ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Кризис среднего возраста

Дата создания: 16.11.2017
Дата обновления: 16.11.2017
Формально ответ на вопрос "что делать с ощущением", учитывая вышесказанное, будет такой: ощущение желательно ощущать. Не уговаривать себя, что вы ничего не чувствуете, не затыкать это чувство, как будто его нету, а ощущать. И потом попытаться осознать: "Я сейчас чувствую, что что-то происходит: например, что жизнь проносится мимо. Устраивает ли меня это ощущение? И если ответ – "нет", то что я могу изменить в данной ситуации? И даже точнее – что бы я хотел(а) сделать, для начала?"

Н.Н.: - Как уже повелось в прошлых выпусках, я вначале скажу несколько слов по вопросам и теме "в общем".
Для начала – на сайте есть статья про кризис среднего возраста как таковой. Хотя по большому счету сегодняшняя подборка не совсем об этом явлении, а только частично.
И потом - меня озадачили многочисленные формулировки типа "Как бороться с ощущением".
Сразу встречный вопрос: а зачем с ним бороться?

Представьте, что у вас есть некое устройство. И на нем – сигнальная лампочка: датчик неисправности. И вот эта лампочка загорелась: сигнализирует, что в устройстве что-то неисправно.
И вы спрашиваете, как вырубить эту лампочку.

Любые ощущения – это индикатор вашего контакта как с внешним миром, так и с вашим собственным, внутренним. И если возникают неприятные ощущения – это аналог той самой сигнальной лампочки: что-то в отношениях с миром сбоит. Идёт какой-то конфликт: то ли внешний, то ли внутренний.
Так логичнее эти ощущения не запинывать ногами в дальний угол бессознательного (где они потом могут накопиться и внезапно рвануть), а разобраться, о чем вам то или иное чувство пытается рассказать, по поводу чего хочет до вашего сознания достучаться. Ведь если вы узнаете, о чем вам сигнализирует ваша лампочка – вы и поломку вовремя устраните. По крайней мере, сможете использовать эту информацию для дальнейшего адекватного принятия решения в каждом конкретном случае.

Да, порой в этих внутренних сигналах не получается разобраться самостоятельно, особенно если сигналы идут из глубоко бессознательной области и при этом забиваются вашей внутренней цензурой. Тогда анализировать ощущения желательно на консультации с психотерапевтом-психоаналитиком, который поможет вам расшифровать эти сигналы, вывести их из вашего бессознательного в ваше сознание – чтобы вы сами смогли понять, о чем они вам говорят.

А теперь попробуем хотя бы в первом приближении разобраться с конкретными вопросами.


- Что делать с жутким ощущением "проносящейся мимо жизни"?

Н.Н.: - Формально ответ на вопрос "что делать с ощущением", учитывая вышесказанное, будет такой: ощущение желательно ощущать. Не уговаривать себя, что вы ничего не чувствуете, не затыкать это чувство, как будто его нету, а ощущать. И потом попытаться осознать: "Я сейчас чувствую, что что-то происходит: например, что жизнь проносится мимо. Устраивает ли меня это ощущение? И если ответ – "нет", то что я могу изменить в данной ситуации? И даже точнее – что бы я хотел(а) сделать, для начала?"

Представьте, что вы сидите на некоей станции, а мимо вас в разные стороны с большой скоростью проносятся разные поезда. И вы чувствуете отчетливый дискомфорт оттого, что они все куда-то едут, едут, а вы здесь сидите. Вас это тревожит. Но тогда задайте себе вопрос – а вы тоже хотели бы ехать? Куда? Если вы сейчас пойдете в кассу брать билет – до какой станции вы его возьмёте? И когда вы на эту станцию приедете, что вы там будете делать?
Потому что, анализируя такие вопросы, можно в итоге прийти к тому, что лично вы и не обязаны куда-то ехать, что вы вполне можете сидеть на этой станции, а потом встать и пойти заниматься своими делами. А если выяснится, что вам все же нужно ехать куда-то, вы уже четко будете знать – куда, зачем и на какое время. И тогда сядете в нужный вам поезд и поедете до вашей собственной станции назначения.


- Как стать более организованной, чтобы не было каждый день ощущения, что этот день прожит зря?

Н.Н.: - Начну сразу с того, что "прожит зря" – это оценочный подход. Он не всегда адекватен ситуации. Кто это решил, что "зря"? по каким критериям это определено? Соответствуют ли критерии этого оценщика вашим собственным? Иногда подобные ощущения возникают у людей, которым мама в детстве часто говорила "Что ты занимаешься ерундой, пойди займись чем-нибудь полезным!" И если этот человек потом выбирает в жизни какое-то занятие, которое не соответствует критериям "полезно" его собственной "внутренней мамы", он постоянно ощущает чувство вины, что он "ничего не делает толкового, а время идёт!" Что он не отвечает какому-то кем-то заведённому порядку, что он не поднимается прямо и целенаправленно по определенной лестнице, а вместо этого, по его же внутренне-цензурным ощущениям, "занимается какой-то ерундой".

Иногда психологи рекомендуют подобным клиентам записывать всё, сделанное за день, чтобы к вечеру не было ощущения "Я ничего не сделал и день прошел зря". И люди записывают, многим помогает, но у некоторых к вечеру все равно вылезает внутренний оценщик и говорит, что "и это вот зря, и это зря, и то, и другое, а это вот вообще никому не нужно! А дельного ничего ты за весь день не совершил".
Вот здесь анализ этого ощущения логично начинать с разбора критериев, по которым возникает такая внутренняя оценка.

И сложно стать более организованным человеком, если вашу жизнь организовываете не вы сами. Если вам не совсем понятно, куда и зачем вы идете, что вы будете там делать, и кто вообще управляет вашей жизнью и вашей личностью.


- Как бороться с ощущением, что время уходит? Я не успеваю сделать то, что хочу. Мне не хватает молодости, она скоро кончится и... все пропало!

Н.Н.: - Про "бороться с ощущением" я сказал выше, и в продолжение этой мысли – предлагаю начать анализировать: вы не успеваете сделать то, что хотите – а что вы сейчас делаете? Чем сейчас занята ваша жизнь? Вы просто сидите на одном месте и ничего не делаете? Вряд ли. Вы делаете то, чего на самом деле не хотите? Зачем, ради каких выгод? Или на то, чего вы хотите, просто нужно больше времени?

Вы пишете, что "вам не хватает молодости". Тогда еще один уточняющий вопрос: а молодость – это примерно до какого возраста? А после этого возраста, как в популярной шутке, нужно замотаться в простыню и медленно ползти на кладбище?..

Теоретически, если убрать из этой области все стереотипы, молодость сменяется зрелостью: тем самым возрастом, когда человек уже многое знает и еще многое может. Кстати, "многое может" человек до достаточно позднего возраста, если опять же отказаться от шаблонов вроде "А вот этим в твоем возрасте заниматься уже поздно, несолидно и т.п." Да, в молодом возрасте мозг более подвижен и организм более послушен, но если достаточно рано бросить "двигать мозгом и организмом" только потому, что это "несолидно" – то всё наработанное и пропадёт, действительно. Но на самом деле к навыкам молодости обычно добавляются возможности зрелости. Как минимум – возможность на базе приобретенного опыта строить прогнозы более точно.

И почему "всё пропало"? В большинстве случаев – всё только начинается.

Здесь скажу об одном любопытном рабочем наблюдении. Я часто сталкиваюсь с тем, что люди впадают в натуральную панику от слова "взрослый". "Я не хочу взрослеть! Я боюсь взрослеть!" А на поверку в цензурных установках у таких людей господствует постулат, что "стать взрослым" – это непременно отказаться от всех увлечений, от всех интересов, от всего, что нравится, и делать только то, что положено. А того, чего не поделал в молодости, во взрослом возрасте будет делать уже нельзя. А почему нельзя? А просто нельзя, и точка.

И создавать семью придётся не потому, что хочется, а потому что надо. И детей рожать – потому что надо. И вообще взрослым людям после определённого возраста нужно срочно начинать "жить не для радости, а для совести".

Говоря языком теории субличностей Эрика Бёрна – нельзя будет развлекать своего внутреннего Ребёнка, а придётся вообще задавить его, чтобы не мучился. А на волю выпустить исключительно внутреннего Родителя, который знает только два слова: надо и нельзя.

Однако на самом деле это не взрослость. Внутренний Взрослый по тому же Бёрну – это логика, интеллект, анализ. Он не мешает своим присутствием развлечениям внутреннего Ребенка, а скорее подстраховывает его – обоснованно и логично – от возможных неприятностей. Иными словами, человек в более зрелом возрасте, привыкший думать и анализировать (а не жить шаблонами), может получать удовольствия от жизни более безопасно, чем в молодости, когда ему не хватало ни жизненного опыта, ни прогностического мышления.


- Как бороться со страхом старения?

Н.Н.: - Говоря о "страхе старения", полезно было бы тоже определить, чего конкретно вы боитесь. Кто-то боится потенциальной немощи. Кто-то - потери "товарного вида". А кто-то вообще списывает себя со счетов в 30-40 лет: кстати, для вас в каком возрасте начинается старение?

Должен сказать, что психологическое старение может наступить в любом возрасте, в котором человек… именно что списывает себя в утиль. Сам. Когда он говорит "Мне уже ничего не нужно в жизни и не будет нужно". И очень поздно стареют психологически (если стареют вообще) люди, которые ощущают, что с возрастом они не теряют какие-то возможности, а в дополнение к уже имеющимся приобретают все новые и новые. Что они становятся не беднее, а богаче. Но при этом, разумеется, они не живут в рамках "это уже поздно, несолидно и нельзя". Как минимум, в таких ситуациях они могут задавать вопросы типа "кто сказал, что поздно, для кого несолидно и почему нельзя". То есть – их внутренний Ребенок защищен их внутренним Взрослым. Может быть, это и есть один из достаточно эффективных способов не то чтобы бороться со страхом старения, а сделать его для себя неактуальным. Потому что если вы не теряете, а только приобретаете – то вряд ли возникает повод этого бояться.

Но, безусловно, здесь я могу говорить о любых ощущениях и в частности о любых страхах только в первом вероятностном приближении. Так как подобные эмоции, если действительно их анализировать подробно, требуют тщательной очной проработки, как и любая область человеческого бессознательного.


На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина



Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу восстановить смысл жизни
Я хочу восстановиться после потери смысла жизни
Я хочу восстановиться после потери уверенности в себе
Я хочу вернуть смысл жизни
Я хочу вернуть счастье
Я хочу вернуть цель в жизни
Я хочу вернуться к душевному равновесию
Я хочу вернуться к работе
Я хочу вернуться к учебе
Я хочу восстановить все

Темы: "кризис среднего возраста", ЖЖ-интервью, личностные кризисы.


Логин

Пароль