ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу выяснить причины зависимости"

Само слово «выяснить» предполагает, что вы хотите что-то для вас темное и непонятное сделать ясным, понятным. По сути это заказ «научиться видеть и понимать» то или иное явление, развитие отношений и т.п.

Однако зачастую все бывает гораздо проще – и тем самым сложнее. Потому что в русском языке уже давно сформировался устойчивый оборот «выяснять отношения». И де-факто он значит – не делать что-то ясным, а, как правило, разговаривать с оппонентом на повышенных тонах, обвинять его в чем-то, задавать нравоучительные вопросы, а в итоге – заставлять оппонента принимать чуждое ему, чье-то постороннее решение или представление о жизни. Если вы именно так понимаете слово «выяснить» (в частности, выяснить отношения) – вряд ли я вам смогу помочь. Моя помощь скорее будет заключаться именно в содействии реальному пониманию того, что может происходить в той или иной ситуации.

Но здесь хочу добавить: если вы намерены что-то «выяснять», эффективнее делать это в двух направлениях. И начинать не с того, чем обусловлены поступки вашего оппонента или наличие у вас той или иной проблемы, а что творится в первую очередь в вашем собственном восприятии и в вашем бессознательном. Потому что если у вас по той или иной причине сформировался в эмоциональном и логическом восприятии некоторый «блок», через который не проходит информация, касающаяся ваших «болевых точек», - то все остальное «выяснение» может оказаться напрасной тратой времени. Через ваш внутренний «блок восприятия» сведения о вашей проблеме не пройдут, потому что ваше бессознательное, точнее – ваша внутренняя цензура не даст вам их услышать и воспринять.

Поэтому любое выяснение разумно начинать с выяснения своего отношения к происходящему, своей специфики восприятия и возможного наличия собственных болевых точек: а убедившись в том, что ваша «система восприятия информации» и на логическом, и на понятийном, и на эмоциональном уровне функционирует адекватно - возможно приступить и к наблюдению и анализу за другими людьми, ситуациями и проблемами.

Говоря о причинах того или иного явления или результата, необходимо обращать внимание и на следствия. И исследовать не столько сами причины, сколько причинно-следственную связь в целом. Эта связь, как правило, бывает многоступенчатой и многоходовой: далеко не всегда всё уложится в банальное «после того – значит, вследствие того». Потом, нередко пытаются найти единственную причину возникновения проблемы. а их может быть много. К проблеме нередко приводит целая цепочка событий, в конце которой начальные причины уже частично теряют актуальность.

И еще: даже определив причины возникновения той или иной проблемы, сложно решить проблему как таковую. Например: в квартире зажгли спичку, и от этого случился пожар. Чтобы решать возникшую проблему, вначале необходимо тушить пожар, а не искать ту спичку, от которой все занялось.

Иногда стремление «искать причину» очень похоже на стремление «искать виноватого». Но даже если вы этого «виноватого» найдете, уже возникшую проблемную ситуацию это вряд ли исправит. Да, информация «откуда взялась проблема» может быть полезна потом, при решении вопроса «как снова не наступить на эти грабли», но при работе непосредственно с проблемной ситуацией даже ее причины в некоторых случаях могут быть не важны в первое время.

Главное отличие зависимости (аддикции) от увлечения - она мешает жить, и в первую очередь самому человеку, а не только его окружению. Окружение подчас называет то или иное увлечение члена своего социума зависимостью только потому, что человек в это увлечение убегает от них, от их власти, давления и т.п. А если самому человеку какое-то "рабство" мешает - вот это уже зависимость в полной мере. Любой человек живет не в вакууме, а в реальном мире с реальными проблемами: те, кто об эти проблемы «спотыкается» и убегает в деструктивные иллюзии – становятся аддиктами, а тот, кто сам управляет своей жизнью и умеет принимать решения – разбирается с проблемами «в рабочем порядке» и идет дальше к собственным целям.

Как правило, для реализации подобных целей многим банально не хватает знаний: о себе и своей личности (в том числе о бессознательном), о возможных реакциях окружающих социумов, о возможных вариантах решений тех или иных вероятных проблем и сложностей, и так далее. Все эти знания я могу предоставить своему клиенту в процессе работы (причем знания не общего характера, а индивидуальные, непосредственно о нем, о его личности и ситуации): если у него будет желание эти знания получать. И не просто «избавляться от той или иной зависимости», не терять что-то, а приобретать, становиться интеллектуально и эмоционально богаче, а не беднее.

Статьи по теме


Зависимости (аддикции) и особенности терапии
Проблема всех зависимостей - отказавшись от предмета зависимости, человек получит какие-то "санкции", какое-то "наказание", какие-то, мягко говоря, неприятности. Вот какие, каким образом, в связи с чем - первый вопрос в терапии зависимостей. Ну, скажем так - один из первых. Вообще с понятием зависимости - сейчас то же самое, что и с понятиями "депрессия, "фобия" и т.п.: тоже термин вовсю пошел в народ и стал частью определенной гипердиагностики...

Консультация 41
"Я нахожусь в сильной эмоциональной зависимости от своего бывшего любовника"; "Иногда мне кажется, что у меня нет права жить на этом свете"; "Как построить отношения с родственниками?"; "Идет война бабушек за ребенка"; "Мой мужчина хочет детей, а я - нет"

Треугольник Карпмана
Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". В отличие от классических бёрновских игр, ведущихся по принципу Личность-Личность или Личность-Группа, треугольник Карпмана предусматривает трех "участников", причем все трое имеют в нем свои роли…

Курение
Никотиновая зависимость, или попросту курение, - самая распространенная на земле. Причем наблюдается интересная картина: люди, которые нашли свое место в жизни, ценят свой мозг и не травят его чем попало. А те, кто в жизни остается вечным подростком, да еще оказывается в чем-то социально неприкаянным, в качестве спасения хватаются за сигарету.

Комплекс (синдром) отличника
Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Алкоголизм
Перейдет ли периодическое употребление спиртного в зависимость - зависит, извините за тавтологию, от многих факторов: и от мотивации (как принятия спиртного, так и жизненной), и от структуры личности, и от биологической конституции, и от родительского сценария (сценариев), и от социальной среды и установок социума...

Оценочная зависимость
У многих взрослых людей (не говоря уже о молодых людях и подростках), особенно воспитанных в выраженно иерархическом социуме, довольно часто может возникать негативная реакция при слове "оценка". Как минимум потому, что в иерархическом социуме она часто выступает основным инструментом манипуляции ребенком...

Темы: зависимости, психологическая зависимость.