок по Э.Берну, зависимости, психологическая зависимость.

Логин

Пароль