ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОАНАЛИТИК

Особенности продвижения психотерапии в сети с учётом сегментации клиентского рынка

Дата создания: 22.10.2015
Дата обновления: 22.10.2015
Если принять как данность тот факт, что клиенты психотерапевтов бывают столь же разными, как и сами психотерапевты, то возникает вопрос: как определить свой сегмент этого рынка и свою целевую аудиторию, а также выстроить собственную стратегию продвижения услуг?

Нарицына Марина Петровна,
психолог,
действительный член Союза психотерапевтов и психологов,
консультативный член ППЛ,
администратор и соведущий интернет-проекта www.naritsyn.ru

 

Сообщение на секции "Психотерапия в интернете и масс–медиа, новые информационные и диагностические технологии" Международного конгресса "Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия" 16-18 октября 2015 г.

 


Если принять как данность тот факт, что клиенты психотерапевтов бывают столь же разными, как и сами психотерапевты, то возникает вопрос: как определить свой сегмент этого рынка и свою целевую аудиторию, а также выстроить собственную стратегию продвижения услуг?

В первом докладе излагался базовый принцип сегментации покупательского рынка по группам мотиваций и их потребности в психотерапии, во втором – взаимоотношения каждой мотивационной группы и подгруппы с рекламой и специфика рекламного месседжа для каждой из них "в теории". Теперь, подводя некоторый итог, можно конкретизировать – как это все хотя бы в первом приближении может выглядеть на практике.

Сегментация рынка нужна для того. что, как говорилось во втором докладе, психотерапия – это одновременно наука и искусство, и в этом плане каждый психотерапевт предлагает свои индивидуальные услуги: невозможно, прочитав описание работы психотерапевта А, пойти и купить ровно то же самое у психотерапевта Б. И наоборот: психотерапевт Б не продаст клиенту то же самое. что психотерапевт А. И чтобы клиенты не оставались разочарованными по сути всей психотерапией, необходимо представлять, в каком сегменте рынка находятся клиенты каждого терапевта. и на этот сегмент направлять усилия по продвижению своих услуг.
Потому что – мало того, что толкаться всем в одном сегменте слишком тесно, да еще и клиенты получают искаженное представление о психотерапии в целом.

Многим практикующим психотерапевтам знакомо понятие "не мой клиент" – когда заказ идет вразрез с вашим терапевтическим кредо. Но тогда это кредо важно определить, и это будет фактически начало определения вашего сегмента: сравните это кредо с описаниями мотивационных групп и подгрупп – и выясните, в какой группе и подгруппе находится основная масса вашей клиентуры.

Следующий вопрос - как привлечь именно вашу целевую аудиторию. Здесь можно использовать такое понятие, как "личный бренд предпринимателя". Для каждой мотивационной группы он будет разным.

Для первой мотивационной группы – борцы за выживание, и особенно для подгруппы 1.2 – борцы с окружающей средой – важно следующее:
-  ваше личное участие в горячих дискуссиях на форумах и в блогах
- периодическое использование в вашей речи обсценной лексики
- однозначные формулировки, особенно в ответах на вопросы типа "кто виноват и что делать"
- позиция "Враг – вот эти люди, боритесь с ними" (конкретно люди могут быть разные: мужчины, женщины, чайлдфри, родители и так далее).
- можно иметь собственный блог, где поднимать вопросы именно такого плана и вести такие дискуссии
- сайт не обязательно. длинные слова эту группу только расстраивают
- статьи и книги типа Протопопова и Новоселова.

Для второй группы (мотивированные извне)
- регистрация на справочных ресурсах (сайтах и базах психологов и психотерапевтов)
- сайт можно чисто символический, главное – ваше фото и непременно регалии
- крайне важна ученая степень, чем выше – тем лучше
- сайт желательно раскручивать в поисковиках так, чтобы он уходил не дальше первой страницы выдачи
- обязательное присутствие в соцсетях (ЖЖ, Фейсбук, Вконтакте)
- высокий СК (социальный капитал) в блоге и ТИЦ (тематический индекс цитирования) у сайта
- поднятие в блоге насущных и остропопулярных вопросов и проблем (измена мужа, наличие детей, проблемы с родителями/детьми и так далее)
- непременно отзывы клиентов  
- присутствие в тренде, продвижение популярных и массовых ориентационных установок: "родителей надо слушаться, изменять нехорошо, всем надо иметь детей, жена да убоится мужа своего" и так далее). Катастрофа – идти против мейнстрима.
- работа с узкими группами, особенно конфликтующими: женщины, мужчины, родители и т.п.
- книги на тему "Как сделать то-то и то-то", желательно с подробными инструкциями.

Для третьей группы (мотивированные изнутри):
- сайт с качественным юзабилити (удобство пользования): немного фото, контактная информация, непременно сетка расценок (со всеми скидками, если они есть).
- четко сформулированное ваше УТП (уникальное торговое предложение): чем ваша работа отличается от других в лучшую для вашей ЦА сторону.
- не столько раскрутка, сколько качественный контент (статьи о проблематике вашей ЦА и принципах именно вашей работы с этими проблемами)
- блог опционально (по нынешним временам желательно), в блоге в том числе обсуждение материалов сайта
- Возможность записаться на приём онлайн
- В блоге – правило 30-30-30: профессиональная жизнь – личная жизнь (непременно  рекреация!) – рекламные материалы. И 10% на свободные публикации.
- Не самый стандартный подход к решению проблем, уход от догм и общепринятых установок.   
- Книги типа Маркова и Докинза, дающие скорее базовые знания, а не готовые решения.

Таким образом вы сможете регулировать свой клиентский поток и работать только с той клиентурой, которую предпочитаете сами.

 

Презентация к докладу

 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу найти выход
Я хочу найти помощь
Я хочу найти совет
Я хочу научиться искать выход
Я хочу определиться с поиском помощи
Я хочу определиться с поиском совета
Я хочу освободиться от проблем
Я хочу перестать делать ошибки
Я хочу перестать искать смысл жизни
Я хочу перестать испытывать стресс

Темы: доклады доктора Нарицына, о работе доктора Нарицына.