"Я хочу перестать жить по сценарию"
Практически всем известна ситуация, когда родитель говорит ребенку «перестань», а ребенок не может: ему это действие зачем-то нужно, оно как-то привлекает, и мало ли, что мама считает это дело несерьезным? Даже анекдот такой есть про мальчика, который думал, что его зовут Вова Перестань, так часто мама ему это слово говорила.Точно так же и бессознательное у людей: оно живет «здесь и сейчас», и если ему здесь и сейчас что-то нужно/важно/интересно – оно будет за это цепляться, сколько бы вы ни говорили сами себе «Перестань».
Даже если то дело, которое вы хотите «перестать делать», явно вредное, деструктивное, приносит вам неприятности – но если оно зачем-то необходимо вашему бессознательному, или, как говорил Эрик Берн, вашему «внутреннему Ребенку» - просто волевым решением «перестать это делать» вы не сможете. Необходим какой-то более значимый мотив, перевешивающий те задачи, которые «вредное дело» сейчас решает в вашей жизни (пусть и не самым лучшим образом для вас).
Нередко заказ «я хочу перестать» может даже означать «Я сам не могу прекратить это делать, доктор, остановите меня!» Однако я не смогу быть рядом с вами постоянно и постоянно вам что-то запрещать: не говоря уже о том, что и чужого «приказания» ваше бессознательное вряд ли послушается. С ним мы работаем иначе: анализируем, исследуем, разбираемся, что ему необходимо, и как можно удовлетворить эти потребности наиболее результативно, конструктивно и безопасно.
Поэтому в случае, когда вы хотите – но не можете! – что-то «перестать», задумываться желательно не о том, как себя «заставить перестать», а как разобраться в ваших собственных внутренних потребностях, в том, как можно их удовлетворить иначе, а также – о том, чем иным вы будете заполнять тот возможный вакуум, который появится после того, как вы перестанете делать то, что раньше занимало некоторое место в структуре вашей жизни.
На самом деле вопросы эти довольно непростые. Поэтому вряд ли можно будет на них ответить коротко и быстро. В принципе это тоже тема для работы в кабинете, и в частности – для психоаналитической терапии.
Как известно, с точки зрения определения живых организмов, чтобы жить, надо быть способным дышать, есть и размножаться. Однако человеку, как правило, этого мало. Известный психолог Абрахам Маслоу составил даже целую пирамиду человеческих потребностей, в которой физиологическое обеспечение жизни занимает пусть фундаментальное, но «иерархически» самое нижнее место. А затем идут потребности социальные, коммуникативные, образовательные, личностный рост и так далее. таким образом, когда человек говорит психотерапевту «Я хочу жить в том или ином качестве», надо полагать, что физиологические функции он в основном отправляет благополучно, а вот в других уровнях жизни его что-то не устраивает.
И мы закономерно начинаем со встречного вопроса: как он хочет жить? С кем (или без кого)? Какие изменения намерен в жизни произвести?
Но в большинстве случаев клиенту и это тяжело сформулировать. Что неудивительно: зная, что хотелось бы изменить, человек, как правило, это меняет. А когда он вроде бы живет, но эта жизнь лично ему некомфортна, что-то где-то напрягает, а что именно, не всегда понятно – тогда уже ситуация сложнее. Тогда работа начинается с анализа нынешней жизненной ситуации во всех ее направлениях, чтобы определить, где возникает дискомфорт, в чем и от чего. А когда выяснится, что и где необходимо поправить – тут уже клиент может зачастую и сам справиться (но если будет необходимо, я и на этом этапе готов ему помогать).
Отдельно хотелось бы сказать о формулировке заказа «Не могу жить без» чего-то или кого-то. Здесь тоже явно речь идет об удовлетворении небиологических потребностей: однако часто приходится обращать внимание. что говор я»не могу жить» - человек тем не менее живет. Он дышит, двигается, питается – то есть формально функционирует. Другое дело, что ему это функционирование тоже может быть не в радость, если он ощущает нехватку чего-то на «верхних уровнях пирамиды жизненных потребностей»: тогда мы разбираемся, в чем конкретно состоит эта нехватка и как ее можно удовлетворить или компенсировать доступными, социально приемлемыми и подходящими именно для конкретного клиента способами.
У понятия «жизненный сценарий» может быть много толкований: поэтому вначале желательно бы уточнить, что конкретно имеется в виду. Жизненный сценарий как «изначально предначертанная судьба»? Или жизненный сценарий (точнее – родительский сценарий) в формулировке психотерапевта Эрика Берна, когда те или иные моменты жизни родителей повторяют дети? Или жизненный сценарий как повторение собственных ошибок, так сказать – постоянное наступание на одни и те же грабли?
Исходя из уточнения, и подход к работе со «сценарием» будет разной. Но в любом случае «сценарные механизмы» изначально находятся в области бессознательного, поэтому их «отладка» должна происходить на индивидуальной консультации.
Статьи по теме
Сказка - ложь, да в ней намёк
Известный психоаналитик Эрик Берн в своей книге "Люди, которые играют в игры" уделил большое внимание сказкам – и в первую очередь их воздействию на "жизненный сценарий" личности. Да и в принципе тема "Сказки и их влияние на жизнь" давно интересна как психоаналитикам, так и многим их клиентам...
Восьмое марта
...по сути – это праздник борьбы женщин за свои права, за равенство с мужчинами. День борьбы против угнетения по половому признаку. По логике, не мужчины должны поздравлять женщин с этим днём, а женщины – друг друга (подруга подругу). Женщинам Восьмого марта логично праздновать то, что они независимы от мужчин, что у них есть гражданские права, что они могут работать и зарабатывать независимо от отца или мужа, и что многим из них вполне по силам устроить Восьмого марта собственный девичник в своё удовольствие. Но почему об этом сейчас очень мало кто помнит?
Конференция 22, план-тезис
Ощущение полноты жизни и синдром черновика
" Такое понятие, как "полнота жизни", само по себе субъективно: мерить, насколько полна или не полна жизнь, имеет право только сам хозяин этой жизни.,,"
"Психологические купоны" - практикум
"Она рядом со мной живым укором: мол, я такая счастливая, а она вся – несчастная", " Я не нахожу никакого удовольствия в роли "жилетки" и она скорее меня тяготит", " Он не раз просил жену обратиться к психоаналитику, на что она отвечала - "Да он меня за дуру считает, думает, что у меня крыша поехала", "Есть ли какие-то предпосылки для того, чтобы человек стал "сборщиком купонов", "Если реальная помощь в подобных ситуациях - это как минимум обесценивание психологических купонов близкого человека или знакомого, то как конкретно это делать?"
"Психологические купоны" - теоретическая часть
Вообще отдельная история про то, как чувство вины становится королевским способом манипуляций. Но факт есть факт: такой трансакционный рэкет бывает весьма действенным, и ради этого многие готовы действительно страдать, переживать, испытывать проблемы и всякие негативные эмоции...
Формирование и работа внутренней цензуры
Внутренняя цензура (супер-Эго по Фрейду) – это система социальных запретов, которые стали частью самой личности и принимаются не как внешние, но как свои собственные, внутренние. "Так можно – так нельзя", "Наши предки так не делали", "А об этом и думать не смей" и т.п.– всё это "высказывания" внутренней цензуры. В принципе цензура выполняет роль так называемых защитных механизмов: но от чего она защищает?
Темы: жизненные сценарии.