Электронный доктор

Добро пожаловать в систему кратких заочных психотерапевтических консультаций "Электронный доктор"!

Результат запроса

"Я хочу уметь управлять бессознательным"

Уметь что-то – значит приобрести те или иные навыки. Соответственно, чтобы уметь – нужно начать эти навыки приобретать, обучаться. Однако с обучением чему-либо в социально-психологической сфере, к сожалению, есть определенные сложности.

Иногда для такой учебы нет учебников (или есть, но их чрезвычайно много, они все разные и часто содержат весьма противоречивую информацию).
Иногда для такой учебы нет учителей, подходящих вам по стилю и духу обучения (или где-то есть, но вы уже в поисках столкнулись с двумя-тремя явно неподходящими и больше тратить на эти поиски силы и средства не хотите).

А самое главное – ни в школе, ни в институте, ни (практически) в родительской семье не учат многим вроде бы элементарным вещам, крайне необходимым в жизни: тому, что относится к сфере социальной и личностной психологии, науке общения, построения отношений и т.п. Кроме того, чрезвычайно сложно бывает самостоятельно искать, воспринимать и воплощать в жизнь знания из «болезненных» лично-проблемных областей.

Поэтому заказ вида «хочу уметь» довольно часто приходится слышать от потенциальных клиентов: более того, консультативная психотерапия практически вся по сути и есть обучение разного рода знаниям и умениям. Для первого этапа получения информации на сайте есть Кабинет самопомощи: если, ознакомившись с интересующими вас темами, вы сумеете сами получить необходимую информацию и превратить ее в нужные знания и навыки, не тратя моего времени и собственных денег – это замечательно. А если все-таки ваша проблема сложна, требует индивидуальной работы, информации и помощи в обучении – тогда к вашим услугам Мастер-класс и кабинет (в частности, такой вид терапии, как коучинг).

Заказ «хочу управлять» вначале требует некоторого уточнения. Как минимум у него возможны два смысла: «управлять» как «манипулировать, даже вопреки желаниям или возможностям объекта управления» - или «управлять» как «приводить некую систему или структуру к определенным целям».

Здесь еще важно уточнить те цели, которые вы поставили для этой системы или структуры: достижимы ли они в конкретном случае? Помните, в «Маленьком Принце» Сент-Экзюпери Король говорил, что не может приказать своему генералу обернуться морской чайкой.

Еще: управлять ситуацией – фактически значит держать некий «штурвал» в собственных руках. Без определенных знаний навыков штурвал можно вертеть, извините, только как обезьяна в знаменитом фильме «Полосатый рейс». Поэтому эффективное управление чем бы то ни было подразумевает немалые знания о принципах функционирования этого «чего-то»: как устроен «механизм», как взаимодействуют его «детали», и какое ваше вмешательство в систему к какому результату приведет.

Поэтому выполнение заказов вида «Я хочу управлять…» я обычно предлагаю начинать с изучения потенциального «объекта управления» и возможности достижения поставленных вами целей. И только потом переходить к формированию наиболее эффективных стратегий.

Бессознательное –довольно большая область человеческой психики. Это все эмоции, внутренние неясные потребности, реакции, восприятия и т.п. Всё то, что мы не осознаем, но что руководит большинством наших поступков. Кстати, часто всё это ошибочно называют «подсознание». Но бессознательное не над и не под сознанием, а рядом с ним, и в идеале – в сотрудничестве с сознанием, а в случае проблем – в некотором конфликте.

Если представить совокупность сознания и бессознательного в виде айсберга, то, как известно, у него есть подводная и надводная часть. Провокационный вопрос: что из этого сознание, а что бессознательное? Обычно сразу отвечают, что-де подводная часть - бессознательное, а надводная - сознание. Однако не совсем так. И подводная, и надводная часть - это все наше бессознательное. Подводная (бОльшая) часть - это совершенно неосознаваемые и неконтролируемые вещи (типа перистальтики кишечника, или, скажем, определения количества желудочного сока, которое организму необходимо выделить для переваривания того определенного бутерброда, который лежит сейчас перед вами на столе). Все, что мы не можем взять под свой сознательный контроль, да и не должны, и не нужно это. Контроль понадобится, если человек тяжело заболеет и сломается этот внутренний неосознаваемый механизм.

Надводная часть айсберга - это тоже бессознательное, однако уже то, которое "более на поверхности": цензура общественная, цензура личная, предсознание и прочие подобные вещи. Это вся мотивация поступков, которые совершаются "потому что так надо", а не потому, что это оправдано логически. Это человеческое поведение, которое формируется, не задумываясь - как, что, почему, для чего? Иногда это вполне оправдано (как например, общепринятое социальное табу не убивать себе подобного и т.п.), а иногда уже кое-где и мешает.

А на вершине айсберга бывает такой пушок снега - его вершина слегка этим снегом припорошена. По крайней мере в количественном соотношении это и есть наше сознание.
У многих людей бывают проблемы с изучением собственного бессознательного: потому что сложно корректировать то, что не осознаётся. Точно так же как сложно изучать что-то под микроскопом, не взяв это в руки и не положив туда. Собственно, психоаналитические методики для того и нужны, чтобы помочь человеку «увидеть» то, что творится в его бессознательном, вывести безотчетные ощущения и мотивы в сознание – и уже в осознанной точки зрения их анализировать.

Статьи по теме


Перенос и контрперенос
"Так называемый перенос/контрперенос, или трансфер/контртрансфер – один из наиболее сложных моментов психоаналитической терапии и одно из ключевых понятий психоанализа как теории. По тому, как решаются психотерапевтом проблемы переноса/контрпереноса, можно судить о его профессионализме и качестве работы. Но прежде чем говорить о том, как распознать этот самый перенос и что с ним делать – обратимся к определениям, чтобы разобраться, что из себя по сути представляет это явление..."

Розен-метод как один из эффективных методов современного психоанализа
Человеческое тело, особенно в области неконтролируемых мышечных реакций, может стать достаточно эффективным источником информации о бессознательном. Если прицельно изучать и наблюдать состояние тела (учитывая то, насколько плотно обычно связаны соматические и эмоциональные реакции), то можно распознать не только текущее эмоциональное состояние клиента, но и более глубинную эмоционально-бессознательную проблематику. Эти возможности достаточно широко используются в современной психоаналитической практике.

Сексуальный инстинкт и инстинкт размножения
Как показывает практика, сексуальная сфера "человека разумного" сложна и многообразна, а также изрядно запутана: в ней существует масса заблуждений, ложных убеждений, внутренних сопротивлений и прочего. Но с другой стороны, при всей неоднозначности человеческой сексуальности – эта тема создает многим людям массу психологических и социально-психологических проблем (не говоря уж собственно о проблемах интимного характера).

Новая реальность и новое бессознательное
Распространённость компьютерных технологий и коммуникаций сегодня определённым образом влияет на бессознательное человека. Но как вследствие этого меняется восприятие реальности, учитывая специфику её формирования, чем грозит перемещение в шлеме виртуальной реальности по реальному пространству и какую роль играют здравый скепсис и логический анализ в отделении реальной реальности от виртуальной?

Выражение эмоций: эмоциональные травмы, психотравмы, эмоциональное выгорание
Эмоции – основной предмет исследования в психоанализе, сущность и основа бессознательного. В том числе и поэтому в социуме обычно принято эмоции, особенно сильные и негативные, большей частью скрывать. То есть – либо не демонстрировать в открытую и в полной мере то, что сейчас ощущается, либо демонстрировать какие-то другие эмоции, более подходящие к конкретной ситуации в рамках общепринятой вежливости в определённом социуме...

О человеческой сексуальности
...Именно в истории человеческой сексуальности можно найти ответы на многие вопросы и понять причину многих проблем. Кроме того, человек в сексе реализует не только физиологические потребности и возможность произвести потомство, а еще и социальные, и психологические задачи. Но тогда стоит разобраться прежде всего в том, откуда взялась такая сложность в интимной жизни людей, да и зачем она? Почему человек стал "самым сексуальным животным" и каким образом стал использовать свою интимную близость не только для плотских утех?

"По стопам Фрейда и немного вперёд: о бессознательном и не только"
В данной работе мне хотелось раскрыть объективность и материалистичность психоанализа, развенчать мифы и страхи о нем, обозначить некоторые точки соприкосновения психоанализа с другими естественными науками, а также изложить специфику его практического применения.

Темы: коучинг, психоанализ.

Логин

Пароль

Запомнить
Забыли пароль?