ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу знать причины комплексов"

Чтобы знать о чем-то – надо начать узнавать. Любой, самый длинный путь начинается с первого шага.
И наверное, если клиент говорит «Хочу знать» - он нуждается в каких-то достаточно сложных знаниях: всё простое он наверняка уже узнал сам и к психотерапевту за этим обращаться ему было не надо. Поэтому чаще всего заказ «Хочу знать» продолжается словами «но почему-то не могу».
Иногда человеку для этого знания не хватает адекватной информации.

Иногда он хочет знать что-то, что бьет по его бессознательным болевым точкам, и даже при наличии информации она натыкается на внутренние «барьеры восприятия».

А еще, желая что-то узнать, полезно для себя определить, до какой степени и каких глубин вы намерены закапываться в данную область.

Но в любом случае я достаточно эффективно могу содействовать человеку, который хочет что-то знать. Мы разберемся в том, что у него не получается, если на пути к этому знанию возникают какие-то проблемы. Я дам ему необходимую информацию (в том числе достаточно уникальную и индивидуальную), если он в ней нуждается. А самое главное – я предложу ему «ключи» к необходимым знаниям, чтобы сами знания он смог добыть сам.

В работе с клиентами я часто апеллирую к одному стихотворению из поэзии вагантов (в переводе Л.Гинзбурга). Там есть такие строки: «Мыслью сделаюсь крылат в гордых этих стенах, чтоб ОТРЫТЬ заветный клад знаний драгоценных». Многие читают – «открыть». Приходится обращать внимание, что написано несколько иначе. Потому что, обретая знания, причем сложные, многоуровневые, приходится не столько открывать, сколько отрывать: с трудом, с пОтом, с интеллектуальным напряжением. И если человек этого не сделает сам – он, увы, не приобретет этих знаний. Но тем, кто хочет приобрести, причем вложив в первую очередь собственный труд – я могу помочь: как минимум помочь сориентироваться, «где конкретно копать», чтобы «отрыть» знания по той или иной проблеме или ситуации.

Говоря о причинах того или иного явления или результата, необходимо обращать внимание и на следствия. И исследовать не столько сами причины, сколько причинно-следственную связь в целом. Эта связь, как правило, бывает многоступенчатой и многоходовой: далеко не всегда всё уложится в банальное «после того – значит, вследствие того». Потом, нередко пытаются найти единственную причину возникновения проблемы. а их может быть много. К проблеме нередко приводит целая цепочка событий, в конце которой начальные причины уже частично теряют актуальность.

И еще: даже определив причины возникновения той или иной проблемы, сложно решить проблему как таковую. Например: в квартире зажгли спичку, и от этого случился пожар. Чтобы решать возникшую проблему, вначале необходимо тушить пожар, а не искать ту спичку, от которой все занялось.

Иногда стремление «искать причину» очень похоже на стремление «искать виноватого». Но даже если вы этого «виноватого» найдете, уже возникшую проблемную ситуацию это вряд ли исправит. Да, информация «откуда взялась проблема» может быть полезна потом, при решении вопроса «как снова не наступить на эти грабли», но при работе непосредственно с проблемной ситуацией даже ее причины в некоторых случаях могут быть не важны в первое время.

Говоря о «комплексах» как о существенной части социально-психологической проблематики, необходимо понимать, что имеет место довольно разнообразное толкование этого понятия. в том числе и среди специалистов. Все чаще слово «комплекс» означает «некую ущербность, болезнь, проблему». Однако по сути комплекс – это набор чего-либо, или как все чаще выражаются сегодня - «сет». Поэтому, говоря кому-то « у вас комплексы», необходимо уточнять – комплексы чего? А то получится как в анекдоте про психотерапевта, к которому пришел клиент с просьбой «помочь избавиться от комплексов», а потом выяснилось, что комплексы у него зенитно-ракетные.

Иными словами, «комплекс» - это некий набор «симптомов и синдромов», нередко перемещенных обыденным пониманием из психиатрии. Кроме того, понятие комплекс дополнительно искажено эвфемизмами вроде «девушка без комплексов»: то есть «закомплексованный» в обыденном понимании значит еще и «ограниченный», «зажатый», а то и «не имеющий определенной наглости». И слово «комплекс» постепенно превращается в однозначно-негативную оценку.

Однако должен заметить, что далеко не от всех «комплексов» – то есть не от всех «наборов тех или иных свойств» - стоит непременно избавляться. Здесь тоже прежде всего нужен предварительный анализ и диагностика, изучение конкретной ситуации и личности в целом. Может быть, то. что до сих пор вы сами или ваши окружающие считали «комплексом», в результате окажется источником вашего дополнительного потенциала, если это грамотно применить? Но даже если у вас действительно имеется некий «набор свойств, складывающийся в определенную проблематику», с которым вы хотите расстаться – это тоже лучше делать по итогам индивидуальной беседы и подробного анализа.

Статьи по теме


Ощущение полноты жизни и синдром черновика
" Такое понятие, как "полнота жизни", само по себе субъективно: мерить, насколько полна или не полна жизнь, имеет право только сам хозяин этой жизни.,,"

Застенчивость, робость и скромность
Мало кто готов сказать о себе "Я застенчив", и это в общем логично. Куда чаще психотерапевт слышит "Он застенчив" или "Она застенчива", и значит, его или ее нужно переделать. Перекроить, переломать, и как говорится в старом анекдоте про мудрого филина – "сделать из мышки ежика". То есть из одной личности сделать совершенно другую, при этом отказывая первой, изначальной, вообще в каком-либо праве на существование.

Право на ошибку
Если обсуждать эту тему с позиции бёрновской теории субличностей – а это на пальцах легче всего, - то довольно часто источником лишения права на ошибку оказывается внутренний Родитель, причём контаминированный (заражённый) извне. Иными словами – у человека с детства в жизни был хотя бы один значимый взрослый, выступавший в роли "Да куда ты годишься без меня" – в роли категоричного авторитарного оценщика. И такой оценщик прививает своему ребёнку перфекционистское ощущение "Все люди обычные и могут ошибаться, а ты должен быть идеальным и всё делать идеально".

Неудачи
"...часто "ты неудачник" говорят те, кто как раз должен был научить, поделиться умениями, помочь, но – по разным причинам не научил, не поделился, не помог. Или сделал всё это недостаточно. А теперь перекладывает с больной головы на здоровую – часто потому, что у него тоже есть внутренний оценщик, который будет его в свою очередь пилить: что же ты так плохо научил, а?.. И можно будет ответить: я хорошо его учил! Просто он неудачник!.."

Комплекс (синдром) отличника
Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Синдром самозванца
"Синдром самозванца" – внутреннее ощущение, наличествующее у многих людей, внешне подчас довольно успешных. Несмотря на все возможные внешние регалии, дипломы, признание коллег и прочее, такой человек в глубине души постоянно боится, что его вот-вот разоблачат. Потому что он – "не на своём месте". Чтобы корректировать это ощущение, прежде всего необходим анализ того, откуда оно берётся, на каких кирпичиках, на каком фундаменте выстраивается.

Прокрастинация
Прокрастинация - проблема довольно распространённая, если не сказать больше. Её часто даже называют болезнью. И что любопытно – материалов о "лечении прокрастинации" и о "борьбе с прокрастинацией" в сети и других источниках едва ли не больше, чем о самой этой проблеме.

Темы: комплексы.