"Я хочу перестать испытывать слабость"
Практически всем известна ситуация, когда родитель говорит ребенку «перестань», а ребенок не может: ему это действие зачем-то нужно, оно как-то привлекает, и мало ли, что мама считает это дело несерьезным? Даже анекдот такой есть про мальчика, который думал, что его зовут Вова Перестань, так часто мама ему это слово говорила.Точно так же и бессознательное у людей: оно живет «здесь и сейчас», и если ему здесь и сейчас что-то нужно/важно/интересно – оно будет за это цепляться, сколько бы вы ни говорили сами себе «Перестань».
Даже если то дело, которое вы хотите «перестать делать», явно вредное, деструктивное, приносит вам неприятности – но если оно зачем-то необходимо вашему бессознательному, или, как говорил Эрик Берн, вашему «внутреннему Ребенку» - просто волевым решением «перестать это делать» вы не сможете. Необходим какой-то более значимый мотив, перевешивающий те задачи, которые «вредное дело» сейчас решает в вашей жизни (пусть и не самым лучшим образом для вас).
Нередко заказ «я хочу перестать» может даже означать «Я сам не могу прекратить это делать, доктор, остановите меня!» Однако я не смогу быть рядом с вами постоянно и постоянно вам что-то запрещать: не говоря уже о том, что и чужого «приказания» ваше бессознательное вряд ли послушается. С ним мы работаем иначе: анализируем, исследуем, разбираемся, что ему необходимо, и как можно удовлетворить эти потребности наиболее результативно, конструктивно и безопасно.
Поэтому в случае, когда вы хотите – но не можете! – что-то «перестать», задумываться желательно не о том, как себя «заставить перестать», а как разобраться в ваших собственных внутренних потребностях, в том, как можно их удовлетворить иначе, а также – о том, чем иным вы будете заполнять тот возможный вакуум, который появится после того, как вы перестанете делать то, что раньше занимало некоторое место в структуре вашей жизни.
На самом деле вопросы эти довольно непростые. Поэтому вряд ли можно будет на них ответить коротко и быстро. В принципе это тоже тема для работы в кабинете, и в частности – для психоаналитической терапии.
«Слабость» в психологически-бытовом понимании – любопытный термин. Чаще всего он имеет выражено-негативную коннотацию, и используется, как правило, в категорично-оценочном сравнительном ключе. Причем в достаточно бинарном плане: «сильный-слабый», больше вариантов не дано.
Но на самом деле о том или ином варианте слабости (и то довольно относительно) можно говорить, если речь идет о поднятии каких-то грузов. А в области межличностных и социальных отношений со всех их сложностью бинарная шкала и подавно перестает работать. Иногда то, что многие привычно называют «слабостью», может оказаться вашей силой: важно только знать, в каких ситуациях и при каких условиях. И вообще если вы знаете свои личностные особенности и умеете грамотно и с пользой для себя их применять – вы де-факто уже не будете «психологически слабым», как бы вас в этом плане ни оценивали со стороны.
И в этом смысле любую слабость можно превратить в силу: если помочь человеку применять особенности своей личности и характера адекватно и с пользой для него самого. Это одна из основных направлений моей работы в области индивидуального консультирования.
Статьи по теме
Проблемы диагностики депрессии: тестирование по MMPI (СМИЛ) и особенности интерпретации итогового профиля
От теоретических выкладок и статистических исследований на тему депрессии практикующему специалисту когда-то приходится переходить к непосредственной работе с клиентом в депрессивном состоянии. И в частности, проводить различные диагностические обследования, выявляющие или подтверждающие предварительный со-диагноз "депрессия".
Синдром самозванца
"Синдром самозванца" – внутреннее ощущение, наличествующее у многих людей, внешне подчас довольно успешных. Несмотря на все возможные внешние регалии, дипломы, признание коллег и прочее, такой человек в глубине души постоянно боится, что его вот-вот разоблачат. Потому что он – "не на своём месте". Чтобы корректировать это ощущение, прежде всего необходим анализ того, откуда оно берётся, на каких кирпичиках, на каком фундаменте выстраивается.
О проблемах и преимуществах психастении
Психастения позволила людям, пусть и не всем, накапливать знания и вообще в них нуждаться. У таких людей существует выраженная потребность учесть максимальное количество "ветвления развития ситуации"; собирать не только основные сигналы, но и множество "дополнительных", побочных, неявно выраженных. И чем дальше развивалась наука, тем более востребованным и реально используемым оказывалось это свойство личности...
Нарциссизм: не всё так однозначно
Нарциссическая личность не стремится встраиваться в социум и как правило, не рефлексирует по поводу того, что социум его не принимает: нарцисс скорее меряет всех остальных по себе, а еще точнее - он изначально убежден, что он – персона грата, а остальные по сравнению с ним – просто недочеловеки. И поэтому у него есть неограниченные права и возможности, а другие должны его слушаться, а если не хотят – ну, им же хуже.
Сочетания личностных акцентуаций
...Представьте, что такой человек оказался в условиях сенсорной депривации (эмоционально-информационного голода). Самый распространенный случай - вынужден жить в одиночестве (физическом или психологическом). И круг общения у него минимальный, а то и вовсе никакой. По крайней мере, "возможностей самореализации", вернее, осуществления своих конституциональных потребностей - минимум...
Личностные акцентуации по MMPI (СМИЛ)
"Психологический портрет личности" каждого человека состоит из многих различных свойств, как картина - чаще всего из многих красок, или из многих оттенков пусть даже одного и того же цвета. Вот эти "краски" называются акцентуациями, и общее личностное описание складывается из них ВСЕХ: разумеется, у разных людей разные акцентуации выражены в разной степени, это и составляет итоговую "картину вашей личности".
"То, что называется характером: акцентуации, мотивации, субличности" - план-проспект
Предлагаемый издателям план-проспект книги о структуре личности и многомерном формировании так называемого характера.
Темы: структура и качества личности, черты характера.