"Я хочу позволить себе быть оптимистом"
С проблематикой, описываемой словами "позволить себе" (хочу позволить себе, не могу позволить себе и т.п.) не всё так просто, как иногда кажется со стороны. Здесь нелишне вспомнить известную теорию психотерапевта Эрика Берна о том, что личность человека состоит как бы из трёх субличностей: внутреннего Ребёнка (эмоции, чувства, бессознательное), внутреннего Родителя (правила, устои, традиции) и внутреннего Взрослого (логика, анализ, прогностическое мышление). Любимая фраза Ребёнка – "хочу/не хочу", любимая фраза Взрослого – "есть смысл/нет смысла", любимая фраза Родителя – даже две! – "так нельзя" и "так надо/положено".И наименьшее количество проблем, когда руководителем всей этой тройки, тем, кто определяет основные направления движения и действия, является Взрослый. Родитель при этом берет на себя всю каждодневную рутину, а Ребёнок – эмоциональную часть, в том числе ощущение "жизненного драйва".
Но вот когда по тем или иным причинам Взрослый не сформирован с детства или за время взросления задавлен извне – тогда возможны трудности. В частности, такая: руководство вашей личностью берёт на себя Родитель. И всё: вы едете как по рельсам, не имея возможности выйти из пресловутых "так нельзя" и "так надо", причём только вы пробуете задаться вопросами "почему нельзя" и "кому надо", ваша внутренняя цензура создаёт своего рода сопротивление, продуцирует неприятные эмоции – страх, агрессию и т.п. То есть в итоге не вы сами руководите своей жизнью, а ваша внутренняя цензура, сообразующаяся с цензурой внешней. И это становится причиной для многих "вроде бы непонятных" проблем, затруднений с поисками выхода и т.п.
В частности, примерно из этой области может вырастать и проблема с "позволением себе" тех или иных вещей или действий, как правило - лично для вас приятных, выгодных и т.п. Поскольку собственный цензурный сценарий обычно копирует сценарий внешний, то есть то, как вас воспитывали в детстве, то обычно некоторые родители растят ребёнка в системе "любое своё удовольствие ты должен заслужить". И уже неважно чем: хорошей работой, отличным поведением, послушанием системе или чем-то ещё подобным. Главное – удовольствия не должны приходить "просто так". Причём в это "просто так" включается иногда и усилия и старания самого ребёнка. Это не считается, потому что не связано с позволением родителей. Иными словами, все удовольствия ребёнок должен именно не зарабатывать, а "заслуживать", получать "сверху", по высшему иерархическому позволению. И его собственные усилия по достижению цели не значат здесь практически ничего: главное – хорошо ли он себя вёл и насколько слушался, а оценивают это опять же родители.
Подобная иерархическая система часто встречается в самых разных микросоциумах, и зацепляется за внутреннюю цензуру многих детей, которые потом вырастают, становятся взрослыми… и не могут ничего "себе позволить".
Потому что их внутренний Родитель либо подходит к ним с повышенными мерками, делая из них перфекционистов – "Нет, ты недостаточно старался! ты сделал это хорошо, а надо идеально!" А так как идеала не бывает в принципе – то значит, здесь никакого "позволения" невозможно добиться никогда.
Либо Родитель считает, что "ты не заслужил". Ты плохо слушался, плохо вписывался в предложенные цензурные рельсы, ты позволял себе спорить и пререкаться с тем, что говорит цензура, поэтому – нет, ты не можешь себе позволить чего-то для себя приятного и выгодного.
И третий вариант – когда "позволить себе" человек хочет какие-то новые достижения, умения, успехи – внутренний Родитель говорит просто: "Ты? Ты не сможешь! ты не справишься! Потому что ты – ничтожество сам(а) по себе, и ничего у тебя не получится. Так что – лучше не суйся". И опять же, никакие рассуждения "А почему не получится" – не дойдут до логической цели, потому что цензура поставит барьер: "Почему? А потому, и всё. Потому что я сказала".
Говорить об этой внутренней иерархии просто, а вот работать с ней, чтобы проработать этот цензурный перекос, увидеть его сознанием и уже там с ним разбираться – сложно. Чаще всего это работа для кабинета психоаналитика.
Обычно в психотерапевтических заказах слово «быть» употребляется в двух связках: либо «хочу быть кем-то/каким-то», либо «хочу быть с кем-то». По второму варианту – наверное, точнее будет сформулировать «создать отношения с кем-то», и потом уже в них «быть». А по первому – обычно понятие «быть» в этом смысле значит «соответствовать каким-то определенным критериям». И если вы критериям соответствуете – значит, вы являетесь тем, кем хотите быть.
И здесь начинать нужно с другого вопроса: что это за критерии? Кто их сформулировал? Насколько они соответствуют вашей личности и вашей жизни? Согласуются ли они с вашими собственными целями и задачами? И наконец, как этих критериев достигнуть и почему вы не можете их достигнуть до сих пор.
Если поставить перед собой подобные вопросы – то в большинстве случаев найдется ответ: что делать, чтобы все-таки быть тем и таким, каким вы хотите. Но может статься и так, что осознание подобных вопросов упрется в какие-то внутренние сопротивления, трудности самовосприятия и т.п. Тогда – ситуацию необходимо анализировать в кабинете.
Оптимистами обычно хотят быть люди, в реальности испытывающие легкую, но достаточно длительную субдепрессию. Фактически их заказ звучит, как «Я хотел бы видеть мир не таким черным».
Кроме того, стать оптимистами иногда хотят реалисты. Когда их реальный взгляд на жизнь становится чересчур уж депрессивным.
Но если задуматься – что значит стать оптимистом? Прежде всего – научиться не видеть негативных моментов во внешней среде. Это существенно облегчает жизнь, но тем не менее иногда может быть опасно. Как если бы вы переходили дорогу и не замечали, что из-за поворота на вас несется грузовик.
А с другой стороны – крайности всегда неполезны. Поэтому безопаснее и эффективнее все-таки быть не пессимистом и не оптимистом, а именно реалистом. Который в жизни видит и негативные стороны, и позитивные, причем видит не столько эмоционально, сколько логически. И возможный негатив становится не столько поводом для страхов и депрессий, сколько пищей для аналитических размышлений, а иногда и для достаточно быстрых действий на основе полученной информации.
Статьи по теме
Проблемы диагностики депрессии: тестирование по MMPI (СМИЛ) и особенности интерпретации итогового профиля
От теоретических выкладок и статистических исследований на тему депрессии практикующему специалисту когда-то приходится переходить к непосредственной работе с клиентом в депрессивном состоянии. И в частности, проводить различные диагностические обследования, выявляющие или подтверждающие предварительный со-диагноз "депрессия".
Про успехеров, достигаторов, работу над собой и соревновательный невроз
Эта тема закономерно обостряется время от времени: якобы только люди, умеющие себя заставлять и проявляющие силу воли, становятся успешными. Тут в который раз возникает вопрос, что такое успех, какими линейками его мерить, и кто эти критерии измерения разрабатывает. Вспоминается письмо одного из несостоявшихся клиентов: "Я хочу стать триллионером". А почему? А потому, что хотеть стать миллионером – это уже мелко. Это недостаточно успешно. Это все хотят.
Перфекционизм
Перфекционизм – это стремление к абсолютному идеалу в сочетании с неспособностью дать самому себе даже в мелочах «право на ошибку». Причем «умом и логикой» перфекционист может вроде бы прекрасно осознавать, что «живые люди ошибаются», но некий внутренний, бессознательный голос все равно при этом будет говорить ему: «Люди ошибаются, а ты на это не имеешь права». В результате человек переживает фрустрацию, впадает в депрессию, становится рабом своего перфекционизма, но избавиться от этого состояния, как правило, самостоятельно не может.
Страх и тревога в современном мире
Чем страх отличается от тревоги? как разобраться - реален повод для тревоги или только кажется? Что делать с застреванием в тревоге? И вообще как жить в условиях, когда всё постоянно меняется, опереться не на что, привычные паттерны и мнения авторитетов неэффективны и никакой уверенности, что справишься с новым?
Депрессия, гендерная дисфория и трансгендерный переход
"До сих пор наше гендерно-бинарное распределение напрямую связано с понятием "нормы". Если кто-то узнает о трансгендерности человека – первым ассоциативным словом будет "ненормальный" (как в бытовом, так, увы, и в профессиональном плане). И даже такое понятие, как небинарная личность (не относящая себя стопроцентно ни к одному, ни к другому гендеру) не считается "нормой", не говоря уже о том, что человеку все равно предписывается иметь либо женский, либо мужской гендерный маркер..."
COVID-19 и депрессия
"По данным ВОЗ, так называемый постковидный синдром возникает в среднем у каждого пятого пациента, зараженного вирусом SARSCoV-2, и длится около трех месяцев с начала заболевания. Люди, страдающими осложнениями после коронавирусной инфекции, чаще всего жалуются на: депрессию, бессонницу, панические атаки, ухудшение памяти и внимания, снижение работоспособности…" Статья о постковидном синдроме и его особенностях с позиций терапевта, психотерапевта и психоаналитика.
Диагностика депрессии в телесно-ориентированной терапии: Розен-психоанализ и телесные зажимы
Розен-диагностика в чем-то похожа на анализ сновидений: есть какие-то маркеры, какие-то факты, которые необходимо сложить в одну общую картину. В частности, в случае тех или иных зажимов важно продиагностировать, в чем у человека происходит некое ограничение, какое необходимое ему действие он никак не может выполнить, в чем состоит тот или иной внутренний запрет, ограничивающий его действия. Поэтому мы в данной статье может предложить лишь некоторые примеры, а непосредственный анализ необходимо проводить в каждом отдельном случае исходя из содержания работы с конкретным клиентом.
Темы: депрессия, перфекционизм.