ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Ощущение полноты жизни и синдром черновика

Дата создания: 09.09.2017
Дата обновления: 09.09.2017
" Такое понятие, как "полнота жизни", само по себе субъективно: мерить, насколько полна или не полна жизнь, имеет право только сам хозяин этой жизни.,,"

Н.Н.: - Ответы на подобные вопросы всегда будут носить достаточно субъективный характер. Потому что такое понятие, как "полнота жизни", само по себе субъективно: мерить, насколько полна или не полна жизнь, имеет право только сам хозяин этой жизни.

Можно сказать, что чувство "полноты жизни" связано с так называемым уровнем запросов: причем не только материальных, но и интеллектуальных, и социальных, и так далее. И чем ниже этот уровень запросов (и чем примитивнее интеллект) – тем легче теоретически ощутить "полноту жизни". В конце недавнего курса скайп-конференций по социальным взаимодействиям, на итоговом занятии, говоря о смыслах и целях жизни, я приводил такую аналогию: каждый человек по факту своего рождения получает в руки – допустим, стакан (по ассоциации с известным "стакан наполовину полон или наполовину пуст"). Этот стакан изначально – пустой, и только от самого человека зависит, чем и насколько интенсивно он будет этот стакан наполнять.

Так вот, возвращаясь к ранее сказанному: чем ниже уровень запросов и чем примитивнее интеллект, тем проще наполнить этот стакан. Потому что объем у такого стакана – небольшой.

Собственно говоря, почему и популярны так называемые одурманивающие препараты: алкоголь, наркотики, психотропные средства. Они временно снижают уровень интеллекта и помимо прочих последствий как бы "опускают планку запросов": пусть на время, но все-таки. Человек оказывается счастливым, довольным жизнью – пока не протрезвеет.

Еще одна ловушка в плане уровня запросов – ситуация, когда эту планку кто-то ставит извне. И человек живет буквально под прессингом подобной установки: "Ты не имеешь права ощущать полноту жизни и считать себя счастливым, если у тебя нет…" Дальше идет обычно список на несколько страниц - перечень того, что сам "установщик планки" считает важным и нужным для счастья. Но логически понятно, что даже если человек начнет реализовывать в своей жизни весь этот список – он вряд ли в итоге ощутит себя счастливым: потому что это не его список, не его запросы и не его понимание счастья.


- Что дает ощущение полноты жизни, счастья и успеха?

Н.Н.: - Начнем с того, что любые ощущения человека генерирует его психика. И чтобы он ощутил "полноту жизни" – как уже было сказано выше, ему необходимы как минимум собственные критерии этой самой полноты, некий внутренний баланс собственных запросов и затрат, своё понимание, к чему и зачем он в этой жизни движется.

Полнота жизни – это то, чем вы сами захотите наполнить свою жизнь. Счастье – это то, что вы сами называете таковым. Успех – это прежде всего ваше собственное понимание, а не навязанное извне. Для многих успешный человек – это у кого, например, есть дом, машина, бизнес… что там еще из распространённых запросов? А у вас, может быть, успех зависит от изучения нового языка, от путешествий, от умения рисовать или управлять вертолетом… да мало ли целей, которые сугубо индивидуальны для каждой личности.

Но здесь необходимо обозначить потенциальную проблему, возникающую в иерархическом социуме: многие люди (и большей частью мои потенциальные и реальные клиенты) теряются перед возможностью самостоятельного выбора. Более того – их эта возможность пугает: только потому, что в детстве и юности они за свой собственный выбор постоянно получали негатив. Их выбор всегда клеймился неправильным. И довольно много времени может занять осознание того, что подобное было не потому, что они выбирали "не то", а потому, что внешние "установщики планок" категорически не хотели, чтобы их "подчиненный" (ребёнок, ученик и т.п.) научился выбирать сам. Он должен был зависеть только от стороннего выбора и подчиняться только сторонним критериям. И жить так, как старшие велят.

Но в самом деле, как быть, если самому определять цели, критерии и т.п. хочется, и готовность есть, а умения пока что нет?
В идеале, конечно, ребенка обучают выбирать родители. В том же идеале подросшего ребенка учат выбору педагоги. Но большей частью обучаться выбирать свои пути и формулировать свои запросы человеку приходится самостоятельно, с тем или иным количеством "шишек" в процессе обучения. Или еще, как вариант, он может воспользоваться в этой области помощью консультативного психотерапевта. Но даже в результате консультации будет строить свое счастье сам, а не психотерапевт будет это делать за него.

Если говорить языком теории Бёрна о субличностях – для самостоятельного выбора полезно развивать внутреннего Взрослого: логику, прогностическое мышление, здравый скепсис. Иметь адекватное представление о собственных силах и возможностях: не заниженное и не завышенное. И быть готовым ставить перед собой следующие вопросы: "Если мне кто-то что-то активно навязывает – то для каких целей? Если меня кто-то оценивает – зачем?" Потому что и навязывание, и оценка – это труд, и никто не делает этого просто так: всегда имеет место какая-то польза для самого оценщика.

Козьма Прутков говорил: "Хочешь быть счастливым – будь им!" Однако препятствия для ощущения полноты жизни, счастья и успеха у каждого свои. Иногда они самому человеку не видны: происходит так называемое вытеснение. И в этом случае, если опять же пользоваться содействием психотерапевта, основной к нему вопрос – это не "Сделайте меня счастливым", а "Помогите мне самому понять, что мешает мне быть счастливым". Квалифицированный консультант поможет вам разобраться именно в этом моменте с учетом ваших собственных целей и наполнения жизни, и никак не будет вам навязывать своих пониманий этого.


- Откуда берется ощущение "живу, как черновик пишу", что настоящая жизнь будет завтра, вот-вот начнется?

Н.Н.: - Сложно однозначно ответить. Есть целый список проблем, которые могут к этому привести:
- что бы человек в жизни ни делал, он все время получает за это по голове
- он в принципе живет "не свою жизнь", решает чужие задачи и идет к чужим целям
- он постоянно по разным причинам ощущает хронические неудачи, невезение и пр.
Даже одной проблемы из этого списка достаточно, чтобы человек, простите, либо свихнулся от негатива, либо ушел в "синдром черновика": мол, скоро все эти несчастья кончатся, и уж тогда-то я заживу.

Свое влияние на внутреннюю цензуру многих людей оказывает и распространённая журналистская фраза "начать жизнь/отношения с чистого листа". Это на самом деле весьма неполезно, так как что не дает накапливать и учитывать прошлый опыт, анализировать то, что привело к краху тех же отношений или к потребности "начинать новую жизнь". Люди борются с совершёнными ошибками по принципу "Всё забыть и начать сначала", но при этом ошибок не анализируют, что закономерно и приводит потом к наступлению на те же самые грабли, иногда еще и в том же самом месте. Потому что человек встает ровно на ту же дорогу, что уже привела его однажды к этим граблям.

И еще одна возможная причина "синдрома черновика" – это общеизвестное родительское "ты еще маленький". Ребенок ощущает: пока я маленький, я только учусь жить, вот вырасту большой – и заживу! А так как у некоторых родителей ребенок может быть маленьким всю жизнь – для такого ребёнка вся жизнь может в режиме черновика и пройти.


- Как научиться твердо ощущать почву под ногами?

Н.Н.: -Здесь заочно можно сказать кратко: во-первых, трогать ее ногами почаще и поменьше витать в облаках. А во-вторых – научиться эту почву именно "твёрдо ощущать" (это не совсем то же, что "ощущать твёрдую почву"). Потому что почва может быть и зыбкой, и рыхлой, и как-то иначе неустойчивой: но при этом важно суметь понять, что она из себя представляет. И какие устройства необходимы для продвижения по этому участку: лыжи, резиновые сапоги или палка для прыганья по кочкам. Важно научиться видеть реальный мир, прогнозировать развитие событий и оценивать адекватно и свои неудачи, и свои успехи.


На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть адекватным
Я хочу быть нормальным
Я хочу быть оптимистом
Я хочу быть разумным
Я хочу вернуться в норму
Я хочу вернуться к норме
Я хочу восстановить нормальное общение
Я хочу восстановить нормальное окружение
Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу выяснить причины страхов

Темы: ЖЖ-интервью, жизненные сценарии, здравый смысл, качество жизни, комплексы, понятие нормы, страхи.